Проект. Культура народов Ямала+ биология. 5 класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА П. ХАРП

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ НАРОДОВ СЕВЕРА».


Выполняли учащиеся 5 «Б» класса: Грибинюков К., Низамов В., Логишев П., Кулькова Е., Шавочкин Д., Бубнива О.
Руководитель: Ким Т.А., учитель русского языка и литературы, культуры народов Ямала.





Харп
2016



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ..2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...3-4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ...5
БИБЛИОГРАФИЯ..6
ПРИЛОЖЕНИЕ7-12


ВВЕДЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Ямал. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и ненцы. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.
Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.
Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. В различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания некоторых зверей, птиц и рыб. Медведь имел божественное происхождение, некогда он был человеком.
Мифическими фигурками служили и некоторые птицы. Ханты и ненцы до сих пор совершают празднества, семейные обряды для некоторых из этих птиц. К таким птицам относятся журавль, ворона, ворон, трясогузка, лебедь и гагара. Этих птиц называют священными. Этим животным посвящали праздники. И сегодня ханты молятся своим богам, празднуют свои праздники. Нам захотелось узнать о праздниках, литературных произведениях ханты, связанных с живым миром природы, рассказать об этом друзьям и одноклассникам.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.

Цель: изучить роль птиц и животных в жизни народов Севера. (Слайд 2)
Задачи:
- изучить древние традиции, обычаи и обряды хантов и манси;
- познакомиться с народными праздниками
- изучить литературные произведения народов Севера.

План действий (Слайд 3):
- провести анкетирование для определения проблемы;
- изучить литературу о древних традициях народов Севера.

Конечный результат (продукт):
- составление презентации о священных животных народов Севера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Работу над проектом мы начали с изучения и сбора материала из литературных и интернет источников. Мы провели анкетирование обучающихся в некоторых классах нашей школы. Всего опрошено 62 респондентов. Обработав результаты, получили следующие данные: 60 человек из опрошенных знают о священных животных, 50 респондентов слышали о праздниках, 12 отвечали, что не знают, каким животным посвящаются праздники, 39 респондентов читали произведения о животных, но 39 респондентов не знают, почему то или иное животное стало священным и ему посвящены праздники.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

(слайд 4)
(Слайды 5-13) Изучив литературные источники, мы узнали, что к далекому периоду относятся тотемистические представления, предполагающие, что помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. Тотемизм – это древнейшая форма почитания животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. Например: медведь имел божественное происхождение, некогда он был человеком. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю. Культ почитания возник еще на ранних этапах развития человека. Древний человек не выделял себя из природы, из мира животных и  действительно мало чем отличался от животных. Тотемистические представления позже перешли в религию народов ханты и манси.
Изучив мифы, легенды, предания и сказки народов Севера мы узнали, что на развитие почитания животных оказало влияние такого факта, как страх перед опасным животным (например, медведь).  В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник.
Мифическими фигурками служили и некоторые птицы.  Птицы – предки манси, чтимые как их родоначальники.
Например: черный ворон - мудрая и гордая птица. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
Для народов Севера белый журавль (стерх)- это особая птица. С ней связаны легенды, поверья и обычаи. Почти для всех северных народов убить стерха считалось грехом и предвещало несчастье.
Трясогузка – тоже священная птица. По поверьям манси трясогузка прилетала и своим хвостиком разбивала лед на реке, таким образом изгоняя весну.
(слайд 14) На основании анализа источников, наблюдении мы сделали вывод, что почитание животных народов ханты и манси связано с мифами и легендами, обычаями, религией и с природными условиями жизни в суровом краю, что традиционная культура народов Севера  складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.
На втором этапе нашего исследования мы выясняли, почему этим священным животным посвящались праздники? (слайд 15)
Из источников в интернете мы узнали, что отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками, просят прощение за убитого медведя.
На празднике трясогузки,(слайд 16) накрыв стол различными угощениями, проводят "извинительные акты" перед природой за промысел на зверей и птиц, при этом совершают обряд бескровного жертвоприношения. А праздник «Проводы Лебедя» (слайд 17) посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Смысл праздника Вороний день (слайд 18) – почитание священной птицы, а также - общение родных и близких людей, живущих далеко друг от друга. В преданиях ханты и манси вороны выступают покровительницами женщин и детей. Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей. 
(слайд 19) Завершая исследование второго этапа, мы пришли к выводу, что на этих праздниках ханты, манси и ненцы просят исполнения желаний у бога Торума, просят прощения за убитого зверя, кладут подарки, выставляют угощения гостям, выполняют различные обряды поклонения своим богам, потому что они считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и благополучие. Как видно из изложенного, вся деятельность человека ограничивается определенными рамками, не допускается насилия над природой. Отсутствует жадность, обман, все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность, чего, к сожалению, не хватает современным цивилизованным людям.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

