ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ


Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Методическая разработка классного часа
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ
Группа ПО-506
Специальность: 44.02.06 «Профессиональное обучение» 19.02.10
«Технология продукции общественного питания».
Разработчик: Заболотских Л.А.
преподаватель профессионального цикла
Челябинск 2016
Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально- экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи – 13-15 лет, средняя – 16-24, высшая – 25-36 лет. На фоне нарастающей социальной безнравственности широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Истоки криминализации молодежных субкультур носят общесоциальный характер. Поэтому, одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Чтобы предостеречь несовершеннолетнего от противоправных действий и помочь ему адаптироваться в социуме, каждое учебное заведение старается найти свой подход в этом направлении работы и использовать те методы, которые будут эффективны.
Для достижения данной цели в ГБПОУ « ЮУМК» регулярно проводятся классные часы.
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
1. Воспитание у студентов нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности;
2. Способствование созданию студентами необходимости повышения правовой культуры;
3. Повышение правовой грамотности студентов, способствующих правовому воспитанию;
4. Усиление роли семьи в социализации студентов, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности;
5. Координация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Знания и умения, отрабатываемые на классном часе:
1. Студенты должны знать, с какого возраста наступает уголовная ответственность;
2. Умение работать с правовыми и Законодательными документами (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и другими правовыми актами;
3. Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. Оснащение:
1. Юридические монографии и труды, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, выдержки из материалов уголовных и административных дел;
3. Наглядные материалы;
Тип классного часа: информационный
Структура классного часа:
1. Организационный момент;
2. Актуализация;
3. Изучение нового материала;
3.1. Выступление социального работника;
4. Подведение итогов.
Ход проведения классного часа
Классный руководитель:
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, принимать наркотики, оскорблять, драться – плохо и непозволительно. И тем на менее количество преступлений в обществе не уменьшается. Почему? Как вы думаете? примерные ответы студентов: невысокий уровень жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне, слабое нравственное воспитание.
Классный руководитель: для более углубленного рассмотрения проблемы молодежной преступности на классный час приглашены специалист, имеющий непосредственное отношение к профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Открывая наш классный час, предоставляю слово Социальному работнику.
Социальный работник: К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Проблема несовершеннолетней преступности достаточно актуальна. Это связано с падением нравственных устоев многих семей, безработица, материальная необеспеченность, пьянство родителей, жестокое обращение с детьми в значительной степени влияют на происходящие процессы социальной дезадаптации подростков. Сегодня разрушительные процессы в социальной сфере зачастую преобладают над созидательными, что сейчас достаточно актуально. Если обратиться к статистике, по данным ВЦИОМ 2013 года, за последние пять лет резко увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Более чем на 5,6% увеличились случаи убийств, на 7,5% увеличились случаи насилия, на 6,8% групповой преступности среди несовершеннолетних.
Классный руководитель: Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Признаки девиантного поведения:
1) Отклоняющееся поведение личности это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции);
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы;
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации;
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно- половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет Делинквентное (лат. Delictum проступок) поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Подростковая делинквентность. Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Виды делинквентного поведения:
- Мелкое хулиганство (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и др.);
- Распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта;
- Появление в общественных местах в пьяном виде;
- Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами;
- Занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др.;
- Прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе (в учебном заведении) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.
Типология правонарушителей:
І тип – конфликтно-ситуативный с преобладающей позитивной направленностью;
ІІ тип – неуравновешенно-ситуативный с незначительной негативной направленностью;
ІІІ тип – нестойкий, с преобладающей негативной направленностью;
ІV тип – стойкий, с негативной направленностью.
Классный руководитель: Давайте с вами вспомним некоторые понятия
-Что называется преступлением? Преступление - виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно;
-Что такое правонарушение? Правонарушение – нарушение права, действующих законов и по своему смыслу имеющее меньшую общественную опасность, нежели преступление. –
Что такое уголовная ответственность? С какого возраста и за какие преступления предусмотрена уголовная ответственность? Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности – с 16 лет. В ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп: Связанные с физическим насилием или его угрозой — убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера. Связанные с завладением чужим имуществом — кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; Связанные с уничтожением или повреждением имущества — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; Иные — похищение человека, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Этот перечень носит исчерпывающий характер. Лица, не достигшие 16 лет, не могут быть привлечены к ответственности за деяния, не входящие в него;
-Какие меры предпринимаются по предотвращению преступлений? Использование в деятельности подразделений полиции инновационных разработок и новейших технологий повышает оперативность реагирования на совершаемые правонарушения, позволяет рациональнее распределять личный состав. В этой связи нами уделяется особое внимание вопросам внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и в частности его сегмента – систем городского видеонаблюдения. Кроме того, активно внедряются системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме;
-Что такое ответственность? Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
-Какие виды ответственности вы знаете? -Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. -Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. -Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Классный руководитель: Сейчас вам будут заданы вопросы, а вы постарайтесь правильно ответить.
- Как вы думаете, вправе ли представитель закона остановить вас на улице в позднее время? И почему? (Студенты высказываются, приводят примеры). - Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни. А как надо себя при этом вести вам: сопротивляться, кричать, убегать? (студенты говорят). Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки или дискотеки. Во-вторых, если вы не имеете при себе паспорт или иной документ подтверждающий личность, то сообщите представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
Социальный работник:
- За какие правонарушения вас могут доставить в полицию? Правильно: 1. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде. 2. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.). 3. Злостное неповиновение. 4. Подозрение в совершении преступления;
-А теперь поговорим о ваших правах: 1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают). Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь. 2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают). Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон. 3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (студенты отвечают). Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду. Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний. Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола). Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения, если там уже находятся взрослые. Решение о заключении под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления, принимает только суд. Допрос несовершеннолетнего должен проходить в присутствии социального работника и адвоката. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать. К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред. Классный руководитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Вы являетесь нашим будущим и от вашего отношения к Закону зависит правовое становление России. Надо быть патриотами и тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира. Удачи Вам!