Рабочая программа по учебному предмету Культура народов Ямала


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена и согласована на заседании
методического объединения
Протокол от______2015г. №_______
Утверждена
приказом от_10.09.2015 г. № 278

Принята на заседании НМС
от__09.09.2015 г. № _01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЯМАЛА»
7а класс
Составитель: Лимонова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Гимназии г. Лабытнанги,
первая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Содержание
рабочей программы по учебному предмету «Культура народов Ямала»
1 Пояснительная записка
2 Общая характеристика учебного предмета
3 Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015 – 2016 учебный год
4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Культура народов Ямала» на уровне основного общего образования.
5 Учебно-тематический план
6 Содержание учебного предмета в 7а классе
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура народов Ямала»
9 Система оценки достижения планируемых результатов
10 Оснащённость учебного процесса по предмету
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Культура народов Ямала» для 7а классе разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»),
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
-Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"(Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
- Основная образовательная программа среднего общего образования Гимназии г. Лабытнанги (6-9 класс) на 2015-2019 гг.;
-Деревянченко А.А. Программа учебного курса «Культура народов Ямала» для 5 – 9 классов (авторы: Т.Б. Лаптандер, В.Н. Няруй, Р.Р. Скамейко, Н.Н. Уразаева, Л.В. Фёдорова – Салехард, 2001 (Издание 3-е, стереотипное, допущено Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ);
-Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Программа национально – регионального компоненте государственного стандарта школьного образования «Литература Ямала» (5-7 классы) – Салехард - ЯНОИПКРО, 2003 (Утверждена на заседании Окружного экспертного совета Департамента образования ЯНАО 31.01.2003 г.), являющейся частью программы курса «Культура народов Ямала».
-В.Н. Няруй, Вануйто Г.И. «Культура народов Ямала» программа учебного курса для 5-7 классов. Авторы: Салехард: ЯНОИПКРО, 2006
Цели изучения предмета
Ознакомление учащихся с основами культуры коренных народов Ямала;
Воспитание уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
Расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой коренных народов Ямала;
Приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.
Изучение учащимися основ культуры коренных народов будет способствовать решению следующих конкретных образовательных и воспитательных задач:
Приобщение к миру труда, повседневного существования, материальной и духовной культуры коренных народов Ямала (ненцев, ханты, селькупов)
Ознакомление с культурой других народов, давно проживающих на Ямале (русских, украинцев, сибирских татар, коми-зырян).
Формирование у школьников чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, которые существенно отличаются от традиций славянской культуры
Ознакомление школьников со спецификой климата и природы Севера, привитие им основ экологической культуры.
Ознакомление обучающихся со спецификой мифологии, фольклора и литературы коренных народов Ямала.
Ознакомление с представлениями о прекрасном у коренных народов, их эстетическими приоритетами.
Помощь обучающимся в понимании живописи, декоративно-прикладного и музыкального искусства коренных народов.
Гуманитарное образование составляет основу гимназического образования и предполагает воспитание учащихся, способных учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, работать с различного вида информацией, критически относиться к ней и др.
В рабочей программе по Культуре народов Ямала прописаны основные виды деятельности учащихся на уроке с учётом введения в 2015 году Федеральных государственных стандартов общего образования в Гимназии г. Лабытнанги на II ступени общего образования.
Включение в рабочую программу основных видов деятельности; личностных, предметных и метапредметных результатов обучения позволит безболезненно пройти этап введения ФГОС.
В рабочую программу внесены изменения в последовательность изучения разделов, вместе с тем соблюдаются основные идеи курса, изложенные в авторских программах: межпредметные связи, вариативность, диверсификация количество часов, гибкость подачи материала.
2. Общая характеристика учебного предмета «Культура народов Ямала»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность учебного предмета «Культура народов Ямала» заключается в приобщении обучающихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов. В воспитании уважения к коренным жителям Ямала, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам.
Содержательные линии предмета
Изучение учебного предмета в7а классе состоит из 2х разделов и позволяет проследить взаимосвязь «Истории ЯНАО» и «Литературы ЯНАО».
Механизмы формирования компетентности обучения.
