Урок русского языка на тему: Орфоэпические нормы


Тема. Орфоэпические нормы
Цель: совершенствовать владение обучающимися орфоэпическими нормами
Задачи:
повторить и обобщить сведения о предмете изучения орфоэпии; особенностях русского ударения;
ввести понятие орфоэпической нормы;
обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуков и звуковых сочетаний;
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о постановке ударения в некоторых словах и формах слов (заимствованных именах существительных, прилагательных, глаголах, некоторых причастиях и др.);
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь; развивать артикуляционную четкость речи;
формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации
Оборудование:
таблица «Гласные и согласные звуки русского языка»;
раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;
орфоэпические и толковые словари;
слайд-презентация;
Эпиграф:
«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
А. П. Чехов
Ход урока.
Организационный момент
2. Подготовка к восприятию материала (слово учителя, фронтальная беседа, выразительное чтение)
- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:
"Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися"".
-Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?
"И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была".
-А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?
"Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали"
Вывод:    «Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А эпиграфом к нему послужат слова А.П.Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
-Как вы понимаете высказывание Чехова? Согласны ли вы с классиком и почему?
-Вспомните, как называется раздел русского языка, который изучает правильное литературное произношение слов и ударение? (в переводе орфоэпия – греческое orthós «правильный» и épos «слово»)
-Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? 
(повторить сведения об особенностях и правилах постановки русского ударения, обобщить сведения об особенностях произношения звуковых сочетаний, слов, грамматических форм, приводить свою речь в соответствие с нормами литературного языка)
-Как вы понимаете, что означает термин «норма»? (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец)
Повторение и обобщение материала (орфоэпическая разминка, беседа, анализ языкового материала, исследовательская работа)
Давайте начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте выразительно фразы, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.
А теперь прочтите эти фразы вслух.
Карточка №1
А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из СетИ.
У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
Мои намЕрения не изменились.
А где у вас мусоропровОд?
Карточка №2.
ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.
Выбери товар по каталОгу.
Розничные цены зависят от оптОвых.
Когда же, наконец, включАт свет?
Карточка №3.
Я в этой афЕре участвовать не буду!
Он получает хорошие дивидEнды.
УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.
Здесь необходимо экспЕртное заключение
Карточка №4.
Кусочек тОрта остался на прОтивне.
БАрмен приготовил вкусный коктейль.
Меня принУдили к этому.
Сотрудника решили премировАть- и премировАли.
Карточка №5.
Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.
Ваше ходАтайство отклонено.
ОбеспЕчение безопасности на дорогах - основная задача ГИБДД.
Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.
-Какой вывод можно сделать, проанализировав выполнение этого задания?
(Часто в нашей обыденной речи мы произносим слова неверно, нарушая нормы ударения. Орфоэпические нормы – это достаточно уязвимая сторона современного произношения.)
-Я предлагаю вам послушать стихотворение В.Громова «Шутка». А в вашей жизни бывали подобные ситуации?(сценку разыгрывают 3 студента)
- Мой дядя  выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
 
- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? Как мы можем проверить себя, если сомневаемся в правильности произношения слова, постановки ударения? (проверить по орфоэпическому словарю) К. С. Горбачевич: «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание».
- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? (это акцентные варианты)
-В индоевропейских языках ударение, как правило, постоянное: в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно падает на первый слог, во французском, армянском – на последний, в польском, латинском, грузинском – на второй от конца.
-Что же представляет собой ударение в русском языке? В чем его особенность?
Сегодня вы сами будете в роли исследователей: проводя небольшие исследовательские проекты, вы сможете выявить особенности русского ударения и произношения отдельных сочетаний звуков.
Я вам предлагаю провести небольшую исследовательскую работу, на основании которой вы сами сделаете вывод: в чем же особенность русского ударения (работа выполняется по рядам)
1 ряд: На доске: перепишите слова и поставьте ударение.
КОмпас, добЫча, инструмЕнт, сУмчатый, Издавна, исчЕрпав, вероисповЕдание
Скажите, на какой слог по счету падает ударение?
Вывод: в русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог.
2 ряд: На доске: перепишите слова, поставьте ударение. Определите, на какую морфему может падать ударение.
Лесок, выход, карандашом, горячо, яблоня, прибрежный
На какую часть слова падает ударение?
Вывод: в русском языке ударение может падать на любую часть слова.
3 ряд: На доске: письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение
Инженер – инженеры, офицер – офицеры.
Дом – дома, лес – леса, город – города.
Чем отличается ударение у существительных 1 и 2 группы?
Вывод: ударение в русском языке бывает неподвижным (во всех формах слова оно падает на один и тот же слог) и подвижным (при изменении слова ударение меняет свое место).