(слайд 20) РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Ханты и ненцы считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и благополучие. У них немало святых озёр, рек, участков Оби, на которых не велся промысел. Как видно из изложенного, вся деятельность человека ограничивается определенными рамками, не допускается насилия над природой. Отсутствует жадность, обман, все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность, чего, к сожалению, не хватает современным цивилизованным людям.
Наш проект перспективный. Мы узнали, что у народов Ямала очень много священных животных. Работая над проектом, мы исследовали только тех животных и птиц, в честь кого проводятся праздники коренными жителями нашего округа.

Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:
1. - изучена литература о древних традициях народов ханты и ненцы;
- проведено анкетирование для определения проблемы;
- составлена презентация о священных животных народов Севера.

БИБЛИОГРАФИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Вороний день
Черный ворон - мудрая и гордая птица.
Живет эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает
легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.

Праздник Трясогузки
Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка-зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички.


Проводы Лебедя
Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!

Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.














Лебедь – (хохорэй) считается священной птицей для многих ненецких родов. Старые люди говорят, что это души умерших людей превратились в птиц. Каждому человеку на земле дан определенный отрезок времени, который называется жизнь. По ненецким преданиям, когда рождается ребенок, небесный писарь- Нум паднана – в своей книге жизни – Нум падар – рядом с датой рождения сразу ставит дату смерти. Поэтому иногда смерть застает человека врасплох, в неожиданный момент. Некоторых, особенно хороших людей, Нум «оплакивает» после смерти (так ненцы объясняют непогоду, в последующие дни после смерти усопшего). Особо дорогих ему людей Нум превращает в лебедей. И поэтому старые люди предостерегают: нельзя, только ради охотничьего азарта, убивать этих прекрасных птиц.
Нарушившие этот запрет в дальнейшем расплачиваются за этот грех жизнью, своей или своих родственников.
Еще одна священная птица – гагара (нюня). В мифологии существует одна распространенная легенда о гагаре. Когда-то земли не было, была только вода. Задумал великий Нум сотворить землю. Позвал он гагару на помощь и попросил достать кусочек земли со дна безбрежных вод. Нырнула гагара, семь дней ее не было. На седьмой день принесла гагара в клюве крупицу земли, из которой Нум и сотворил землю. Возможно, с этой легенды ненцы связывают продолжительное пребывание гагары под водой, во время ныряния.
В Тазовском районе существуют гагары двух видов. С красивым оперением на шее это гагаре-парте. Мясо гагары съедобно: если она попала в сети, то идет в пищу. Красивая шкурка с шеи гагары идет на материал для прикладного искусства. Шкурки идут на украшение ягушек, из них шьют сумочки.
У гагары – паяры – серо- черное оперение. По преданиям ненцев, изображения гагары – паяры устанавливалось на вершине шеста «симзы» шаманского чума. Нередко в эпических песнях или шаманских песнях «самбдабц» звучит призыв к «Есь тота Паяры» (железнокрылой гагаре), которая с визгом садится на перекрестье шестов чума. Гагара-паяры во многих легендах служит проводником шамана в Нижний мир. Клюв гагары использовался как наконечник стрелы. В этом случае гагара ринется с высоты, спикирует на лодку и своим острым клювом продырявит ее. Иногда метит в голову человека.
По одной из легенд, в гагару превратилась девушка, которую затоптали взбесившиеся от гнуса олени. Олени разбили девушке ноги и тазовые кости. Девушка заплакала (до сих пор ее плач слышится возле тундровых озер) и сползла в озеро. С тех пор гагара большую часть жизни проводит в воде.