Рабочая программа «Культура народов Ямала» предусматривает формирование у учащихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «культура народов Ямала» являются:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
описание природных, культурных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
использование дополнительных источников информации при решении учебных задач;
работа с текстами различного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
подготовка кратких сообщений (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;
самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
3. Место предмета «Культура народов Ямала» в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги
на 2015 – 2016 учебный год
В Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015– 2016 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Культура народов Ямала» на уровне основного общего образования в 7а классах предусмотрено 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебно–методический комплект, используемый в преподавании
учебного предмета:
Учебник: «Культура народов Ямала 5-7 классы» (авторы:Борко Т.И., Галкин В.Т., Ерманов А.Г., Павлов А.В.; Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2002);
«Мифология, фольклор и литература Ямала 5-7 классы», хрестоматия и учебник (авторы:Попов Ю.И., ЦымбалистенкоН.В.;Тюмень.: издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001).
4.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
учебного предмета «Культура народов Ямала»
на уровне основного общего образования в 7а классе
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения:
– ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание целостности природы, населения и хозяйства страны и округа.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать полученные знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс – 35 часов
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
часов Количество часов
Теоретические Контроль ЗУН
1 История ЯНАО 18 17 1
2 Литература народов Ямала 15 14 1
3 Резерв 2 2 4 Итого 35 33 2
6.Содержание учебного предмета «Культура народов Ямала»
7 класс
Раздел I. История ЯНАО-18ч
Ямал в древности: археологические раскопки. Предание о сихиртя. Происхождение самодийцев (ненцев и селькупов) и хантов.
Древняя культура Ямала: каменный век; бронзовый век. Культура железного века. Городище Усть-Полуй. кулайская культура; сихиртя.
Культура Ямала в средние века. Открытие Югры и самояди. Походы новгородцев, остяцкие княжества, князья, города. Ханты на Обском Севере. Коми в Нижнем Приобье.Богатство Новгородской республики. Москва и Обдор. Иноземцы об Обдории. Мангазея – «златокипящая». Мангазейский морской ход.
Обдорский край в 16-17 веках. Ямальский север в составе Российской империи.Связи с европейскими народами.
Исследование Ямальского Севера в 18 веке. Движение Хаски Ваганова. «Устав об управлении инородцев».
Появление русских на западе Сибири. Культурная политика на Ямальском Севере в 19 веке. ВаулиПиеттомин. Хозяйственное развитие Ямальского Севера в 19 веке. Сибирские татары и коми. Основные занятия, торговля с русскими купцами. Вхождение в состав Российской империи и политика России по отношению к коренным народам. Попытки христианизации. Просветительская деятельность отца Иринарха (И.С. Шемановского).
Ямальский край в начале ХХ века. Революционные преобразования. Ямал в 20-30 годы ХХ века. Создание ЯНАО. Репрессии «Мёртвая дорога». Трагическое прошлое Ямала в повести Н.Дудникова «Концлагерь Комариный» (фрагменты). Великая Отечественная война. Герои земли Ямальской. Новая эпоха в истории ЯНАО. Начало нефтегазового освоения. Культурное развитие округа.
Современная этнографическая ситуация в округе.
Раздел II. Литература народов Ямала - 14 часов
Взгляд на ненецкую культуру с точки зрения русского исследователя В.П. Евладова. Фрагменты книги В.П. Евладова «По тундрам Ямала к Белому острову».
Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Стихи о Ямале. Поэма «Мальчик из стойбища». Поэзия Р.П. Ругина. Проблема выбора в повести «Ланги» Р.П. Ругина. Стихотворения о лучшем друге человека.
Г.Махмут. «Татарчонок»-повесть о трудном послевоенном детстве.
Очерк жизни и творчества И. Г. Истомина. И.Г. Истомин.
Глава «Встань-трава» из романа «Живун».
Н.Н. Ядне «Я родом из тундры» - правдивый рассказ о детстве.
Книга Е.Г. Сусой «Из глубины веков» - энциклопедия ненецкой жизни.
А.П. Неркаги. «Анико из рода Ного».
