Программа факультатива по литературе Курс на мастерство (совместно с Курским региональным отделением Союза писателей России)


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Курска
Программа
факультатива «Курс на мастерство»
на 2016 – 2017 уч. год
(совместно с Курским региональным отделением Союза писателей России)
Автор-составитель
Соболева С.С.
2016, Курск
Цель проекта: развитие литературных способностей школьников через приобщение к литературному наследию.
Задачи проекта:
- познакомить обучающихся с творчеством поэтов и писателей курского края;
- способствовать развитию творческих литературных способностей обучающихся;
- совершенствовать общее языковое развитие обучающихся (речевую культуру, коммуникативные навыки, выразительность речи);
- воспитывать у детей уважение к ценностям региональной и отечественной культуры, гражданственность и патриотизм;
- повысить у школьников мотивацию к изучению литературы.
Пояснительная записка
Исследование, проведенное в 5 -9 классах, показало, что многие обучающиеся слабо разбираются в литературоведческих вопросах, не умеют писать сочинения разных жанров, не знают поэтов и писателей курского края. Вместе с тем приобщение к культурным ценностям родного края, «малой» родины способствует духовно-нравственному развитию личности школьников, воспитанию у них гражданственности и патриотизма.
Основанием для создания и реализации факультатива по литературе «Курс на мастерство» является обеспеченность необходимыми педагогическими и писательскими ресурсами по развитию у детей литературных способностей, подтвержденная положительным опытом учреждения в данном направлении. В этом году осуществлен специальный выпуск журнала «Родничок», который посвящен творчеству учеников и учителей нашей школы. Некоторые из них стали победителями Всероссийского конкурса «Волшебное перышко».
Представленный проект является социально-ориентированным. Его актуальность определяется несколькими аспектами, связанными как с потребностями современного образования, так и с потребностями личности обучающихся, педагогов, родителей.
Факультатив по литературе «Курс на мастерство» – это занятия, где профессиональные поэты и писатели, признанные мастера слова, будут растить и развивать новые таланты, которыми так богата курская земля.
Посещать факультатив может каждый школьник. Но главное условие – желание читать, узнавать новое, любить прозу и поэзию, самому пробовать что-то писать. Профессиональные наставники помогут и направят, поддержат и дадут нужный совет начинающим литераторам. Их помощь и советы помогут детям стать талантливыми читателями и сочинителями. Лучшие работы будут помещены в школьной литературной газете и публиковаться на страницах региональных периодических изданий.
Содержание
( 35 часов)
Знакомство с писателями и поэтами курского края ( Е.Носов, К.Воробьев, Н.Корнеев, В.Детков и др.)
Лексика. Богатство русского языка. Словари. Умение работать со словарями. Толкование слов. Старорусская азбука, её значение. Устаревшие слова и неологизмы.
Поэзия и проза. Сходство и различие. Канцеляризмы, архаизмы, вульгаризмы, использование сленга, ненормативная лексика.
Художественное слово. Эпитеты, метафоры, сравнения.
Влияние речи на психоэмоциональное состояние человека. Звуковой анализ языка. Ритмические структуры языка в бытовой лексике и диалектах. Простота и языковая ясность.
Русское народное творчество, фольклор – как основа яркой, выразительной речи. Образность языка против манерничанья, словесной пустоты. Подражания. Плюсы и минусы.
Основы стихотворной речи. «Теория пяти штилей». Различные метрические системы на примерах русских поэтов-классиков. Каноны стихосложения и отступления от них.
Понятие о точных (полных) и неточных рифмах. Рифмы мужские и женские, перекрёстные и опоясывающие, параллельные (схемы). Мелодика, интонации фраз, подчёркивающие смысловую выразительность. «Белые» стихи.
Декламационно-психологическое расчленение речи с помощью знаков препинания. Как читать стихи? Техника художественного чтения стихов и прозы.
Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение на примерах творческих изысканий поэтов конца 19, начала 20 в.
Умение пользоваться приёмом. Аллитерация. «Фразный перенос». «Лесенка». Мелодизация.
«Слово – мысль – чувство» как отражение действительности, полёта фантазии, увлекательный разговор с другом, с недругом, с собой.
Особенности басни, свободного стиха, иных поэтических форм европейской и восточной поэзии.
Драматические произведения в поэтической форме (пьесы, сказки, сценарные планы). Умение писать монологи и диалоги.
Понятие о штампах, компеляции, пародиях, частичных и полных заимствованиях. Литературная критика. Что собою представляет литературная критика.
«Сам себе – редактор» - способ иными глазами посмотреть на тот материал, который вышел из-под твоей руки. Композиция литературного произведения.
Трудности малых поэтических форм. Прозаические миниатюры и зарисовки.
Сатира и юмор в поэзии и прозе. Афористичность как приём выражения мысли в сжатой форме.
Жанровые особенности некоторых поэтических произведений. Ознакомление с наиболее известными из них в русской и советской классике.
Разное отношение к одному и тому же событию. Авторское видение и восприятие читателя. Логика словесных действий в произведении. Всегда ли нужна мораль?
Логика фразы. Логическое ударение. Значение психологической паузы. Проверка текста неоднократным чтением.
Индивидуальные особенности разных мастеров слова. Ознакомление с характерными особенностями языка авторов русской и советской классики.
Классификация сказок. Особенности современных сказок. Новаторство в авторских сказках. Старые сказки на новый лад.
Публицистика. Публицистические жанры и их особенности. Исследовательская работа и её воплощение на бумаге.
Языком плаката. Агитки. Реклама. Текстовики. Чем сложен такой вид литературной работы.
Полезность дневниковых записей. «Склерозники». Черновики. Образцы дневниковых записей и писем.
Глубинные пласты культуры. Почему нужно знать литературу и историю? Методика быстрого чтения.
Что такое экспромт? Осмысление заданной темы. Буриме. Согласование мысли и чувства. Иные развлекательные формы стихосложения.
Практического выполнения заданий. Полезность выполнения этих заданий в формировании воображения и фантазии. Образцы качественного выполнения работ.
Появление и развитие собственного авторского стиля. Пополнение своего лексического багажа, применяя способ чтения произведений других авторов.
Разбор вопросов, возникших по ходу проведения занятий по азам литературного творчества молодых авторов. Какие темы хотелось бы изучить дополнительно. Словесные игры «Эрудит», «Убить Минотавра», «Поход в «Гастроном» и другие.
Своеобразие стиля писателя.
Определение рода и жанра литературного произведения. Сюжет. Композиция произведения. Авторская позиция. Отзыв о прочитанном произведении.
Требования к уровню подготовки
В результате рассмотрения и изучения программного материала обучающийся на факультативе «Курс на мастерство» должен знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- основные факты жизни и творческого пути курских писателей;
- содержание изучаемых литературных произведений;
- своеобразия стиля писателя;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста;
- определять род и жанр литературного произведения;
- формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- владеть различными видами пересказа;
- понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении.
Рекомендованная литература

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.: «Просвещение», 2014 г.
Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М.: «Просвещение», 2011 г.
Курс на мастерство
Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М.: «Просвещение», 2012 г. и др.