Именно эти особенности русского ударения объясняют уязвимость норм произношения некоторых слов.

-А сейчас я предлагаю вам вместе, проведя небольшую исследовательскую работу, сформулировать основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков в русском языке.
Проанализируйте произношение согласных звуков в словах, выполнив транскрипцию (точная передача звучащей речи графическими средствами), и сформулируйте основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков (работа в парах). В чем особенность произнесения согласных в данных ниже словах?
Синего, белого, умного, яркого.
Сжать, без жалости, езжу, сжарить, разжать
Возчик, счетчик, счастье, приказчик
Летчик, молодчик, докладчик
Смеяться, умываться, заливаться
Детский, городской
Удачный, брачный, игрушечный, будничный, яблочный, античный, вечный, скучно, конечно, нарочно, скворечник, яичница, Ильинична.
Чтобы, что, ничто, нечто
Легкий, мягкий
Местный, прелестный, гигантский, праздник, чувство, безмолвствовать
(Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков взяты из учебника: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово», 2012)

Дополнительный материал к пункту 7.
Как изменяются нормы.
Раньше сочетание ЧН допускалось произносить только как [шн] (солне[шн]ый). Но по современным правилам в большинстве слов русского языка как пишется, так и произносится «чн». Однако в некоторых словах сохраняется старшая норма, т.е. читается [шн]. Вот эти слова: ску[шн]ый, коне[шн]о, пустя[шн]ый, яи[шн]ица, горчи[шн]ик, скворе[шн]ик, оче[шн]ица.Кроме того, старшая норма сохраняется в устойчивых словосочетаниях («старая пере[шн]ица», «друг серде[шн]ый») и в женских отчествах (Никити[шн]а, Ильини[шн]а).
Давайте обратим внимание на правила произношения некоторых сочетаний. Будем учитывать их в повседневной жизни.
Отработка умений и навыков (выполнение практических упражнений)
1179830243840-Предлагаю выполнить практические упражнения, чтобы вам проверить свой уровень владения орфоэпическими нормами. (Упражнения взяты из учебника: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово», 2012) В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника.
Упражнение 50 выполняется письменно.
АлфавИт, дефИс, квартАл, кУхонный, мизЕрный, сирОты, созЫв, стАтуя, фенОмен, экспЕрт, каАмбала, кладовАя, сИлос, столЯр, красИвее, свЕкла, щавЕль, он звонИт, гофрировАть, баловАть, закУпорить.
(попутно поясняют лексическое значение слов:
кварта׳л – четвертая часть года, равная трем месяцам, часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.
си׳лос - сочный корм для скота, зелёные части растений (ботва, листья, стебли), приготавливаемые заквашиванием.
Гофрирова׳ть – делать ряды волнообразных складок)
Слова упражнений 51, 52 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.
Упражнение 51.
Образец: Звать – звал, звала׳, зва׳ло, зва׳ли
-Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?
Налить – налил, налила, налило, налили; брать – брала, брал, брало, брали; прясть – прял, пряла, пряло, пряли; позвать – позвал, позвала, позвало, позвали; гнать – гнал, гнала, гнало, гнали; ждать – ждал, ждала, ждало, ждали; красть – крал, крала, крало, крали; начать – начал, начала, начало, начали; ожить – ожил, ожила, ожило, ожили; понять – понял, поняла, поняло, поняли; принять – принял, приняла, приняло, приняли.
Образуйте от полных прилагательных и причастий краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа, поставьте ударения.
Образец: Живой – жив, жи׳во, жи׳вы, жива׳. Принятый – при׳нят, при׳нято, при׳няты, принята׳.
-Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?
Жалкий: Жалок - жалко, жалки, жалка.
Зеленый: Зелен - зелено - зелены - зелена.
Жесткий: Жёсток - жестко, жестки, жестка.
Поднятый: Поднят - поднято, подняты, поднята
Проданный: Продан - продано, проданы, продана.
Отданный: Отдан - отдано, отданы, отдана.
Занятый: Занят - занято, заняты, занята.
Упражнение 52.
Просмотрите слова из упражнения. На ваш взгляд, являются ли данные слова исконно русскими или заимствованными? Какие признаки заимствованных слов можете назвать? (начальная буква А, наличие буквы Ф, наличие двойных согласных в корне, несклоняемость слов)
В русском языке много слов, заимствованных из других языков. Попадая в русский язык, новое слово подчиняется его орфоэпическим нормам. Так, в соответствии с законами русского произношения, перед е произносится мягкий согласный звук: [д']ел, но [д]ол. Однако это правило распространяется не на все слова иноязычного происхождения, что приводит к колебанию нормы и появлению ошибок в речи. Причиной колебания данной орфоэпической нормы является влияние языка-источника, в котором слово произносилось с твердым согласным. Часто требуется немало времени для полного "освоения" нового слова.