В гнездах лебедей и гагар почти всегда по два яйца. И если нужда настигнет, можно взять из гнезда одно яйцо, но второе обязательно надо оставить.  Собака – помощник, друг и защитник
К священным животным относится и собака. В мифологии ненцев, во многих притчах собака сотворена подземным духом Нга. Ненецкое название собаки «вэ», связанное с кругом понятий плохого вэ; вэва (плохо), вэнза (плохая примета), вэнзу (злой), вэ,хэсь (несчастье). Одна из легенд гласит: некогда Верховный Бог Нум дал собаке отдельное хозяйство. Человек и собака жили отдельно. Собака быстро уничтожила свои припасы, съев за короткий срок и содержимое грузовых нарт, и оленей, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: ты совсем не умеешь жить самостаетельно, иди к человеку и живи с ним. Сиди на привязи и ешь то, что даст человек. Нум выдернул из своей головы волос и бросил на собаку. Собака покрылась шерстью и лишилась дара речи. С тех пор собака лает в пустоту ночи, завидев обитателей подземного царства.
Собака часто является откупом от Нижнего мира. Во время болезни человека безоленные ненцы предлагают духам в жертву душу старой любимой собаки. Собачью веревку привязывают к шесту в изголовье больного со словами: возьми душу нашего сородича. Если души довольствуются этой жертвой, то больной скоро выздоравливает. А собака чаще умирает естественной смертью. В быту собачья шкура применяется как элемент меховой одежды. Чаще всего она идет на подол ягушки и малицы. Из шкуры собаки шьют широкий пояс, который одевается внутрь на тело, обладает согревающим и обезболивающим действием при радикулите. Женщина во время регул одевается в табоки из собачьего меха. Кусочек состриженной шерсти со лба собаки поджигается на угольях, обладает очищающим действием, если женщина наступила на какую-либо вещь. В основном собак привязывают возле порога. Как женщина является хранительницей очага, так и собака сторожит порог от всякой нечисти. Некоторых собак привязывают возле «симзы», шеста, к которому привязывают перекладины для котла. По верованиям ненцев, под жестяным листом для очага находится дыра в Нижний мир. И собака, привязанная возле «симзы», является хранительницей очажной дыры. Во многих эпических песнях враги, уничтожив стойбище, «не оставляют даже собак, привязанных к шестам».
Собака в хозяйстве ненцев – незаменимый помощник; стережет оленей, верная спутница охотника, нередко является нянькой для ребенка. Особо привязаны к собакам старые люди, для которых собака – собеседница. С самой колыбели ненцы прививали детям любовь к домашним животным, оленям, собакам. Старые люди говорили: «Не бей собаку, визг ее услышит «хозяин», (имеется ввиду подземный дух Нга). Считалось, что собака общается с потусторонним миром и может пожаловаться «хозяину» на плохое обращение со стороны земных хозяев. Странным явлением можно считать и то, что собака чувствует присутствие незримого духа или призрака. В этом случае она начинает скулить или рычать.
Существует легенда, что человек впервые увидел духа с помощью собаки. Дело было вечером, когда семья сидела за ужином. Собака, мирно дремавшая у костра, внезапно вскочила на ноги и пулей выскочила на улицу. Неистовый лай собаки заставил хозяина выйти из чума. Сначала в потемках никого не было видно. Собака лаяла в одном направлении. Хозяин присел на корточки рядом с собакой. Случайно направленный взгляд между стоящими торчком ушами собаки выхватил из темноты силуэт огромного чудища. Человек в ужасе вскочил на ноги, затем опять присел и посмотрел между ушами собак. И говорит ему чудище: «Если б не твоя собака, ты б не увидел меня, и я б мог утащить всю твою семью. Ты даже не понял бы, кто это сделал. Но сейчас ты меня увидел, я должен уйти ни с чем. Моя работа красть людей незаметно». С этими словами чудище исчезло. Так собака спасла хозяев.