Обобщение знаний. Итоговый тест «Культура народов Ямала» - 1ч
Резерв – 2 часа
7.Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Культура народов Ямала» 7а класс
№ Тема урока Дата Коррекция \причины
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) ИКТ § учебника
(Д/З)
Раздел I. История ЯНАО -18ч
1 1.Древняя культура Ямала: каменный век; бронзовый век. Ямал в древности: археологические раскопки. Палеолит, мезолит, неолит, археологический памятник, стоянка Особенности древней эпохи, археологические памятники. Предание о сихиртя. Происхождение самодийцев (ненцев и селькупов) и хантов. Знать, когда появился человек на Ямале, чем примечательны периоды неолита, важнейшие археологические памятники Уметь объяснять значения терминов, характеризовать бронзовый и железный век, находить отличия стоянки от поселения 2 2.Древняя культура Ямала: Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Комплекс памятников Усть-Полуя Культура железного века. Городище Усть-Полуй. кулайская культура; сихиртя..Уметь пользоваться терминологией и объяснять ее значение 3 3.Древняя культура Ямала: кулайская культура; сихиртя. кулайская культура; сихиртя. Описать достижения кулайской культуры и культуры сихиртя .Знать, откуда пришли самодийские предки современных ненцев, энцев и селькупов.
Объяснять различия между тундровыми и лесными самодийцами. 4 4.Культура Ямала в средние века. Открытие Югры и самояди. Походы новгородцев, остяцкие княжества, князья, города. Ханты на Обском Севере. Коми в Нижнем Приобье.
Богатство Новгородской республики Знать первооткрывателей Ямала, основные походы и пути, сведения о югре и самояди. Уметь объяснять, когда произошло открытие народов Севера, чем вызваны походы новгородцев на Крайний Север
5 5.Москва и Обдор. Иноземцы об Обдории. Иноземцы об Обдории. Как происходило возвышение Москвы, дань, острог
Знать результаты походов В. Скрябы, Ф. Курбского-Чёрного, И. Салтык – Травина, предания о народах Ямала. Описывать заключение первого мирного договора между Великим Московским князем и Обдорскими князьями 6 6.Мангазея – «златокипящая». Мангазейский морской ход. Мангазея, походы московских воевод.
Объяснять чем знаменитаМангазея. Составлять её описание. 7 7.Обдорский край в 16-17 веках. Ямальский север в составе Российской империи. Обдорский край в 16-17 веках
Миграция на Север славян и татар. Достижения русской средневековой культуры Знать основные понятия и термины, видеофильм «Народы Сибири». Уметь рассказывать о судьбе Обдорскогокняжества, о жизни Ермака Мамрукова8 8.Исследование Ямальского Севера в 18 веке. Ямальский север в составе Российской империи .Знать экспедиции на Север, какие они повлекли изменения . Уметь рассказывать о Великой Северной экспедиции, ее представителях и изменениях жизни коренных народов Севера 9 9.Движение Хаски Ваганова. «Устав об управлении инородцев». Преобразования и реформы Петра Великого. Движение Хаски Ваганова. «Устав об управлении инородцев». Объяснять значение движения Хаски Ваганова. «Устав об управлении инородцев». 10 10.Культурная политика на Ямальском Севере в 19 веке. Обдорская миссия, инородческая школа, агрикультура .Ярмарка, торжок. Знать заслуги Обдорской миссии, политическое и хозяйственное развитие Ямальского Севера Уметь объяснять, чем занималась Северная миссия.Уметь рассказывать, как произошла культурная революция на Ямале, 11 11.Ваули Пиеттомин. Хозяйственное развитие Ямальского Севера в 19 веке. Знать причины восстания ВаулиПиеттомина..12 12.Ямальский край в начале ХХ века. Революционные преобразования. Революция, переворот, восстание, гражданская война Знать о революционных преобразованиях на Ямале. 13 13.Ямал в 20-30 годы ХХ века. Создание ЯНАО. Революционные преобразования. Ямал в 20-30 годы. Создание ЯНАО Знать о жизни Ямала в 20-30 годы, когда был образован ЯНАО 14 14.