Методическая разработкаПрограмма подготовки к эколого-краеведческой экспедиции по системе озера Вуокса

Методическая разработка
«Программа подготовки к Эколого-краеведческой байдарочной экспедиции по системе озера Вуокса»
Подготовила:
Балина Нина Александровна
ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского р-на СПб.
Педагог дополнительного образования отдела туризма. Краеведения и спорта
Актуальность экспедиции
Эколого-краеведческая экспедиция является эффективным сочетанием образовательного процесса и отдыха. Байдарочные экспедиции по системе озера Вуокса, окружённые ореолом романтики и экстремальности, тем более привлекают детей и молодёжь.
Программа эколого-краеведческой байдарочной экспедиции включает в себя изучение  экологических и этнографических особенностей тех мест, по которым она проходит, оценку культурного ландшафта этой территории в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, освоение навыков водной туристской техники.
Экспедиция проходит по маршруту –Синево-п-ов Уводь-Беличье-Беличья протока-Васильево-Тиверские волоки-оз.Тростниковое-оз.Любимовское-Маслово-Мельниково-Горы-оз.Вуокса-о.Большой средний-крепость Корела-о.Чудный-п-в Сенной-о.Никитский-Приозерск
В экспедиции перед Вами раскроется великолепная природа Карельского перешейка, с его бесчисленными озёрами, переплетающимися речками и протоками Вуоксы, поросшими кувшинками, камышом и осокой. Бесчисленные острова, покрытые золотистыми соснами, поманят вас уютными бухтами и чистыми пляжами, узкими тенистыми заливами, зажатыми между скал и каменных лбов, широкими плёсами голубых озёр.
Отдых в сосновом бору, на вересковых склонах, купание в тёплых водах Вуоксы, великолепная рыбалка, изобилие грибов и ягод, земляничные поляны и волнующий вид со скалистых утёсов – всё это ожидает Вас во время нашего путешествия
Мы познакомимся с историей Карельского перешейка, с древними крепостями и скитами, оборонными сооружениями времен Великой отечественной войны.

