Нестандартный урок по русскому языку в 3 классе по теме «Род имени существительного»


Открытый урок по русскому языку
3 класс.
Тема: «Род имён существительных».
Цель: продолжать знакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
Задачи:
Обучающая: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание, логическое мышление при введении новых знаний. Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности. Развивать умение оценивать свою деятельность.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие и эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, уважаемые телезрители. Вас приветствует специальная съёмочная группа канала школы № 9. Прослушайте программу телепередач на сегодня:
СЛАЙД 1
Откроет нашу программу «Утренняя гимнастика для ума» (минутка чистописания + словарная работа)
Встреча с новым и неизвестным вас ждёт в программе «Галилео».
Закрепить свои знания и умения вы сможете в передаче «Самый умный».
Далее вы сможете увидеть состязания знатоков в программе «Своя игра» (индивидуальная работа).
«Великолепная семёрка» поможет поделиться опытом
И завершит нашу программу телепередача «Пока все дома…».
- Какое у вас настроение?
- Давайте создадим хорошее настроение на нашем канале.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и пожелаем друг другу успеха. А я вам желаю хорошего настроения и приятной программы.
СЛАЙД
Минутка чистописания. Сообщение темы и целей.
- Предлагаю вашему вниманию «Утреннюю гимнастику для ума»
Мы начнём сейчас урок
С этих строк.
Вы на строчки посмотрите,
Что заметили, скажите?
- Что это строки и для чего они написаны?
(Эти строки для минутки чистописания. Мы их пишем, чтобы наше письмо было чистым красивым, а все соединения правильными)
- Написание какой буквы мы будем повторять?
(Написание буквы О с верхним и нижним соединением)
- Посмотрите на вторую строчку. Что за слова написаны?
(написаны местоимения и существительные он она оно огурец одежда окно)
- Как связаны эти части речи?
(можем заменять существительное местоимением, с помощью местоимения можем определить род имени существительного)
- Определите тему нашего урока
(Тема урока род имени существительного)
- Какие цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке?
(учиться определять род имени существительного)
- Наша задача на уроке продолжать формировать умение определять род имени существительного с помощью личных местоимений.
СЛАЙД
- Открываем тетради. Соблюдаем наклон и правила посадки при письме. Записываем: пятнадцатое марта. Классная работа и минутка чистописания.
СЛАЙД
Работа по теме урока.
Словарно – орфографическая работа
На слайде записаны словосочетания:
машина (до)ехала
яблоко (у)катилось
собака (по)бежала
заяц (под)полз
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие группы можно разделить, находящиеся в них слова?
(1. на существительные и глаголы
2. на слова из словаря и не из него
3. на слова с приставками и без приставок )
- Назовите слова с приставками
(доехала, укатилось, побежала, подполз)
- Назовите орфограммы, которые спрятались в словах с приставками? (безударный гласный в приставке или в корне, парный согласный на конце слова)
- А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать?
(если безударный гласный в приставке нужно вспомнить, как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное слово с ударным гласным)
РАЗБИРАЕМ ОРФОГРАММЫ В ГЛАГОЛАХ
- Назовите существительные. Докажите.
(машина, яблоко, собака, заяц. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают одушевлённый или неодушевлённый предмет)
- На какие группы можно разделить эти существительные?
(на одушевлённые и неодушевлённые, на существительные мужского, женского и среднего рода)
- Назовите существительные женского рода и докажите (она моя машина, собака)
- Мужского рода (он мой заяц)
- Среднего рода (оно моё яблоко)
- Что же нужно сделать, чтобы определить род у имени существительного?
(нужно заменить существительное подходящим по смыслу местоимением, если можно заменить личным местоимением он, то это существительное мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода)
- Объясните общую орфограмму в именах существительных.
( непроверяемая безударная гласная в корне слова)
ПРОГОВАРИВАЕМ В КАЖДОМ СУЩЕСТВИЕЛЬНОМ НЕПРОВЕРЯЕМУЮ ГЛАСНУЮ
СЛАЙД 3 (2 щелчка)
- Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите род имени существительного.
Выполняют задание.
СЛАЙД 4
- Проверьте, так ли у вас. У кого всё выполнено верно и нет ошибок – поднимите зелёный квадрат. Если 1 – 2 ошибки – жёлтый квадрат. 3 и более ошибок – красный квадрат.
На листах – помощниках отметьте свой результат
Физминутка
- А сейчас, реклама на нашем канале. Я предлагаю вам встать.
