Проект урока русского языка по теме Различие грамматических групп слов, грамматические связи между ними. 1 класс


Конспект урока русского языка
Класс: 1 «А»
Учитель: Карагаева Е. В.
Тема урока: Части речи. Распознавание грамматических групп слов.
Цели урока:
Образовательная: формирование умения распознавать грамматические группы слов( части речи) по вопросам и общему значению.
Развивающая: развитие познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы).
Воспитательная: формирование потребности к новым знаниям; воспитание интереса к изучению русского языка; создание условий для воспитания коммуникативной культуры общения.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, саморегуляция, самооценка, коррекция);
познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
личностные : (проявлять интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении)
Ожидаемый результат: каждый ученик
-знает название частей речи;
-проговаривает правила о частях речи;
-задает вопросы к словам;
- определяет части речи самостоятельно или с помощью учителя.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Проверим готовность к уроку: на парте учебник, тетрадь, пенал, карточки.
2.Сообщение темы и цели.
- Послушайте стихотворение и назовите тему нашего урока.
        Существительное – школа.
Просыпается – глагол…
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
-В конце прошлого урока вы отмечали свои умения. Давайте вспомним, что вызывало затруднение?
- Тогда определите учебную задачу.
Приветствуют гостей.
Проверяют готовность к уроку
- Части речи.
-Умение определять к какой части речи относится слово.
- Будем учиться задавать вопросы к словам и определять части речи.
II. Актуализация знаний
- Назовите какие части речи вы знаете?
- Пользуясь клише проговорим правила о частях речи(хором)
Слова, которые обозначают …..и отвечают на вопросы … называются ….
-Проговорите теперь в паре и оцените себя на первой шкале за знание правил.
- У кого оценка наверху? Кто допустил ошибки ?
Физкультминутка
III. Работа над пройденным материалом.
С названиями животных из физмин я приготовила вам задание
На доске слова: медведь, лиса, лес, зайчата.
- Прочитайте слова. Что их объединяет?
-Докажите. Задайте к словам вопросы.
- Может ли быть какое то слово лишним?
- Оцените себя за умение задавать вопросы к сущ.
- Прочитайте группы слов. Какое животное описывает каждая группа слов?
- бурый, мохнатый, косолапый
- рыжая, ловкая, хитрая
- серенькие, быстрые, трусливые
- Слова какой части речи помогли вам определить название животного?
-Докажите. Задайте вопросы от сущ к прилагательным ( схема на экране) в паре.
- Проговорите вслух. Оцените себя за умение задавать вопросы к прилагательным.
-Откройте тетрадь прочитайте слова, скажите почему эти слова я выбрала из группы сущ. и написала в показы?
-Посмотрите на доску я покажу правильное соединение букв. Напишите слова в тетрадь, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
медведь
заяц
-Придумайте к сущ. подходящие глаголы слова, задайте вопрос. Проговорите в паре.
-Оцените себя за умение задавать вопросы к глаголам.
IV. Самостоятельная работа.
- Хорошо, сейчас мы вместе еще раз повторили все части речи. Поднимите руку, кто теперь самостоятельно сможет определить, какой частью речи является слово? Поставьте прогностическую оценку.
- Проверьте себя. На доске карточки со словами.

сосна высокая растет котенок рыжий спит
Нужно будет записать их в столбики по частям речи.
- Что нужно сделать, чтобы определить какой частью речи является то, или иное слово?
Прочитаем алгоритм хором. Проговаривайте шепотом во время работы.
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить,  что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Проверим. Стройте свое предложение так:

Слово … - это …., потому что обозначает … и отвечает на вопрос…
-Оцените друг друга на шкале за умение определять части речи.
У кого совпала прогностическая оценка? У кого нет?
V. Работа с деформированным предложением.
- Теперь я вам предлагаю более сложное задание. Нужно будет определить части речи в предложении.
-Достаньте из конвертов карточку с предложением.
-Прочитайте предложение. Какая возникла проблема?
-Как нам быть?
-Поработайте в парах, составьте предложение .
-Проверим.
- Найдите в предложении и назовите имена существительные с вопросом.
-Определите к какой части речи относится слово качает?
- К какой части речи относятся оставшиеся?
-Оцените себя за умение определять части речи в предложении. -Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
(на доске схема)
-Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? называются имена существительные.
(проговаривают правило о прилагательном и глаголе
Взаимооценка.
Игра «Мы не скажем - мы покажем».
- Это существительные.
-Лес –неодушевленное сущ.
медведь
лиса
зайчата
-Имена прилагательные.
-проговаривают слова с вопросами
- слова из словаря.
Пишут показы.
По схеме добавляют вопрос и глагол.
Самооценка
Выполняют задание самостоятельно.

Определяют части речи.
Взаимооценка.
-Здесь отдельные слова.
- Составить из слов предложение.
Составляют в паре предложение.
-Сильный ветер качает высокие деревья.
-Высокие деревья качает сильный ветер.
-Что? ветер, деревья.
- Глагол Что делает? Качает.
--Какие? высокие, какой? Сильный
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Сегодня вы хорошо поработали и выполнили много заданий.
-Посмотрите теперь на свои листы оценки и проговорите друг другу при выполнении каких заданий возникали затруднения, а какие выполнили хорошо.
Общая рефлексия.
-Над этим ребята мы будем работать на следующих уроках и вы сможете сравнить свои результата. А сегодня вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. Называют этапы работы на уроке.
Анализируют свою работу на уроке, называют где были затруднения(используют опорные фразы с доски)