Система озера Вуокса является интересным  эколого-биологическим объектом. Изучение её экологического состояния представляет интерес для школьников как с точки зрения знакомства с методиками эколого-биологического исследования водных объектов, так и с точки зрения формирования у них  представления об особенностях лесных рек, По берегам реки располагаются экосистемы, отличные от лесных экосистем. Важно чтобы школьники это различие увидели и оценили.
По берегам Вуоксы встречаются – различные посёлки, Представляет интерес сравнение населённых пунктов разного типа и оценка их с экологической, этнографической, социальной точек зрения, описание  культурного ландшафта, создание эколого-краеведческих портретов этих населённых пунктов. Маршрут заканчивается в старинном русском Приозерск его облик, крепость-Корела должны привлечь внимание участников экспедиции.
Совершенно очевидна гражданско-патриотическая  направленность данной экспедиции – родной край удивителен и прекрасен, но в нём существует немало проблем. Как их решать?
Программа экспедиции рассчитана на занимающихся подростков и детей ДДЮТ. Участники экспедиции получают возможность подойти к изучению родного края с разных позиций, осваивают различные методы полевых исследований, обобщают и анализируют полученные результаты.
Проведение этнографических исследований путём опроса местных жителей на маршруте следования экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, способствует адаптации в социуме и укреплению межпоколенных связей.
Байдарочная экспедиция способствует формированию и развитию у её участников навыков водной туристской техники, знакомит с основами туристского быта, правилами поведения в походе.
Немаловажно и то, что в летней экспедиции занимающиеся укрепляют своё физическое и эмоциональное здоровье.
Актуальность программы экспедиции в творческом её характере и комплексном содержании, которое заключается в эффективном сочетании познавательной и исследовательской деятельности, активного досуга.
Цели.
Воспитание целеустремлённости, чувства ответственности, становление активной жизненной позиции в процессе формирования устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию
Задачи:
Формирование навыков полевой экологической, этнографической исследовательской деятельности.
Изучение экологического состояния системы озера Вуокса на маршруте следования
Формирование представлений о культурном ландшафте изучаемой территории,
Создание эколого-краеведческих портретов населённых пунктов по маршруту следования
Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе коллективной деятельности
Освоение и совершенствование навыков водной туристской техники в процессе 10-дневного байдарочного перехода с ежедневным прохождением расстояния около 20-25 километров (кроме днёвок).
Осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов реки от мусора) на маршруте следования экспедиции.
Концептуальные основы
Бережное отношение к историческому, природному и культурному наследию и формирование устойчивого интереса к его изучению способствует сохранению межпоколенных связей и формированию Гражданина.
Системный подход – основа успешного эколого-краеведческого образования.
Экология и краеведение образуют междисциплинарный комплекс знаний, являющийся базой для формирования целостного мировоззрения.
Обычаи и традиции народов суть отражение их взаимоотношений с природой, окружающей средой.
Личностно-ориентированный подход педагогики сотрудничества.
Исследовательская деятельность школьников – наиболее эффективный способ изучения краеведения.
Формирование межпоколенных связей - важное условие воспитания толерантности и адаптации ребёнка в социуме.
Материально-техническое обеспечение.
Вся финансовая и хозяйственная деятельность экспедиции, направленная на реализацию поставленных в программе целей и задач, осуществляется в установленном законодательстве порядке.
Финансирование экспедиции осуществляется за счёт платы родителей. Расходование средств  осуществляется в соответствии со сметой.
Для проведения экспедиции имеется групповое туристское снаряжение: байдарки, спасжилеты, палатки, тент, верёвки, котлы, вёдра, топоры, принадлежности для костра. Кроме того, используется личное снаряжение участников похода – байдарки, туристические коврики, спасжилеты, рюкзаки, спальники.
Основная масса продуктов питания закупается перед началом экспедиции в соответствии со списком рекомендуемых продуктов.
Для проведения анализа воды используется полевая ранцевая лаборатория НКВ-Р (масса 10 кг).
Для записи и фиксирования информации используются блокноты (у каждого участника) и диктофон (один на группу).
Для осуществления образовательного процесса используются лупы, бинокли, карты.
Содержание программы.
Маршрут экспедиции:
Программа экспедиции в соответствии с поставленными целями и задачами, имеет несколько взаимосвязанных компонентов–экологический, -этнографический,  туристский.
Основные формы реализации программы экспедиции:
практические экологические исследования– оценка гидрологических, гидрофизических, гидробиологических показателей реки, оценка экологического состояния природных экосистем по берегам реки по маршруту следования; экскурсии: экологические – в природные экосистемы окрестностей реки, ознакомительныеэтнографические в населённые пункты по маршруту экспедиции; опрос местного населения с целью сбора экологической, этнографической информации её фиксация в письменном виде и на диктофон; индивидуальная исследовательская деятельность; природоохранные мероприятия – очистка берегов от мусора.
Эколого-краеведческая экспедиция, осуществляемая в условиях байдарочного похода, имеет определённую специфику.
Во-первых, график движения должен быть согласован с планом проведения мероприятий программы. Его необходимо рассчитать так, чтобы на время обеденного перерыва останавливаться в таких местах, где есть возможность не только приготовить обед, но и сходить на опрос в близлежащий населённый пункт (до 2-3 километров) и провести практические экологические исследования.
Во-вторых, места для днёвок (их планируется три) должны отвечать ряду требований – быть удобными для проведения мероприятий культурно-спортивного характера, находиться на приемлемом расстоянии от населённого пункта, в который планируется поход для сбора этнографической и фольклорной информации (4-8 километров).
В-третьих, преимуществом байдарочного похода является – возможность посетить труднодоступные населённые пункты, в которые легче добраться по воде. Поэтому необходимо в полной мере использовать эту возможность. Однако необходимо учитывать, что нередко жителями таких населённых пунктов являются дачники, не являющиеся носителями местных традиций.
Программа экспедиции представляет собой своеобразную эколого-краеведческую школу, результатом обучения в которой является определённый набор знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает усвоение обучающимися знаний об основных природных сообществах, характерных для малых рек и их окружения – хвойных  лесах, пойменных дубравах, ольшаниках, заливных лугах, водных сообществах, знакомство с методами полевого сбора экологической, этнографической информации.
Мероприятия культурно-спортивного характера (мероприятия досуга) спланированы с использованием элементов традиционной культуры. В их основе лежат народные игры, праздники, обряды. Такие мероприятия, способствуют формированию коммуникативных навыков, сплочению коллектива, раскрытию творческих возможностей школьника, созданию благоприятного эмоционального фона, оздоровлению, и, в целом, социальной адаптации и становлению активной гражданской позиции.
Обеспечение жизнедеятельности участников экспедиции производится их собственными силами. В группе есть медработник. Приготовление пищи происходит под руководством педагога группой дежурных (3 человека) по графику дежурств.
Организационная структура экспедиции следующая. С одной стороны, участники (12 человек) разделены на две группы, в каждой из которых проводятся экскурсия и практическое занятие. С другой стороны, все они являются членами экипажей, в которых определены капитаны, как правило, более опытные в туристском плане. Кроме того, все участники экспедиции разделяются на исследовательские группы – гидробиологи,  ботаники, краеведы.
Весь состав экспедиции собирается каждый вечер у костра, обсуждает итоги прошедшего дня, вносит предложения и рекомендации.