Игра на внимание.
Если я называю существительные:
женского рода – подпрыгнуть
мужского рода – присесть
среднего рода – развести руки в стороны
Например: стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.
- Молодцы. Вы были все очень внимательны.
Продолжение работы по теме урока. Закрепление.
- Мы опять в студии и нас приветствует передача «Самый умный», где каждый из вас может закрепить и поделиться с другими своими знаниями.
Работа в парах
- У вас на партах лежат листочки с заданиями. Прочитайте задание в паре с соседом и выполните работу.
Вставьте пропущенные буквы и определите род имени существительного:
Дев.чка, гри., .кно, м.тро, кот.к, яг.да, п.тух, в. дро, в.р.бей, р.бенок, р.ка, с.сна, ябл.ко.
- Поменяйтесь работой с соседней партой. Возьмите карандаш зелёного цвета. Проверьте правильность выполнения задания. (сверка со слайдом)
СЛАЙД 5
0 ошибок – поставьте «5»
1 – 2 ошибки - «4»
3 – 4 ошибки - «3»
5 и более ошибок - поставьте звёздочку.
- Поменяйтесь работами обратно. Поднимите зелёный квадрат, у кого стоит оценка «5».
Жёлтый – оценка «4».
Красный – оценка «3».
Синий – «звёздочка»
- Молодцы. Пожмите друг другу руки за сотрудничество. Отметьте свой результат в листах – помощниках.
Дифференцированная работа.
- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в передаче «Своя игра». Сегодня вам предлагается 3 категории. Каждая категория содержит в себе карточки разных цветов на 5 б., 4б. и 3б. Выберите, то задание, с которым справитесь самостоятельно, качественно, не испытав затруднения.
1 уровень – карточка жёлтого цвета оценка «3»
2 уровень – карточка розового цвета оценка «4»
3 уровень – карточка фиолетового цвета оценка «5»
1 уровень
Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род существительных.
Морковь, свёкла, яблоня, огурец.
Карандаш, линейка, циркуль, портфель.
Солнце, туча, облако, поле, дерево.
2 уровень
Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Напишите словосочетания. Определите род имён существительных. Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.
Смелый …, голубое…, счастливое …, крепкая …, ранняя …, низкий …, душистое …, лёгкий … .
3 уровень
Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите существительные. Определите род.
За с..бакой б..жал щ..нок. Над лесом л..тал вертолет. К Лене все уч..ники обращаются за помощью. С радостью г..ворили р..бята о своем учителе. Сад зас..дили м..рковью, укропом, п..м..дорами, ..гурцами.
Выполнение работы самостоятельно. После этого сверка с обратной стороны доски, не исправляя ошибок.
Листочки на проверку.
- Кто выполнил, может проверить задание на обратной стороне доски.
Работа в группах (у каждой группы одинаковое задание)
- Молодцы! А мы продолжаем трансляцию с нашего телеканала. И у вас есть возможность проверить свои знания, работая по группам в передаче «Великолепная семёрка». Но для этого нужно вспомнить несколько правил, которые необходимы для групповой работы:
(Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника).
Распределить на группы + задание
Замените каждое данное существительное личными местоимениями он, она или оно. Запишите существительные группами по образцу:
Он - завтрак, ….
Она - деревня, …
Оно - метро, …
Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро.
Проверка задания.
1 группа - называет существительные ж. р.
2 группа – мужского рода.
3 группа – среднего рода.
Итог урока. Оценки.
Составление кластера.
На доске находятся опоры:
Существительное
Ж. р.
М. р.
Ср. р.
Он
Она
Оно
- Вы хорошо справились с заданиями. Давайте подведём итог. Мы знаем, что существительное может иметь…. (3 рода ж. р., м.р., ср.р.)
- Как определить род имени существительного? Приведите пример.
Вместе составляем кластер
Домашнее задание
Хорошо. А мы переходим к передаче «Пока все дома…»
- Дома вы сможете закрепить знания, полученные на уроке, выполнив из учебника упражнение 31 на странице 63. Прочитайте задание. Ваши вопросы по его выполнению?
СЛАЙД
Рефлексия.
- Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
Дорисуйте нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием.
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой.
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Поднимите мордочки. Спасибо.
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
- А сейчас я включаю камеру, а вы все встаньте и в камеру скажите «Я самый, самый…» и покажите вот так…
Говорят.
- Снято. Молодцы.