Формирование общеучебных навыков через системно-деятельностный подход в обучении


Формирование общеучебных навыков через системно-деятельностный подход в обучении
Смыслова Татьяна Павловна
Современное общество требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя творчество, не теряться в проблемных ситуациях, уметь находить компромисс с разными людьми и при этом сохранить нравственность. Задача учителя -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, внедрять инновации в жизнь.
Что же такое инновация?
Слайд 2. Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.
Именно в системе школьного образования зародилось инновационное обучение. Сторонники этого «значимого для человека обучения» считают, что основными целями его является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
Слайд 3. Важно заметить, что традиционное обучение базировалось на принципе доступности, а учащийся выступали в роли объекта практической деятельности. Образовательный процесс был ориентирован на усвоение определенной суммы знаний и развивал обыденное мышление, шаблонный способ познания. На занятиях решались конкретно-практические задачи и усваивались частные способы. Таким образом формировался индивид – человек, способный к исполнительской деятельности
Рассмотрим инновационное развивающее обучение, оно является кардинально новым, так как опирается на зону ближайшего развития и учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности.
Развивающее обучение нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения и развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учебные задачи выступают на первый план, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности, очевидно формирование личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Слайд 4 Цель внедрения стандартов – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. К образовательным результатам относятся личностные, метапредметные, предметные результаты. Остановимся на характеристике каждого результата.
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, или нескольких учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета - знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Слайд 5. Системно-деятельностный подход базируется на зоне ближайшего развития ребенка. Это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. 
Слайд 6. На уроках православной культуры активно используются инновационные формы работы учащихся: исследовательская и проектная деятельность, виртуальные экскурсии, нравственные тренинги, интеллектуальные кафе, паломничество по святым местам и другие.
Слайд 7. В формировании общеучебных навыков через системно-деятельностный подход используется система дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Слайд 8. Главное правило - «Я учусь!», а не «Меня учат». Таким образом, в системно-деятельностном подходе учитель не руководитель, а наставник, помощник.
Слайд 9. Основными компонентами учебно-познавательных мотиваций в системно-деятельностном подходе являются осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить задачу». Затем само решение задач и рефлексивно-оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели». Обучающиеся самостоятельно занимаются выбором средств и методов, постановкой цели работы «что я должен сделать...».
Слайд 10. Структура современного урока включает этапы: мотивация к учебной деятельности (самоопределение), создание проблемной ситуации (учитель), принятие проблемной ситуации (ученик), целеполагание и построение проекта выхода из затруднения, управление поисковой деятельностью (учитель), самостоятельный поиск, самопроверка по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности.
Слайд 11. Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
АМО начала урока «Шаг навстречу».
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Слайд 12. Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся.
Участники: все обучающиеся. Время проведения до 5 минут.
Слайд 13. АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов».
 На этапе вхождения в тему учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения как учителя, так и учащихся.
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Слайд 14. Проведение: предлагается учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.
Слайд 15. АМО презентации учебного материала.
В процессе урока обучающиеся изучают новый материал. Такая технология, как  «Я исследователь» позволит сориентировать школьников в теме, представить им возможность на самостоятельную работу с новым материалом, с различными источниками информации.
Задачи технологии: работа с новым материалом, структурирование материала, самостоятельная работа обучающихся.
Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.                                                                            
Проведение: Обучающимся предлагается обдумать поставленные в начале урока вопросы, раскрывающие тему, за определенное время. Целесообразно организовать работу в группах. Через определенное время (до 10 минут) последовательно излагается материал по разделам темы, ключевые понятия, выделенные учащимися, вписываются в электронные или отпечатанные карты.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые аспекты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
В конце работы учитель уточняет, не осталось ли каких-то не упомянутых вопросов темы.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за выступлением товарищей, видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
АМО подведение итогов урока.
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цель урока достигнута, если  красный, то есть над чем поработать.  
Перечисленные АМО составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.Слайд 17. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения
Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться. Педагогические приемы: «Цитата», «Незаконченное предложение», « Синквейн».
Прием «Незаконченное предложение» заставляет учащихся вспомнить и проанализировать изученный материал.
Мне на уроке понравилось ..., Мне показалось трудным…, Я бы хотел ещё…, Главным своим результатом я считаю….
Слайд 18. Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Литература:
1. Л.Е. Перлов «Изучайте географию по-новому» Москва, 2006
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004