Диспут о уголовной ответственности несовершеннолетних Преступление и наказание

Диспут «Преступление и наказание»

Цель: Правовое просвещение и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Ход диспута
Педагог: Добрый день дорогие друзья! Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Вы видите у меня в руках клубок ниток. Я назову свое имя и скажу что-то приятное своему соседу, передавая ему конец клубка. А он – своему соседу с хорошими пожеланиями.
После того как нить обойдет всех воспитанников, задаются вопросы:
- С чем можно сравнить наш клубок? (Жизнь)
- А если мы сейчас можем найти конец нашей нити? (Жизнь протекает легко)
- А если запутать нашу нить, что будет?
Вот представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот или узелок может привести к тяжелым последствиям. Бывают такие тяжелые моменты в жизни, когда подростки, не задумываясь о последствиях, совершают какие-либо правонарушения. Давайте сейчас обсудим вопрос: «Каковы причины преступлений?», а ваши ответы я буду записывать на листе ватмана.
Все названные причины можно объединить в две группы – социальные и экономические.
- Какие факторы, по вашему мнению, могут влиять на совершение преступления? (влияние компании, СМИ).
- Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
- Какие виды преступлений вы знаете? (преступления против личности, преступления в экономической сфере, преступления против общественной безопасности, преступления против государственной власти, воинские преступления против мира).
- Что такое наказание? (это мера государственного принуждения, предусмотренная УК и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления).
- Какие виды наказаний вы знаете? (13 видов: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинского звания и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь).
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (14 лет).
В начале 2012 года в России было 20 тысяч несовершеннолетних заключенных. Наша страна остается одним из лидеров по относительному количеству несовершеннолетних заключенных – 13 на 100 тыс. человек.
Каждый десятый воспитанник ВК – сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами.
5-6% воспитанников – бывшие учащиеся вспомогательных школ.
Около полвины – до ареста не учились, не работали.
Четверть воспитанников имеет образование в пределах начального.
Но это цифры сухой статистики. За каждым процентом стоит человек с его мыслями, чувствами, судьбой. Сегодня мы говорили, что может привести к совершению преступлений, но если они уже совершены Человек попадает в тюрьму.
- Согласны ли вы с утверждением героя фильма «Место встречи изменить нельзя», что «вор должен сидеть в тюрьме»?
- Тюрьма может исправить человека?
- Как вы прокомментируете эти цифры: в первые 3 года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников ВК. Четвертая часть особо опасных рецидивистов и пятая часть пожизненников – бывшие воспитанники ВК.
- Какие положительные стороны у временной изоляции? (приостановка процесса наркотизации, алкоголизации, временная изоляция из криминального и асоциального окружения, получить образование, специальность).
Как показывает юридическая практика, одной из причин совершения подростками правонарушений является слабая правовая осведомленность, искаженное представление о требованиях российских законов и ответственности за их нарушения.
До одной трети несовершеннолетних преступников были уверены, что уголовная ответственность наступает с 18 лет. 40-50 % из их числа надеялись остаться безнаказанными, две трети воспитанников трудовых колоний считали. Что их преступления будут раскрыты, но не скоро.
В заключение я бы хотела зачитать одно письмо, которое, по-моему, дает надежду: «Мне мама пишет, что у нее развалился дом, упал забор. Отец запил и ничего не делает, палец о палец не стукнет, чтобы сделать что-нибудь для дома. Вот я и думаю освободиться и начать ремонт дома Во-первых покрою крышу рубероидом, чтобы не протекала, потом поставлю забор, чтоб в огород не заходили козы и другие домашние животные.
В дальнейшем я должен помочь моей младшей сестренке. Она учиться в специальной школе для инвалидов. В этой школе учатся и немые, и у кого с рождения изуродованы руки, ноги. А у моей сестры нарушена нервная система с рождения. Ей всегда что-нибудь не нравиться, всегда психует, а самое главное у нее позднее развитие ума. Она очень поздно научилась читать и писать. Сейчас моей сестре 10 лет, а она только умеет читать по слогам, писать очень медленно. Но я надеюсь, что моя сестра выучиться и выйдет в жизнь грамотной девушкой.
Мне еще надо помогать Маме, ей уже 49 лет, и она очень устает. У нее постоянно болит спина, отекают руки
Потом, когда я сделаю все, что мне нужно было сделать дома, я пойду учиться на машиниста. Эта профессия мне очень нравится. Машинист- это водитель поезда, а железные дороги расположены по всей России. Я буду ездить из одного города в другой. А после железнодорожного училища мне Мама посоветовала идти учиться в Пермское училище на радиомеханика. Радиомеханик – это очень интересная профессия. Он сидит дома, ремонтирует телевизоры и всякую радиоаппаратуру.
А в дальнейшем я хочу. Чтобы была работа. Я не хочу попадать больше в места лишения свободы. И когда освобожусь, буду советовать другим, не делать плохих поступков, чтобы они не оказались в тюрьме.
Виктор Иванов. Пермская ВК. Октябрь 2008 года»
- Верите ли вы, что этот парень исправиться? Почему? Что об этом говорит?.


15