Репрессии «Мёртвая дорога». Трагическое прошлое Ямала в повести Н. Дудникова «Концлагерь Комариный» (фрагменты). ГУЛАГ, НКВД, Мёртвая дорога, репрессия театр заключённых Знать о репрессиях и ссылке на Ямал, произведения Шаламова и Солженицына Объяснять, для чего построена Полярная железная дорога, 15 15.Великая Отечественная война. Герои земли Ямальской. Герои земли Ямальской. Сведения о Великой Отечественной войне , значение Арктического фронта 16 16.Новая эпоха в истории ЯНАО. Начало нефтегазового освоения. Газовые и газоконденсатные месторождения, индустрия, транспорт, Северная железная дорога, города Северная железная дорога Знать основные даты в истории ЯНАО. 17 17.Новая эпоха в истории ЯНАО. Культурное развитие округа. Культурное развитие округа. Знать экономическое развитие округа, об открытии музеев и библиотек. Уметь рассказывать о новой экономической и культурной эпохе Ямальского севера 18 18.Обобщение знаний. Тест «История ЯНАО» Знать историю, культуру Ямала, терминологию. Уметь воспроизводить полученные знания в зависимости от учебной ситуации Раздел II. Литература народов Ямала-14ч
19 1.Взгляд на ненецкую культуру с точки зрения русского исследователя В.П. Евладова. Маршруты путешествия В.П. Евладова. Уметь находить места экспедиции на географической карте ЯНАО. 20 2.Фрагменты книги В.П. Евладова «По тундрам Ямала к Белому острову». Маршруты путешествия В.П. Евладова. Уметь находить места экспедиции на географической карте ЯНАО. 21 3.Очерк жизни и творчества Л.В. Лапцуя. Стихи о Ямале.Поэма «Мальчик из стойбища». Автобиографические мотивы в поэме «Мальчик из стойбища», ст-х «Первые шаги», «На островке», поэме «Вожак» Знать основные этапы жизни и творчества ненецкого поэта Уметь рассказывать о поэте, анализировать его стихотворения, выразительно их читать, различать эпос и лирику 22 4.Поэзия Р.П. Ругина. Биография Р.П. Ругина. Знать основные этапы жизни и творчества ненецкого поэта 23 5.«Ланги» Р.П. Ругин. Сюжетная линия произведения. Уметь анализировать, давать ответы на проблемные вопросы. 24 6.Проблема выбора в повести «Ланги» Р.П. РугинаСюжетная линия произведения. Уметь анализировать, давать ответы на проблемные вопросы. 25 7.Стихотворения о лучшем друге человека. Особенности поэзии северной поэзии Уметь объяснять, как складываются между оленегонной собакой и пастухом. Создавать иллюстрации к стихотворению Л.Лапцуя«Как собака стала другом человека». 26 8.Г.Махмут. «Татарчонок» - повесть о трудном послевоенном детстве. Сюжетная линия произведения. Знать основные этапы жизни и творчества. 27 9.Г.Махмут. «Татарчонок» - повесть о трудном послевоенном детстве. Сюжетная линия произведения. Уметь видеть и анализировать взрослый мир детскими глазами 28 10.Очерк жизни и творчества И. Г. Истомина. Сюжетная линия произведения. Знать основные этапы жизни и творчества. 29 11.И.Г. Истомин. Глава «Встань-трава» из романа «Живун». Сюжетная линия произведения. Уметь анализировать, давать ответы на проблемные вопросы. 30 12.Н.Н. Ядне «Я родом из тундры» - правдивый рассказ о детстве. Сюжетная линия произведения. Знать основные этапы жизни и творчества. 31 13.Книга Е.Г. Сусой «Из глубины веков» - энциклопедия ненецкой жизни. Сюжетная линия произведения. Знать основные этапы жизни и творчества. 32 14.А.П. Неркаги. «Анико из рода Ного». Сюжетная линия произведения. Знать основные этапы жизни и творчества. 33 Обобщение знаний. Итоговый тест «Культура народов Ямала». Уметь анализировать, давать ответы на проблемные вопросы. 34* *Викторина «Что ты знаешь о Ямале» 35* *Викторина «Что ты знаешь о Ямале» Резерв * - 2 часа
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура народов Ямала»
Учащиеся 7а класса должны знать:
Основные этапы, события, факты и даты истории Ямала.
Имена основных писателей, поэтов названия и содержание их произведений.
Современную этнографическую ситуацию в округе.
Учащиеся должны уметь:
Объяснить проблематику произведений писателей, поэтов Ямала.
Характеризовать и сопоставлять героев изученных литературных произведений.
9. Система оценки достижения планируемых результатов.
