Разработка урока по теме Имущественные права. Права собственности (11 класс)

Урок с использованием кейс-технологии

Тема: Имущественные права. Право собственности.

Цель урока: Определить с обучающимися содержание понятия «право собственности», субъекты, объекты права собственности, основания приобретения права собственности и способы защиты, способы прекращения права собственности.

Оборудование урока: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», ФЗ «О защите прав потребителей», Задачи по гражданскому праву, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.

Основные понятия: Право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, сервитут, виндикационный иск, негаторный иск.

План урока:
Понятие права собственности и правомочие собственника
Объекты и субъекты права собственности
Основание приобретения и способы защиты прав собственности
Способы прекращения права собственности
Документы, удостоверяющие право собственности

Ход урока:
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся

1.Понятие права собственности и правомочие собственника (7 мин.)
Мотивация: «Все мы стремимся стать собственниками для того, чтобы передать имущество по наследству».Что такое право собственности и правомочие: право владения, право пользования, право распоряжения? Составить из слов определение понятий.
Преподаватель использует слайды №1-№6 из мультимедийной презентации по теме «Право собственности»
Четыре группы обучающихся сос-тавляют определение понятий: право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения

2.Объекты и субъекты права собственности (15 мин.)
Объяснение преподавателя. Субъекты права собственности:1 Государство 2. Физические лица 3. Юридические лица
Объекты права собственности: 1.Вещи (имущество движимое и недвижимое)
2. Деньги 3. Ценные бумаги
Определить родовые признаки вещей, т.е. вес, масса, состав 1 группа: яблоко 2 группа: денежная купюра 3 группа: мужской костюм
4 группа: ручка для письма
Определите понятие права постоянного, бессрочного пользования земельным участком – 1 группа
Право пожизненного наследуемого владения земельного участка – 2 группа
Понятие «сервитут» - 3 группа
Индивидуальные признаки вашего учреждения дом, №, улица, название- 4 группа
Четыре группы определяют родовые признаки вещей







Определяют, используя Земельный кодекс РФ ст.20, 28.

3. Основание приобретения и способы защиты прав собственности (10 мин.)

Объяснение преподавателя. Первоначальный способ приобретения вновь создаваемое имущество. Производный способ приобретения имущества по договору купли-продажи и договору поставки.
Способы защиты права собственности.
Определите из решения задач №1-№3.
Обучающиеся 4 групп решают задачи №1-№3, используя нормативные документы: Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ.

4.Способы прекращения права собственности
(2 мин.)

Объяснение преподавателя. Право собственности прекращается по воле собственника в случае продажи вещи, помимо воли собственника собственность прекращается в случаях: 1.Утраты, гибели имущества в случае наводнения
2.Реквизиция 3. Конфискация
Ведут записи в тетрадях

5. Документы, удостоверяющие право собствен-ности (5 мин.)

Из ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» определить перечень документов для оформления права собственности:1 группа – на квартиру
2 группа – на земельный участок под дачу
3 группа – на земельный участок под гараж
4 группа – на гараж
Определяют перечень документов, используя статьи №11, №17, №25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

6. Подведение итогов (1 мин.)
Преподаватель подводит итоги работы групп.
Выставляет оценки.



Примечание: Каждая из 4 групп получает папку-кейс с заданиями и нормативными документами: Жилищный кодекс РФ ст.30, 31,17
Земельный кодекс РФ ст.20, 28
ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»
ст. №11, №17, №25.2
Задачами по теме «Право собственности»
Россыпью слов для определения понятий

Задачи для решения группами

Задача №1
Ртищев проживает в Санкт-Петербурге, где и прописан. В 2014 году купил в Псковской области дом с участком 60 соток. Однако при оформлении договора из 60 соток ему Сельский совет закрепил в собственность только 15 соток.
Правомерно ли решение местной власти?
Куда будут переданы 45 соток от приобретенного участка?
Назовите способ приобретения права собственности.

Задача №2
Вавилин и Вавилина проживали в трехкомнатной квартире, приобретенной Вавилиной в собственность до вступления в брак.
В последнее время отношения между супругами испортились. Вавилин полагал, что жена, которая не работала, тратит слишком много денег на дорогостоящие украшения и одежду. Для того, чтобы сократить размер необоснованных денежных трат, Вавилин составил перечень, необходимых, по его мнению, текущих расходов и показал его жене.
Жена согласилась с перечнем мужа, на заметила, что в него не включены расходы на квартиру, поскольку в ней кроме неё проживает сам Вавилин. На это Вавилин возразил, что расходы на квартиру, которая находится в её собственности, она должна нести самостоятельно. К тому же денежное содержание, которое он предоставляет Вавилиной вполне достаточно для оплаты соответствующих расходов.
Разрешите спор, кто несет бремя содержания жилого помещения? Изменится ли решение, если с Вавилиными проживала двоюродная сестра Вавилина?
Определите способ приобретения права собственности.

Задача №3

Точилкина открыла в принадлежащей ей на праве собственности квартире маникюрный кабинет. Через месяц соседи потребовали от Точилкиной закрытия маникюрного кабинета, поскольку постоянно толпящиеся на лестничной клетке посетители нарушают отдых жильцов дома.
Точилкина выполнить требования соседей отказалась, пояснив, что маникюрный кабинет не является промышленным производством и, следовательно, никаких нарушений с её стороны не допущено. К тому же будучи собственником, она вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ей жилого помещения любые действия в том числе определять порядок его использования.
Разрешите спор. Изменится ли решение, если посетители Точилкиной будут ожидать своей очереди в её квартире, а не на лестнице? Определите способ приобретения права собственности.