Рабочая программа по геометрии 8 класс, к учебнику Л.С. Атанасяна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 Б класса ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от «5» марта 2004 г. №1089).
Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (приказ от 27.08.2012 № 409-О).
авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Программа по геометрии 7-9 классы. //Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./сост. Т.А.Бурмистрова. Москва. Просвещение. 2008.

Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цель изучения геометрии
Целью изучения курса геометрии 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитее логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах. Курс геометрии характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2014-2015 учебный год обучение геометрии в 8 классе является обязательным и планируется из расчета 2 часа в неделю. Всего 70 часов.

Распределение часов в течение учебного года по четвертям
Класс
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за учебный год


9 недель
7 недель
10 недель
9 недель



18 часов
14 часов
20 часов
18 часов
70 часов

Для реализации программы по геометрии используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии учебников Л.С. Атанасяна, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу геометрии, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Учебник содержат теоретический материал курса, примеры решения задач, упражнения для закрепления практических навыков.
Для организации занятий по решению задач используются дидактические материалы по геометрии под редакцией А.П.Ершовой, В.В. Голобородько, А.С. Ершовой. Содержание сборников задач достаточно обширно для многовариантной организации проверочных работы учащихся.
Новизна данной рабочей программы для 8-го класса в том, что в разделе 1 «Повторение» выделены 2 часа (из дополнительных) с целью повторения курса геометрии 7-го класса.

Обучение геометрии в 8-м классе организуется на основе системно – деятельностного подхода. В соответствии с этим на уроках обучающиеся вовлекаются в различные типы деятельности:
- учебно – познавательную деятельность (решение учебных задач);
- совместно-распределительную деятельность (парная и групповая работа).
Учебные занятия строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного урока:
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Большая часть учебных занятий сроится с применением информационно-коммуникационных технологий (электронные презентации).
При реализации программы используются методы обучения:
- словесные ( рассказ, беседа, объяснение, мини лекция, инструктаж);
- наглядные ( показ презентации, демонстрация таблиц);
- практические ( упражнение, самостоятельная работа).
При этом данные методы могут выступать как репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, эвристические. Учебные занятия проводятся с использованием фронтальной, парной, индивидуальной форм работы.
В дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обучающимся через официальный информационный сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru. предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего урока с использованием материалов учебника (авт. Л.С. Атанасян) по геометрии. Контроль правильности выполнения заданий и уровня освоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков.
В процессе обучения геометрии и по итогам проведения проверочных, контрольных работ проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла. Основными формами коррекционной работы являются:
индивидуально-групповые консультации во внеурочное время (по субботам,103каб.);
индивидуальные домашние задания;
выполнение тренировочных (разноуровневых) упражнений с использованием
карточек, опорных таблиц ( во время урока или на консультации).

Учебно-тематический план
№ раздела

Название раздела
Общее кол-во часов на изуч. раздела
из них
Основные виды учебной деятельности




теория
Практика
контроль


8 класс


Повторение
2

2

Повторить: признаки равенства треугольников; признаки и свойства параллельных прямых.


Четырехугольники
14
в течен.
урока
13
1
Уметь определять периметр многоугольника, сумму его углов, знать определение выпуклого многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата, решать задачи по данным темам.


Площади фигур
14
в течен.
урока
13
1
Знать определение основные свойства площадей и формулу для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции, теорему Пифагора; решать по данным темам простейшие геометрические задачи.


Подобные треугольники
19
в течен.
урока
17
2
Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, признаки подобия треугольников, определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, уметь признаки подобия треугольников, основное тригонометрическое тождество; решать по данным темам простейшие геометрические задачи.


Окружность
17
в течен.
урока
16
1
Знать определение касательной, свойство и признак касательной, теорему о вписанном угле, теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, уметь доказывать их, уметь определять вписанные и центральные углы, вписанную окружность около многоугольника, градусную меру дуги окружности, решать по данным темам простейшие геометрические задачи.