Для оценки достижений учащихся применяется следующая система оценивания
1. Оценка письменных работ учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в работе нет ошибок (возможны 1-2 недочета, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Ответ оценивается отметкой «4», если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Ответ оценивается отметкой «3», если:
допущено более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя предметную терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее предметное содержание ответа;
допущены 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении предметной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учащимся большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании предметной терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ
«5» - 90% – 100%
«4» - 70% – 89%
«3» - 50% – 69 %
«2» - менее 50%
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное, строить ответ согласно плана;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач, заданий;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение строить графики, читать графики, таблицы и диаграммы;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность при построении графика, таблицы, диаграммы;
недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ работ И МИНИ – исследований (проектов)
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы уч-ся теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:
-правильное оформление сносок;
-соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
-широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
-целесообразность использования тех или иных источников.
Виды мини - проектов:
Проект – иллюстрация
Проект – исследование научной проблемы
Проект - постановка проблемы
Обзорный проект
Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж)
Индивидуальный проект (групповой проект)
Экзистенциальный проект (развивающий личность)
Примерное планирование содержания и этапов учебного проекта или учебного исследования
Продумывание учителем темы проекта
Формулирование учителем основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Формулирование дидактических целей проекта
Формулирование учителем методических задач
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета; 1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых ошибок и до 7 грамматических ошибок.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценки презентации учащихся
оценка
критерии 3 балла
Работа соответствует требованиям 2 балла
В работе требуется корректировка 1 балл
Следует пересмотреть некоторые вопросы.   Баллы
Название презентации. Учащиеся дали интересное название презентации. Оно соответствует их исследованию. Указали имена участников и руководителя. Красиво и интересно оформили первый слайд. Учащиеся дали интересное название презентации. Оно соответствует их исследованию. Указали имена участников и руководителя.   Учащиеся дали  название презентации. Оно соответствует их исследованию.     Цель исследования. Учащиеся чётко определили для себя, что должны узнать. Цель исследования внесли в свою презентацию.  Нет чёткости   в  постановке цели. Цель исследования внесли в свою презентацию.   Цель исследования не поставлена. План работы Учащиеся составили последовательный план работы.  Он состоит из нескольких пунктов.  В нём каждое новое действие вытекает из предыдущего. Учащиеся составили план работы.  Но незначительно нарушили последовательность действий. Учащиеся составили  план работы.  Но последовательность действий не получилась. Подбор текстового материала Текст соответствует теме.  Он полностью раскрывает поставленный вопрос. Изложение текста доступно и понятно для других. Объём информации оптимален для восприятия. Текст соответствует теме.  Он полностью раскрывает поставленный вопрос.   Большой объём текста. Встречаются непонятные слова. Текст соответствует теме. Но он  не полностью раскрывает поставленный вопрос.  Слишком большой объём текста. Изложение текста не совсем понятно. Применение в презентации  фотографий  видеозаписей, звукового сопровождения. В презентации использовали сделанные учащимися фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение. В презентации  старались использовать  сделанные учащимися фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение В презентации использовали  фотографии, видеозаписи, звуковое сопровождение только из Интернета. Подбор материала к исследованию. Для проведения исследования правильно подобрали материал, оборудование При подборе материалов и оборудования  для исследования  значительные ошибки. Затрудняемся в подборе материалов и оборудования для проведения исследования. Качество изготовления исследуемого объекта. Качественно и аккуратно изготовили объект  для исследования. При изготовлении объекта исследования допустили неаккуратность. Объект исследования выполнен небрежно. Наличие выводов в работе. В презентации учащимися сделаны чёткие обоснованные выводы, которые соответствуют цели исследования. Выводы соответствуют цели, но представлены бессистемно .Отсутствие выводов или они не связаны с целью исследования. Использование в работе художествен-ной литературы. В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. Используемые тексты соответствуют теме. Они уместны в данном тексте. В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. Используемые тексты соответствуют теме.   В работе использовали художественные тексты: стихи, отрывки произведений, высказывания великих людей и т. д. используемые тексты не соответствуют теме.   Используемая литература Составили список литературы. Он соответствует требованиям.  Красиво его оформили. Соблюдены авторские права. Литература использована из разных источников: справочники, энциклопедии, художественная литературе, периодическая печати; Интернет и т. д. Составили список литературы. Он соответствует требованиям.  