Содержание компонентов программы.
Экологический компонент.
Цель: воспитание бережного отношения к природному наследию родного края в процессе изучения его многообразия и экологического состояния и осуществления природоохранной деятельности.
Задачи:
оценка экологического состояния природных сообществ по маршруту следования экспедиции.
знакомство с природными сообществами системы озера Вуокса и их окружения;
формирование навыков полевого экологического исследования;
формирование навыков ведения полевого дневника и дневника экспедиции;
осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов от мусора на местах стоянок).
Можно выделить два этапа экспедиции - подготовительный и основной. На подготовительном этапе готовится снаряжение для проведения экологических исследований – приспособлений для измерения глубины водоёма, прозрачности воды (диск Секки). Основной этап проходит в условиях экспедиции в двух основных формах – практические занятия и экскурсии.
Практические занятия включают в себя проведение гидрологических, гидрофизических и гидробиологических исследований, практические занятия по работе с определителями, рекогносцировочному описанию природных сообществ [1-4, 8-14]. Исследования речной воды проводятся с помощью полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р.
Экскурсия проходит либо по предварительно подготовленному маршруту, либо методом непосредственного погружения в природную среду, как самого экскурсовода, так и экскурсантов. В ходе экскурсии внимание экскурсантов обращается на характерные особенности того или иного природного сообщества и его обитателей – растения, животных, грибы, лишайники – и их адаптации (приспособления) к условиям среды. Учащимся предлагается объяснить причины возникновения адаптаций и их полезность для живого организма.
Экскурсии носят в целом познавательный характер. При этом учащиеся осваивают некоторые основополагающие методы исследования - наблюдение, работу с определителями.
Тематика экскурсий.
Хвойные и смешанные леса.
Пойменные дубравы.
Экосистема болота.
Особенности заливных лугов малых и больших рек .
Водные сообщества.
Фольклорно – этнографический компонент
Цель: изучение и сохранение особенностей традиционной культуры в процессе сбора фольклорной и этнографической информации, её использования в исследовательской и спортивно-культурной деятельности, формирование представлений о культурном ландшафте изучаемых территорий,
Задачи:
знакомство с методами полевого сбора фольклорно – этнографической информации и их освоение;
создание эколого-краеведческих портретов населённых пунктов по маршруту следования;
использование собранной информации в культурно-спортивной деятельности экспедиции и в дальнейшей исследовательской и культурно-массовой деятельности в рамках школ и УДО.
Основные формы занятий – этнографические экскурсии ознакомительного характера в населённых пунктах по маршруту экспедиции, опрос местных жителей и запись полученной информации на бумажные носители и диктофон, практические занятия по созданию эколого-краеведческих портретов населенных пунктов.
Учитывая, что лучший способ усвоения собранной информации – деятельностный, культурно-массовые и спортивные мероприятия экспедиции формируются с их учётом. Это способствуют лучшему знакомству с народными традициями и обрядами, их усвоению, пробуждает и укрепляет интерес к культуре родного края, добавляет оттенки к многокрасочной палитре окружающего мира.
Туристский компонент.
Цель: формирование навыков здорового образа жизни путём привлечения учащихся к регулярным занятиям туризмом.
Задачи:
знакомство с основами туристского быта;
освоение навыков водной туристской техники;
обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи в походных условиях;
Реализация цели происходит в два этапа – подготовительный (до экспедиции) и основной (во время экспедиции).
На подготовительном этапе школьники учатся собирать и разбирать байдарки, проводят необходимые ремонтные работы, знакомятся с правилами поведения на воде.
Основной этап начинается со сбора байдарок на берегу станцииСинево и заканчивается их разборкой на берегу г. Приозерск у подножия крепости «Корела».
В состав экспедиции входят как участники, имеющие опыт байдарочных походов, так и начинающие водные путешественники. В состав экипажа байдарки обязательно входит 1 или 2 опытных туриста.
Знакомство с основами туристского похода на разборных байдарках включает в себя обучение следующим навыкам:
сборка и разборка байдарки, её ремонт в походных условиях;
посадка в байдарку, отчаливание и причаливание;
техника гребли и управления байдаркой;
обеспечение безопасности в походе.
Спортивно-культурные мероприятия.
Цель: воспитание у участников экспедиции культуры организации и проведения досуга.
Задачи:
Сбор информации о культурно-досуговых мероприятиях детей, молодёжи, взрослого населения в прошлом и в настоящее время в ходе опроса местных жителей и посещения школьных и районных краеведческих музеев по маршруту экспедиции;
Популяризация собранной фольклорной информации в форме культурно-досуговых мероприятий экспедиции.
Тематика мероприятий.
Круг друзей.
Празднование дня Ивана Купалы.
Праздник посвящения в байдарочники.
Олимпиада «Вуоксенские старты».
Конкурс художественной самодеятельности.
Распорядок дня.
(вариант для походного дня).
8.00
Подъём. Зарядка. Утренний туалет.

