КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММАРазвитие произвольного внимания умственно отсталых учащихся младших классов при работе с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного цикла


Развитие произвольного внимания умственно отсталых учащихся младших классов при работе с иллюстративным материалом на уроках гуманитарного цикла
Коррекционная программа, направленная на развитие произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста.
Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, т.к. произвольное внимание является одной из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установления контакта со взрослыми.
Если внимание отсутствует, то ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни делать по образцу. Необходимо проводить упражнения и игры, способствующие формированию произвольного внимания.
Таким образом, целью программы является коррекция и развитие произвольного внимания у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Создать положительную установку на взаимодействия с психологом;
Сформировать концентрацию внимания;
Развить объем, устойчивость, переключение и распределение внимания.
Адресат: дети младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Организация занятий: занятия в индивидуальной форме.
Частота занятий: 2-3 раза в неделю (в зависимости от сложности выявленных нарушений).
Продолжительность занятий: 35-40 минут. Это обусловлено тем, что для данного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной во избежание переутомления.
Количество занятий: 10, данное количество может увеличиваться, т.к. работа с умственно отсталыми детьми предполагает длительный процесс и зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Структура занятий:
Приветствие: психолог встречает ребенка, предлагает поздороваться и пожать друг другу руки.
Основная часть: проведение упражнений, направленных на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания.
Итоговая часть: подведение итогов, игра «улыбнись мне на прощание».
Ниже в таблице представлен тематический план программы.
Таблица 4
Тематический план коррекционных занятий с детьми.
Тема Цели занятий Наименование формы работы, упражнений.
Организационный этап.
1.Установление эмоционального контакта с ребенком;
2.Формирование положительного настроя на занятие;
3. Смягчение эмоционального дискомфорта. Игра «Давай познакомимся».
Основной коррекционный этап.
Развитие произвольного внимания. - Упражнение «Зашифрованные слова»;
- Упражнение «Корректурные пробы»;
- Упражнение «Найди спрятанные слова»;
- Упражнение «Склеенные слова»;
- Упражнение «Найди лишний предмет»;
- Упражнение «Спрятанные слова»;
- Упражнение «Найди отличия»;
- Упражнение «Лабиринт»;
- Упражнение «Солнце, воздух и вода»;
- Упражнение «Квадрат»;
- Упражнение «Четвертый лишний»;
- Упражнение «Что перепутал художник?»;
Заключительный этап. Создание эмоционально-положительного настроя.
Игра «Улыбнись мне на прощание».