Повторение. Решение задач.
4
в течен.
урока
4

Систематизировать знания по изученным темам и корректировать основные недочеты;


Всего
70

65
5



Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение (2 ч.) Признаки равенства треугольников. Признаки и свойства параллельных прямых.
Четырехугольники (14 ч.) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Контрольная работа №1.
Площади (14 ч.) Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Площадь трапеции. Решение задач на нахождение площадей. Теорема Пифагора. Контрольная работа №2.
Подобные треугольники (19 ч.) Признаки подобия треугольников. Контрольная работа №3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Контрольная работа №4.
Окружность (17 ч.) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность. Контрольная работа №5.
Повторение. Решение задач (4 ч.) Четырехугольники. Площадь многоугольника. Подобные треугольники. Окружность.

Требования к математической подготовке учащихся.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
осуществлять преобразование фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные
пространственные тела, изображать их;
решать задачи на вычисления геометрических величин (длин, углов, площадей),
применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе
решения задач;
решать задачи на доказательство;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль,
транспортир).

Система контроля освоения обучающимися программы по геометрии
Оценка и контроль освоения обучающимися программы по геометрии включает в себя следующие виды контроля: текущий, тематический и промежуточный.
Текущий контроль осуществляется через фронтальный опрос, проведение математических диктантов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Тематический контроль проводится через написание контрольной работы.
Нормы выставления отметок:
Оценивание выполнения тестов осуществляется по таблице (перевод полученных баллов в отметку), представленную в каждой тестовой работе.
За выполнение диктантов, самостоятельных и контрольных работ ставится:
«5» - если выполнено верно 90-100% заданий;
«4» - если выполнено верно 66-89% заданий;
«3» - если выполнено верно 50-65% заданий;
«2» - если выполнено менее 50% заданий.
Оценивание устного ответа:
«3» ставится учащемуся при ответе на вопрос на уровне воспроизведения учебного материала (пересказ);
«4» - при ответе на уровне усвоения (пересказ с выводами и/или обобщениями);
«5» - при ответе на уровне применения знаний в новой ситуации (научное объяснение новых для учащихся явлений).

Перечень обязательных контрольных работ для выполнения всеми обучающимися.
№ п/п
Вид проверочной работы
Примерные сроки выполнения
Объекты контроля

1.
Контрольная работа №1.

По окончанию изучения раздела 2:
«Четырехугольники»,
октябрь 2014 г.
Выполнение заданий обязательного уровня

2.
Контрольная работа №2.

По окончанию изучения раздела 3: «Площади фигур», декабрь,2014г.
Выполнение заданий обязательного уровня

3.
Контрольная работа №3.
.
По окончанию изучения 1 части главы 7:
«Подобные треугольники»,
январь, 2015
Выполнение заданий обязательного уровня

4.
Контрольная работа №4.
.

По окончанию изучения 2 части главы 7:
«Подобные треугольники», февраль 2015 г.
Выполнение заданий обязательного уровня

5.
Контрольная работа №5.

По окончанию изучения темы «Окружность», апрель 2015г
Выполнение заданий обязательного уровня


Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Технические средства: классная доска, компьютер, мультимедийный проектор; принтер; экран.
Информационно-коммуникационные средства:
Электронные презентации для визуализации изучаемых тем по геометрии.
Материалы к урокам в программе PowerPoint, подготовленные учителем и скачанные из сети Интернет.
Литература
для учащихся:
Геометрия.7-9классы:учеб.для общеобразоват. учреждений /[ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.].- 19-е изд. – М.: Просвящение, 2009. – 384с.:ил.
Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.-М.:Илекса,2012.-240с.

для учителя:
1. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб. : Кн. Для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – 6- е изд. – М. : Просвящение, 2003. -225с. : ил.

Адреса интернет ресурсов
№ п/п
Адрес сайта
Характеристика материала


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)


http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
Фестиваль педагогических идей


http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
Сеть творческих учителей


http://www.uchportal.ru/load/24
Учительский портал


Заголовок 115