Орфоэпический диктант.
Правильно произнесите следующие слова (по цепочке):
АпострОф, асимметрИя, бАнты, вероисповЕдание, втрИдорога, берЕстА, гастронОмия, гладИльный, донЕльзя, дремОта, еретИк, жалюзИ, завИдно, завсегдАтай, закУпорить, коклЮш, красИвее, мизЕрный, некролОг, нефтепровОд, новорождЁнный, опЕка, обеспЕчение, облегчИть, Отрочество, пЕтлЯ, пломбировАть, премировАть, путепровОд, разминУться, танцОвщица, тЕфтЕли, тОрты, тУфля, украИнский, ходАтайство, христианИн, чЕрпать, шАрфы, шинЕль,экспЕрт.
А сейчас предлагаю вам сыграть в лингвистическую игру: угадай словечко. Я называю вам лексическое значение слова, а вы должны назвать это слово (первый отвечает человек, первым поднявший руку).
Блоки׳ровать - подвергать блокаде, перекрыть, закрыть, лишая доступа к чему-либо
Подро׳стковый - свойственный подростку, характерный для него
И׳конопись – вид религиозной живописи, искусство писания икон
Диспансе׳р – специализированное медицинское учреждение, занимающееся лечением определенных заболеваний.
Ка׳мбала – морская рыба плоской формы с глазами на одной стороне головы.
Пицце׳ри׳я – закусочная, в которой готовят и подают пиццу.
Столя׳р – профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.
Фено׳мен – редкое, необычное, исключительное явление.
Фо׳рзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой.
Цеме׳нт – порошкообразное вещество, которое при смешивании с водой образует однородную, быстро затвердевающую массу, используемую в строительном деле.
Шасси׳ - взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.
Брюн׳ет – мужчина с очень темными, черными волосами.
Шате[э]н – человек с темно-русыми, каштановыми волосами.
Афе[э]ра- сомнительная сделка, обман с целью наживы, мошенничество.
Любая хорошая речь предполагает соблюдение не только норм произношения, но и владение техникой речи: дикцией, интонацией, «чистотой» звуков.
Прочитайте вслух скороговорки. Старайтесь произносить слова чётко.
Бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
От топота копыт пыль по полю летит.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Шустрая норка юркнула в норку.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.
Обобщение и систематизация знаний
- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
- Что мы должны делать, чтобы наша устная речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?
Всегда помните слова писателя К.Г.Паустовского: «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его». (К. Г. Паустовский).
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (индивидуальное выполнение тестов, взаимопроверка по ключам).
Тест
Орфоэпические нормы1 вариант
Задание.1. Ударение падает на первый слог в слове1.Иконопись 2. Щавель 3. Звонит 4. МышлениеЗадание.2. Ударение падает на третий слог в слове1.Намерение 2. Подключит 3. Ивовый 4. КашлянутьЗадание.3. Ударение падает на последний слог1.Задала 2. Задали 3. Выбыла 4. ВыбылиЗадание.4. Ударение поставлено правильно в слове1.ЖАлюзи 2. ОбеспечЕние 3. АлкогОль 4. БАлованныйЗадание.5. Ударение поставлено правильно в слове
1.ОбОстренный 2. НекрОлог 3. СОгнутый 4. мальчикОвыйЗадание.6.Ударение поставлено правильно в слове1.НадОлго 2. НаИскось 3. ЗАсмолит 4. ПрибылОЗадание.7.Ударение поставлено правильно в слове1.КлалА 2. БантЫ 3. ЗевОта 4. ЗвОнитЗадание.8. Ударение различает слова по смыслу в строке
1. Ирис – ирис 2. Компас – компас 3. Допитый – допитый 4. Казаки – казакиЗадание.9.Правильно произносится слово
1. Дермантин 2. Явства 3. Грейпфрут 4. Мукулатура Задание.10. Согласный перед Е произносится твердо в слове
1. Дефицит 2. Свитер 3. Пресса 4. АкадемияЗадание.11.Правильно произносится слово
1. Афёра 2.Новорождённый 3. Опёка 4. Истёкший (год)Задание.12.Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове1.Заочник 2. Скворечник 3. Молочник 4. Взяточник 
2 вариант
Задание.1. Ударение падает на первый слог в слове1.Позвонишь 2. Начата 3. Прибывший 4. РакурсЗадание.2. Ударение падает на второй слог в слове1.Тотчас 2. Дочиста 3. Досуг 4. Полила
