Внеурочные виды деятельности по гражданственно – правовому воспитанию. Я — гражданин

Я - гражданин

Жданова Наталья Георгиевна

Проблема гражданско-патриотического воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для возрождения российского общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Показателем существования определенной иерархии ценностей является духовность, а одной из основ духовно-нравственного единства общества является формирование патриотического сознания граждан.
Именно поэтому в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать нового человека, « которому присуще любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция» Воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического, нравственного кризисов. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся в совместной работе учителей предметников по конкретным причинам. Важнейшая – недостаточная научная разработанность многих вопросов гражданско-патриотического воспитания. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны и движущих сил гражданско-патриотического воспитания. Вот почему одной из главных задач современной школы является создание педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе учебной деятельности, воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, толерантностью, уважительным отношением к языкам, традициям и культуре других народов.
В разработке концепции школьного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, мы опираемся на идеи, заложенные в письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 13-15-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», концепции личностно-ориентированного образования члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В.Серикова, идеи программы «Активная школа» фонда «Сивитас».


Внеурочные виды деятельности по гражданственно – правовому воспитанию

Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытной работы по предметам, организацию встреч с интересными людьми. В последнее время получило распространение создание научных обществ учащихся, студий, секций, школьных клубов, театров, которые позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач.
Конференции по книге, фильму, театральной или телевизионной постановке ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов.
Массовые праздники организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству и другим предметам. Во время таких праздников дети узнают о новом, знакомятся с литераторами, композиторами.
Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. Они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, объединения детей по интересам проводятся для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, географии, биологии, русского языка и литературы, иностранного языка.

Ценностно-смысловая – способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этнических ценностей, в гражданственности и патриотизме.
Общекультурная - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, через изучение истории Великой Отечественной Войны в истории семьи, города, республики Хакасии.
Учебно-познавательная – развитие самостоятельной познавательной активности, умения отличать факты от вымысла
Информационная – использование ресурсов сети интернет с целью обогащения знаниями российского законодательства.
Коммуникативные - приобретение опыта общественно-полезной гражданско-патриотической деятельности.
Социально – трудовые - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.
Конечным результатом реализации проекта «Я - гражданин» должны стать положительная динамика роста чувства патриотизма и интернационализма учащихся, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.


Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Таким образом, значимость системы патриотического воспитания заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и с культурой межнациональных отношений.









13PAGE 15


13PAGE 14315














Заголовок 215