Семейное право. Правовое регулирование семейных отношений.

9 класс Урок № 16

Тема урока
Семейное право. Правовое регулирование семейных отношений.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут называть личные имущественные и имущественные права и обязанности супругов нормы права, регулирующие личные неимущественные и имущественные отношения между супругами; соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи, работать в группе, выступать публично, выражать свое мнение о том, какими должны быть взаимоотношения в семье.
Форма урока: урок- соревнование
Оборудование: компьютер, учебный диск «Обществознание 8-11 класс, Семейный кодекс РФ, пакеты заданий для каждой команды, протоколы соревнования для жюри.


Этапы урока


п/п
Название этапа
Действия учителя
Действия учеников.

1
Организационный момент
Представляет команды, раздает пакеты заданий, проводит инструктаж, представляет жюри.
Капитаны представляют команды, произносят название. (домашнее задание).

2
Объявление темы урока.
План урока.
Ставит на урок цели, задачи. Раздает листы самооценки.



3
Мотивация
Слайд «Условия заключения брака»
Рубрика «Это интересно».
Предлагает учащимся: 1 группе - прочитать текст «Из истории семейного права в России» (стр.125), 2 группе –объяснить смысл пословиц.
Выступают представители от групп. Обсуждения,
комментарии.

4
«Разминка»
9 блиц- вопросов каждой команде.
Задача: ввод конкурсантов в круг понятий, которые будут использоваться на уроке.
Дает инструкцию, ставит задачу.
Каждая группа отвечает на вопросы, жюри подводят итоги.

5
«Семейный адвокат» ( личные и имущественные права супругов).
Задача: дать юридическое толкование предложенным ситуациям, используя статьи семейного кодекса.
Дает инструкцию, ставит задачу.
Рассматривают в группах ситуации и дают им юридические толкование.


«Совместная собственность супругов» «Имущественные права супругов»
Дает инструкцию, ставит задачу.
Изучают статью 34 СКРФ о совместной собственности супругов и выполняют задания.

7
« В зале суда»
(Права и обязанности родителей)
Дает инструкцию, ставит задачу
Инсценируют конкретные ситуации, связанные с семейным правом.

8
Рефлексия
Просит каждого учащегося назвать по одному предложению по изученной теме.
Называют главные мысли, выводы.

9
Самооценка деятельности учащихся
Напоминает о заполнении листов самооценки.
Заполняют листы самооценки

10
Подведение итогов соревнования, объявление победителей.










Приложения


Вопросы к гейму «Разминка».

Для команды «Вера»

1.Человек, не достигший 18-летнего возраста (несовершеннолетний)
2. Применение к лицу, совершившему правонарушение предусмотренных законом мер принуждения (юридическая ответственность).
3.Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства (закон).
4 Гарантированные государством возможности человека в экономической, политической, социальной и культурной сферах (права человека).
5 В каком году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка? (в 1989 г)
6 Назовите имя польского педагога, который первым поставил вопрос о правах ребенка (Януш Корчак).
7. Способность лица иметь права и обязанности (правоспособность).
8 В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком признается человек в возрасте? (до 18 лет).9
9.Систематизированный сборник законов в какой-либо области кодекс)

Для команды «Надежда»
1.Человек, не достигший 14-летнего возраста (малолетний).
2. Способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность).
3.Как называется основной закон государства (конституция).
4.Одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, не достигших 14 лет (опека)
5 Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления ( наказание).
6. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление невоспитанности или противоправное деяние? (мелкое хулиганство)
7.Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?
(УК, ст.20, 163:да).
8 С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав? (СК, ст.56: с 14 лет).
9. Главные защитники прав ребенка (родители).

«Семейный адвокат»
Ситуация №1
Прав ли муж, настаивая на следующем: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Саратов. Как бы ты не относилась, все равно тебе придется ехать за мной, так как жена обязана следовать за мужем туда, куда он захочет»? (ст.31 п1 СК)

Ситуация №2 После свадьбы у молодой пары Светланы и Андрея появился первенец. Андрей сказал, что теперь ее главная забота- это воспитание сына. А высшее образование ей ни к чему. Светлана бросила институт. Прав ли был супруг Светланы? (ст.31 п1 СК)

Ситуация №3 Между молодыми супругами постоянно возникали споры, когда речь заходила о совместном отдыхе. Муж предпочитал провести выходной день за просмотром очередного футбольного матча по телевизору. Жена предлагала пойти с друзьями в кинотеатр. Согласия не было достигнуто, и семья распалась. Правильно ли вели себя супруги? Можно ли было избежать развода? (ст.31 п. 3 СК).

Ситуация №4 Супруги Петровы включили в брачный договор пункт, в соответствии с которым жена обязуется постоянно оказывать матери мужа знаки внимания, даже если та бывает с ней груба, а муж обязуется отдавать жене всю зарплату, кроме небольших сумм, остающихся у него на карманные расходы. Что в этом договоре не соответствует семейному праву?


В зале суда.