Среди ненецких родов встречается фамилия Вэнго. Вэнг,га в переводе с ненецкого – собачье ухо. Возможно, эта фамилия связана каким-то образом с легендой о собаке – спасительнице. Собака является священным животным и для рода Яптик. В священных нартах этого рода имеются зооморфные отгоны собак. Есть в Гыданской тундре фамилия Яндо (короткошерстная собака). Союз человека с домашними животными основан на взаимной любви. И купив у соседей хорошую оленегонку из взрослого оленя, ненец будет уверен в добросовестном уходе за оленьим стадом.
Медведь – божественное животное. Самым почитаемым священным животным среди северных народностей является бурый медведь. Ненцы рода Салиндер, Тибичи, Лар которых причисляют ханты-мансийским корням, это животное возводят в ранг божественного. Почти в каждой семье в ящике имеется кусочек медвежьей шкуры, лапы, медвежий клык. Хозяева, имеющие части медвежьих шкур, раз в месяц или два раза в год проходят обряд очищения со священной нартой или ящиком.
Если на песке обнаружился медвежий след, то женщина не должна сразу переходить через него. Она должна выдернуть с головы волос, наложить поперек следа и перейти по этому «мосту» дальше, по пути своего следования. Медвежьей желчью натирали ладонь ребенка, предрекая ему недюжинную силу. Медвежья желчь обладала целебным действием, если по капле добавлялась в пищу больного. Если чей-нибудь род нарушал законы по отношению к медведю, то последний переворачивал гроб с усопшим родственником, раскидывал вещи в грузовых нартах, оставленных на зиму на летних стоянках. Если медведь забрел к жилью, то самый старый из присутствующих уговаривает медведя уйти. Медведь который часто вредит и ходит вокруг жилья, задирает стрелять в обидчика, дабы не прогневать духа медведя, чаще всего попросят русского пристрелить зверя. Мясо медведя заносится со стороны «си» (заочажная сторона). С задней стороны чума приоткрывают нюки и затаскивают мясо в чум. Иногда шкура бурого медведя вырезается длинными и широкими полосами и нашивает поверх спиной упряжки для оленей. Иногда упряжка мчится, медвежьи полосы развеваются и выглядят очень зрелищно. Но чаще шкура бурого медведя хранится в священной нарте. Среди ненецких орнаментов есть «медвежий след». Женщины вырезают и пришивают этот орнамент только семь раз за всю свою жизнь. Когда ненец умирает, то в гроб кладут всю его одежду. Только ягушка с орнаментами «медвежий след» остается с живыми родственниками. В некоторых случаях орнамент выпаривают с ягушки, если ее оставляют с усопшей. В противном случае медведь разорит и разобьет гроб. Нападение медведя на человека тоже оправдывается тем, что человек сам провинился перед священным животным. В эпических песнях иногда встречается сюжет, где человек преображается в медведя, чтоб отомстить своим врагам. Часто в образе медведя спускается с небес Верховный Бог – Нум, чтобы помочь нуждающемуся в помощи герою эпической песни. 




Какие священные животные народов Севера вы знаете?


Какие знаете праздники, посвященные животным и птицам?


Читали ли вы (знаете) рассказы, сказки, легенды, пословицы, загадки, песни и т.д. народов Севера, посвященные животным и птицам?


Знаете ли, почему то или иное животное стало священным и ему посвящены праздники?


Какие священные животные народов Севера вы знаете?


Какие знаете праздники, посвященные животным и птицам?


Читали ли вы (знаете) рассказы, сказки, легенды, пословицы, загадки, песни и т.д. народов Севера, посвященные животным и птицам?


Знаете ли, почему то или иное животное стало священным и ему посвящены праздники?



Какие священные животные народов Севера вы знаете?


Какие знаете праздники, посвященные животным и птицам?


Читали ли вы (знаете) рассказы, сказки, легенды, пословицы, загадки, песни и т.д. народов Севера, посвященные животным и птицам?


Знаете ли, почему то или иное животное стало священным и ему посвящены праздники?
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Root Entry