Задание.3. Ударение падает на третий слог в слове1.Феномен 2. Откупорить 3. Углубить 4. УпрочениеЗадание.4. Ударение падает на последний слог1.Христианин 2. Хвоя 3. Танцовщица 4. Свекла
Задание.5. Ударение поставлено правильно в слове1.ХодАтайство 2. СоболезновАние 3. ДиспАнсер 4. ПуловЕрЗадание.6. Ударение поставлено правильно в слове1.БралА 2. КранЫ 3. НачАты 4. ПринялИЗадание.7. Ударение поставлено правильно в слове1.КашлянУть 2. КатАлог 3. ФорзАц 4. ПоднЯвшийЗадание.8. Ударение поставлено правильно в слове
1. БаловАть 2. ОблЕгчить 3. УведомИть 4. СливОвый
Задание.9. Согласный перед Е произносится твердо в слове
1. Патент 2. Термометр 3. Термин 4. БутербродЗадание.10. Согласный перед Е произносится мягко в слове
1. Компьютер 2. Кашне 3. Темп 4. КомпетентныйЗадание.11. Согласный перед Е произносится мягко в слове
1. Одесса 2. Гротеск 3. Детектив 4. Эстетика
Задание.12.Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове
1. Скучный 2. Ночной 3. Гречневый 4. Справочник
7. Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание: 1.Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфоэпия?»2. Выписать из орфоэпического словаря или из речи окружающих людей 10 слов, в которых часто нарушается орфоэпическая норма.
Приложения
13773154201160Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твердые
Звуки [й/], [ч/], [щ/] всегда мягкие
Звуки речи
гласные
согласные
[а], [и], [о], [у], [э], [ы]
ударные
безударные
звонкие
глухие
твердые
мягкие
[б], [в], [г], [д],
[ж], [з], [й], [л],
[м], [н], [р]
[п], [ф], [к], [т],
[ш], [с], [х], [ц],
[ч], [щ]
[б], [в], [г], [д],
[з], [с], [л], [м],
[н], [р], [с], [т],
[ф], [х], [ж], [ш],
[ц]
[б/], [в/], [г/], [з/],
[к/], [л/], [м/], [п/],
[р/], [с/], [т/], [ф/], [х/], [ч/], [щ/], [й/],
[д/]

Орфоэпическая разминка
Карточка №1
А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из СетИ.
У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
Мои намЕрения не изменились.
А где у вас мусоропровОд?
Карточка №2.
ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.
Выбери товар по каталОгу.
Розничные цены зависят от оптОвых.
Когда же, наконец, включАт свет?
Карточка №3.
Я в этой афЕре участвовать не буду!
Он получает хорошие дивиденДы.
УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.
Здесь необходимо экспЕртное заключение
Карточка №4.
Кусочек тОрта остался на прОтивне.
БАрмен приготовил вкусный коктейль.
Меня принУдили к этому.
Сотрудника решили премировАть- и премировАли.
Карточка №5.
Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.
Ваше ходАтайство отклонено.
ОбеспЕчение безопасности на дорогах - основная задача ГИБДД.
Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.
Скороговорки
1.Бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
От топота копыт пыль по полю летит.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Шустрая норка юркнула в норку.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не
Орфоэпический диктант
Апостроф, асимметрия, банты, вероисповедание, втридорога, береста, гастрономия, гладильный, донельзя, дремота, еретик, жалюзи, завидно, завсегдатай, закупорить, коклюш, красивее, мизерный, некролог, нефтепровод, новорождённый, опека, обеспечение, облегчить, отрочество, петля, пломбировать, премировать, путепровод, разминуться, танцовщица, тефтели, торты, туфля, украинский, ходатайство, христианин, черпать, шарфы, шинель, эксперт.
Исследовательская работа
Проанализируйте произношение согласных звуков в словах, выполнив транскрипцию (точная передача звучащей речи графическими средствами), и сформулируйте основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков. В чем особенность произнесения согласных в данных ниже словах?
Синего, белого, умного, яркого.
Сжать, без жалости, езжу, сжарить, разжать
Возчик, счетчик, счастье, приказчик
Летчик, молодчик, докладчик
Смеяться, умываться, заливаться
Детский, городской
Удачный, брачный, игрушечный, будничный, яблочный, античный, вечный, скучно, конечно, нарочно, скворечник, яичница, Ильинична.
Чтобы, что, ничто, нечто
Легкий, мягкий
10.Местный, прелестный, гигантский, праздник, чувство, безмолвствовать
-870585721741028695655303520-565785-529590-7766054131310