Ситуация №.1. Мама 5-летней Гали не позволяла дочери общаться со своей бабушкой, поскольку считала, что та ее слишком балует. Бабушка и внучка привязаны друг к другу и очень скучали во время разлуки.
Имеют ли право бабушка и внучка общаться друг с другом вопреки воле матери Гали? (ст. 55 СК)
Ситуация №.2 Отец 13 – летнего Сергея не выплачивал его матери алименты на содержание сына. В связи с этим Сергей решил обратиться в судебные органы за защитой своих прав. Имеет ли право Сергей защищать свои права с судебных органах самостоятельно? (ст. 56, п. 2 СК)
Ситуация №.3 Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел загса, указав, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданской Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в загс письменное согласие на заключение брака, заверенное нотариусом. Каким будет ответ Котову? ( ст.11,п 1 СК)
Ситуация №.4 В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга, поставила вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Сергей возражал, ссылаясь на то, что Ольга во время брака не работала и занималась ведением домашнего хозяйства. В чью пользу будет решение суда? (ст.34 п.3 СК)
Ситуация №.5 В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими супругами Ирина просила суд о выделении ей большей доли в в имуществе, чем Андрею. Она мотивировала это тем, что Андрей постоянно играет в карты, злоупотребляет алкоголем, т.е. тратит деньги на свои нужды. Семья всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги приобретено то имущество, которое теперь должен разделить суд. Какое решение должен принять суд? (ст.39 СК п1,п2)
Ситуация №.6 Брак между Мариной и Олегом признан недействительным, так как Олег скрыл факт, что состоял в не расторгнутом браке. Будет ли ребенок, родившийся в таком браке, получать алименты на свое содержание от отца? (ст. 30, п. 3)
Ситуация №.7. «Вдруг я заболею,- сказала жена своему мужу,- тогда мне от тебя потребуется материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твое обязательство в случае моей болезни оказывать регулярную финансовую помощь» На это муж возразил: «Э-э-э нет поезд уже ушел. Надо было заключать брачный договор до брака, а теперь уже поздно». Прав ли муж( (ст. 41 , п.1 СК).
Ситуация №.8 Пенсионер, инвалид 2 группы, проживающий в Новгороде, обратился в суд с заявлением о взыскании с его сына, живущего в Москве, денег на свое содержание. В суде сын доказал, что отец бросил семью и никогда не заботился о сыне, не платил ему алиментов, поэтому он отказывается платить алименты отцу. В чью пользу должен вынести решение суд? (ст.71,п 1СК).

Ситуация №.9 В нотариальную контору обратился Сергей о принятии наследства от умершей матери. В заявлении он указал. Что мать была лишена родительских прав. Сохраняется ли за Сергеем наследование имущества матери, которую лишили родительских прав? (ст.71,п 4 СК)

Ситуация №.10 Иванов обратился в органы ЗАГСа с просьбой признать его отцом ребенка, родившейся у Петровой, в браке с которой он не состоит. Ораны ЗАГСа отказались, сославшись на то обстоятельство, что заявление подано одним Ивановым. Правомерен ли отказ?
С.48, п.3 СК)









Протокол
соревнования

Команда «Вера»

Название этапа
Максимальное
количество
баллов
Количество
набранных баллов.

1.Мотивация
3


2.Разминка
9


3.»Семейный адвокат»
2


4.»Совместная собственность супругов»
3


5.»В зале суда»
5


Итого:
22


Протокол
соревнования

Команда «Надежда»

Название этапа
Максимальное
количество
баллов
Количество
набранных баллов.

1.Мотивация
3


2.Разминка
9


3.»Семейный адвокат»
2


4.»Совместная собственность супругов»
3


5.»В зале суда»
5


Итого:
22


Вопросы к гейму «Разминка».


1.Человек, не достигший 18-летнего возраста
2. Применение к лицу, совершившему правонарушение предусмотренных законом мер принуждения
3.Нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства.
4 Гарантированные государством возможности человека в экономической, политической, социальной и культурной сферах.
5 В каком году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка?
6 Назовите имя польского педагога, который первым поставил вопрос о правах ребенка
7. Способность лица иметь права и обязанности.
8 В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком признается человек в возрасте?
9.Систематизированный сборник законов в какой-либо области прав
Вопросы к гейму «Разминка».
1.Человек, не достигший 14-летнего возраста
2. Способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.
3.Как называется основной закон государства
4.Одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, не достигших 14 лет
5 Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления
6. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление невоспитанности или противоправное деяние?
7.Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?
8 С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав?
9. Главные защитники прав ребенка.
Объяснить смысл пословиц:

« С милым и рай в шалаше».
«Муж и жена - одна сатана».
« Не нужен клад, коли в семье лад
«Из истории семейного права в России»
«Семейное право в России до Петра предполагало, что при похищении невесты она становилась собственностью мужа. При заключении брака с приданным жена наделялась личными правами. Муж мог распоряжаться собственностью жены, но не имел права жизни и смерти в отношении жены. Основой отношений между мужем , женой и детьми являлась власть мужа и отца.
Семейное право Российской империи (17- до революции 1917 г) определяло, что жена однозначно обязана была носить фамилию мужа и наследовать его состояние. Имущественные отношеия при этом изменились. Приданым жены муж не имел права пользоваться.
Семейное право 20 века полностью уравнивало супругов в их правах.

Вопросы:
Какие изменения происходили во взаимоотношениях между супругами?
2. Какими на ваш взгляд должны быть взаимоотношения между мужем и женой, на каких принципах они должны строиться?




15