Соблюдены авторские права. Источники литературы однообразны. Составили список литературы. . Оформление работы. Учащиеся подобрали макет презентации соответствующий её теме. На слайдах выделили заголовки.  Текст изложен  ясно. Он чётко прочитывается,  не сливается с фоном. Фотографии соответствуют тексту. Излишества в иллюстрациях нет. При создании презентации применяли анимацию. Учащиеся подобрали макет презентации соответствующий её теме. На слайдах выделили заголовки.  Текст изложен ясно. Он чётко прочитывается,  не сливается с фоном. Фотографии соответствуют тексту. Излишества в иллюстрациях нет. При создании презентации применяли анимацию.   Макет презентации  не соответствует   теме. На слайдах  не выделили заголовки.  Текст изложен  не  ясно. Он  не чётко прочитывается,   сливается с фоном. Фотографии  не соответствуют тексту. Есть излишества в иллюстрациях.   Участие членов группы в работе над презентацией. Активное участие всех членов группы в работе. Активное участие  в работе принимало большее количество  членов группы. Большинство членов группы отнеслись к выполнению работы пассивно. Итог: Отличная работа «5» -   36 баллов
Хорошая работа «4»  -  24-35 баллов
Удовлетворительная работа «3» -   12-23 балла
Презентация нуждается в доработке «2»  -  менее 12 баллов
Самооценка качества выполнения работы (презентации)
Группа____________________________________________________
Критерии Да
2 балла

Частично
1 балл

Нет
0 баллов
Мы чётко сформулировали тему и цель исследования. Мы составили план выполнения работы, определили сроки. Разделили обязанности между членами группы. Сделали соответствующие выводы. Подобрали и использовали иллюстрации. Подобрали и использовали цитаты и афоризмы Подобрали и использовали звуковое оформление Использовали анимацию Подбирали материал в разных источниках. Грамотно и безопасно работали в сети Интернет Соблюдали авторское право при использовании импортированных объектов Составили список литературы и информационных источников. В работе использовали художественную литературу. В работе активно участвовали все члены группы. Самостоятельно выполнили работу. ИТОГ: Отличная работа  -  30 баллов
Хорошая работа   -  15-29 баллов
Удовлетворительная работа – 10-14 баллов
Презентация нуждается в доработке  - менее 10 баллов  
Памятка для учащихся
«Что надо учитывать при создании презентации»
Стиль, фон:
единый стиль оформления
стилей не должен отвлекать от самой презентации
вспомогательная информация не должна преобладать над основнойИспользование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста
Для фона и текста используй контрастные цвета
Обрати особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты
Для предоставления информации используй возможности компьютерной анимации
Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами – они не должны отвлекать внимание от содержания информации
Представление информации
Содержание информации
Используй короткие слова и предложения
Как можно меньше предлогов, наречий, прилагательных
Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение
Наиболее важная информация должна располагаться в центре
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней
Шрифты
Для заголовков – не менее 24
Для информации – не менее 18
С большого расстояния лучше читаются шрифты без засечек
Не стоит смешивать в одной презентации разные типы шрифтов
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание
Не стоит злоупотреблять прописными буквами – они читаются хуже строчныхСпособы выделения информации
Используй рамки, границы, заливку
Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
Рисунки, диаграммы, схемы
Объём информации
Не увлекайся информацией – люди могут одновременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений
Ключевые факты лучше отображать по одному на каждом слайде
Виды слайдов
Для разнообразия хорошо использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами
Для оценки достижений учащихся по КНЯ применяется следующая система оценивания.
Основная цельконтроля — проверка знания фактического учебного материала, умения учащихся делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять интегрированные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменныеработы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют ученики всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед —проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить), но
и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Уч-ся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее его существенные признаки и свойства.
При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание уч-ся отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать
мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные
и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития учащегося, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют обстоятельного письменного ответа. Поэтому целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: уч-ся заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения уч-ся.
Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения уч-ся делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки
Ошибки:
• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении)причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
• ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
• неправильное заполнение таблицы;
•неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
• ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
• неумение ориентироваться на карте и в плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
• преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствие обозначений и подписей;
• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
• неточности в определении назначения прибора, исправленные после наводящих вопросов учителя;
• неточности при нахождении объекта на карте.