9.00-9.30
Завтрак.

9.30-10.30
Сбор личного и группового снаряжения. Снятие лагеря. Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции.

10.30-11.30
Экологическая экскурсия*.Практические исследования.

11.30(10.30)-14.00
Движение по маршруту. График движения: передвижение на байдарках – 45 минут, разминка на берегу (волейбол, другие игры) – 15 минут.

14.00-17.00
Стоянка на обед. Практические занятия по группам (экологическая экскурсия,  поход в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации). Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

17.00-19.00
Движение по маршруту. График движения (см. выше).

19.00-20.00
Разбивка лагеря. Приготовление ужина.

20.00-20-30
Ужин.

20.30-22.00
Культурно-спортивные мероприятия.

22.00-23.00
Вечернее обсуждение итогов дня.

23.00
Отбой.

* Экологическая экскурсия проводится в том случае, если её маршрут проходит по новым ещё не изученным природным сообществам или включает интересные природные объекты.
Распорядок дня.
(вариант для «днёвки»).
8.00-9.00
Подъём. Зарядка. Утренний туалет.

9.00-9.30
Завтрак.

9.30-10.00
Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции

10.00-12.30
Практические экологические исследования.

13.00-14.00
Экологическая экскурсия.

14.00-14.30
Обед.

15.00-19.00
Экскурсия в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации.

19.00-20.00
Свободное время. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

20.00-20-30
Ужин.

20.30-22.00
Культурно-спортивные мероприятия.

22.00-23.00
Вечернее обсуждение итогов дня.

23.00
Отбой.

Ожидаемые результаты.
Учащиеся в рамках экспедиции должны усвоить определенный объем знаний, умений и навыков:
овладеть наиболее распространёнными методами исследования водоёмов;
знать наиболее распространённые виды растений, рыб, птиц, млекопитающих, рептилий, земноводных, насекомых, характерных для природных сообществ по маршруту следования экспедиции;
уметь пользоваться определителями растений;
уметь читать карту;
уметь вести полевой дневник и дневник экспедиции;
уметь проводить опрос местных жителей в рамках этнографических и фольклорных исследований и фиксировать полученную информацию;
знать основные навыки водной туристской техники, уметь собирать и разбирать байдарку, управлять ею;
знать основы походного быта – уметь ставить палатку, разводить костер, заготавливать топливо для костра;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, тепловых и солнечных ударах, переломах, кровотечениях, утоплении, пищевом отравлении. Результатом воспитательного процесса должно стать создание дружного, активно функционирующего коллектива единомышленников – педагогов и школьников.
Литература.
 
Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Лесная промышленность, 1967. – 235 с.
Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССр. – М.: Просвещение, 1977. -238 с.
Донохью М.О. Путеводитель по минералам для начинающих. _Л.: Недра, 1985. -207 с.
Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород,2004.
Куприянов Н.В., Веретенников С.С., Шишов В.В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. – Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. – 348 с.
Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород,1991.
Михеев А. В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М.: Цитадель, 1996. -460 с.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994. -544 с.
Птицы Европейской России. Полевой определитель. / В.Е Флинт, А.А. Мосалов, Е.А. Лебедева, С.А. Букреев, В.М. Галушин, В.А. Зубакин, А.Л. Мищенко, Т.Л. Свиридова, П.С.  Томкович, Н.П. Харитонов, Д.А. Шитиков: Под ред. В. Е.Флинта– М.: Алгоритм, 2000. – 218 с.
Степаненко И.И. Лесная типология. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – 96 с.

11. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.













15