Открытый урок по русскому языку на тему: Род имени существительного. (4 класс)

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока. Род имени существительного.

Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся об имени существительном как части речи, сформировать умения распознавать род имён существительных при помощи слов-подсказок (он, мой, она, моя, оно, моё); развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, речь учащихся; воспитывать любовь к предмету.

Оборудование урока: картинки словарных слов, микрофон, таблицы по теме урока.

Ход урока
Организация класса, создание психологического климата:

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Вы к соседу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.

Актуализация опорных знаний.

а) Проверка домашнего задания (консультанты)
б) Индивидуальная работа по карточкам (4 ученика)
в) «Мозговой штурм» по теме «Имя существительное».
г) Каллиграфическая минутка. Написание буквосочетаний -оро- -оло-
- Какие вы знаете слова с этими буквосочетаниями. Продолжим минуту чистописания словами-отгадками. Учитель задаёт загадки. Дети записывают отгадки в тетради.
-Знают все давным-давно
Пить нужно детям (молоко).
-Эта птица всем морока.
Трещит в лесу с утра(сорока).
-Прыг-скок, не робей,
Я весёлый (воробей).
-Деревянная нога,
Железный клюв у (молотка).
- Составьте предложение со словарными словами.
д) Письмо у доски. Работа над предложением.
Маленький воробей весело клевал хлебные крошки.
-Какое предложение по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, второстепенных членов предложения? Выделить главные члены предложения и указать части речи. Слово воробей разобрать фонетически («цепочкой»).
Разобрать по составу слова маленький и хлебные (по вариантам).

Физминутка «Дракончики».
Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы научимся распознавать род имени существительного и узнаем, какие слова – подсказки нам в этом помогут.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

а) Выполнение упражнений 424-426 (стр.43-44.)

б) Добрые советы и стихотворение о словах-помощниках

Род мужской и он, и мой.
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
Подсказки она и моя.
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь и мамочка.
Средний род – оно, моё.
Моё окно, моё село.

в) Работа по таблице родов имени существительного.

г) Упражнения на определение рода имён существительных
(с. 44-45 упр.427. 429.)

д) Физминутка (по выбору детей)

е) Распределительное письмо (упр.430 с.45)

Обобщение и систематизация знаний.

а) Творческая работа в парах (деформированный текст упр.435)
б) Проверка творческой работы.
в) Игра для смекалистых (разгадывание ребусов, шарад, задач).

Итог урока.

Игра «Микрофон»: Чему я научился на уроке?
Беседа:
- Изменяются ли существительные по родам?
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как определить род имени существительного? Какие слова- подсказки нам помогут? Приведите примеры.

Домашнее задание

Выполнить упражнение 436 с. 47, выучить правило с. 45.

Игра в конце урока.

-Вы, ребята, ничего.
- Мы ребята – «Во!».
- Чем сегодня занимались?
- Мы работали, старались!
- Ну, тогда все молодцы!
- Мы ребята – умницы!






15