Отметка «5» ставится, если учащийся:
• осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе;
• устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы);
• правильно выполняет практические работы;
• дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
• дает ответ, в основном соответствующий требованиям, установленным для оценки «5», но допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении отдельных практических работ;
• все недочеты легко исправляет сам при указании на них учителем.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
• усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки;
• не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе;
• затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, испытывает сложности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
• обнаруживает незнание большей части программного материала;
• не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
10. Оснащённость учебного процесса по предмету
Литература для учителя:
Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. - Екатеринбург: Сред.- Урал.кн. изд-во, 2000.
Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1993.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995.
Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УрО РАН, 2004.-
Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Вып.1. Екатеринбург-Салехард: Изд-во УрО РАН, 2000. С.208-236.
Головнев А.В., Зайцев ПС, Прибыльский, Ю.П. История Ямала.- Тобольск: Издательский центр НТФ АТИКО, 1994.
Кальвайт X. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Канакин И.А. Языки соседей (о хантыйском и ненецком). - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1996.
Комаров С.А., ЛагуноваO.K. О характеристике литературного мышления народов Севера (экологическая проблематика, жанровые ориентиры) // Космос Севера: Сборник статей. - Тюмень: «СофтДизайн», 1996. - С.89-98.
Комаров С.А., ЛагуноваO.K. На моей земле: О поэтах и прозаиках Западной Сибири последней трети XX века. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2003.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.
Лар Л.А Культовые памятники Ямала. Хэбидя я. - Тюмень: Изд-во ИПОССО РАН, 2003
Лар Л А Ненцы: шаманы и связь с богами // Космос Севера: Сборник статей / Редактор-составитель О.К.Лагунова. - Тюмень: «СофтДизайн»,1996.
Мифыипредания ненцев Ямала / Автор-составитель Л.А.Лар. Тюмень:Изд-воИПОС СО РАН, 2001.
НяруйВ.Н.,Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическоепособие для педагогов и родителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003.
Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 1.- М.: Концерн «Литературная Россия», 1998.
Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 2. - М.: Концерн «Литературная Россия», 1999.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX в.: Пособие для учителей литературы старших классов. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002.
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994.
СязиA.M. Орнамент ивещь в культуре хантовНижнегоПриобья. - Томск: Изд-во Том.ун-та2000.
ХарючиГ.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под редН.В.Лукиной. - Томе1-: Изд-во Том.ун-та, 2001
Хомич Л.В. Ненцы - СПб.. Русский Двор. 1995.
Цымбалистенко Н.В. Север есть Север...: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003.
6. Литература для учащихся:
География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001.- 328 с.
Географический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. - М.: Издательство ДИК, 1999..
Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. - М.: Издательство ДИК, 1999.
Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин ВТ., Еманов А.Г., Павлов А.В. / Учебник. 5- 7 классы. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002.
Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия. 5-7 классы /Составители Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002. -
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5 -7 классы. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. пособие для ст. кл. общеобраз. учрежд - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
ЕвладовВ.П. По тундрам Ямала к Белому острову: Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1992.
Истомин ИГ.Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.1. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997.
ЛапцуйЛ В. На оленьих тропах: Стихи и поэмы. - Свердловск, 1982.
ЛапцуйЛ В Олений бег: Стихотворения и поэмы. - М., 1986.
НеркагиААнико из рода Ного // Неркаги А.П. Молчащий: Повести.- Тюмень: «СофтДизайн». 1996. - С. 307-403.
ОмельчукА К. Ее величество Обь: По сибирской реке - в пространстве и во времени. - Свердловск: Сред -Урал. кн. изд-во, 1991.208 с.
Омельчук А.К. Рыцари Севера. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -192 с.
ОмельчукАКСевер с большой буквы: Очерки. - М.: Современник, 1989. -272 с.
Омельчук А.К. Частное открытие Сибири: Каждый сам открывает свою родину. - Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. - 392 с.
Ругин Р.П. Мелодии полярного круга: Стихи. Том 2. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 288 с.
РугинР п. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.1. - Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во 1996.
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение и информационное обеспечение
Компьютер
Принтер
Сканер
Мультимедийная доска
Телевизор
МультимедиапроекторМагнитофон
МедиатекаВидеотека учебных и художественных фильмов
Информационное обеспечение
Доступ к сети Интернет