Методическая разработка учебная деловая игра на тему Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора


МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю»
Заместитель директора, к.в.н.
__________В.А.Большакова
Методическая разработка по дисциплине «Трудовое право»
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Преподаватель Ярошко Оксана Алексеевна
Якутск 2015 г.
Пояснительная записка
«Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, избирательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане, урок».
В. Ф. Шатилов.
На современном этапе главная задача профессионального учебного учреждения - в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить студента такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из путей решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и такого учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у студентов мыслительных способностей, интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у студентов информационной базы, способностей к творчеству, практических навыков в современных условиях образовательного процесса.
Учебная деловая игра (УДИ) - это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование профессиональных умений и навыков.
Деловые игры, как, впрочем, и все активные методы обучения, характеризуются следующими типичными чертами:
♦активизируют мышление самой технологией учебного процесса;
♦активность, приобретенная студентом с помощью игры, длительна и устойчива;
♦стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих, мотивационно оправданных действий и решений;
♦процесс обучения построен на коллективной основе и по определенному алгоритму;
♦повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения;
♦многие из игр более близки к современным методам обработки информации, чем традиционные методы обучения.
Опыт свидетельствует, что деловые игры целесообразнее всего применять в рамках курсов экономических и управленческих дисциплин.
Игровая имитация процессов управления с включением функций планирования, организации, регулирования, контроля и учета позволяет комплексно охватить ряд дисциплин в их взаимосвязи, поставить студента в обстановку условной действительности, требующую применения знаний и навыков, овладение профессиональными компетенциями.
План учебной деловой игры
1.Дисциплина: Трудовое право.
2.Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» 2 курс.
3.Тема: Учебная деловая игра «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора».
4.Актуализация знаний: уплотненный опрос.
5.Межпредметные связи: Право социального обеспечения, документационное обеспечение управления и другие.
6.Метод обучения: проблемный; принцип моделирования будущей профессиональной деятельности.
7.Метод контроля: рубежный контроль по курсу раздела «Трудовое право», контроль практических умений и навыков, итоговый контроль.
8.Средства обучения. Нормативно-правовая база - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе», акты социального партнерства, коллективные договоры организаций, предприятий, учреждений PC (Я); задания для выполнения, ПК, проектор, конспекты, стенды, учебные пособия, правоустанавливающие документы юридического лица, СПС «Консультант плюс», «Гарант».9. Задание на опережающей основе: студенты должны выбрать верный вариант тестового вопроса, связанного с предоставлением государственных гарантий государственным гражданским служащим.
10. Планируемый результат:
Студенты в процессе деловой игры должны:
- обобщить знания по разделу «Трудовое право»;
- научиться самостоятельно, творчески работать;
- уметь вырабатывать и принимать управленческие решения;
- сформировать навыки анализа нормативно-правовых актов и принятия решений;
- воспитывать культуру общения и профессиональные качества специалиста - юриста.
11. Домашнее задание: по учебнику «Право социального обеспечения» автор Г.Д. Долженкова ознакомиться с вопросом «Государственные гарантии гражданских служащих».
Цель деловой игры:
Дидактическая:
• стимулировать у студентов интерес к приобретению прочных знаний о социальных гарантиях граждан в области труда и занятости, сформировать навыки анализа нормативно-правовых актов и принятия управленческих решений;
•вызвать интерес к самообучению;
•продолжить формирование навыков, умений студентов работать самостоятельно, грамотно и лаконично излагать свои мысли;
•обозначить межпредметные связи.
Развивающая:
•способствовать развитию творческого мышления студентов;
•способствовать развитию студента как будущего специалиста, способного применять свои знания в профессиональных ситуациях.
Воспитательная:
•воспитание культуры общения, поведения;
•воспитание терпеливости, лояльности, сдержанности, самоорганизации, ответственности, умения работать в коллективе, в команде.
Интегрированная цель деловой игры - выработать оптимальное решение проблемы.
Задачи деловой игры:
1. Актуализация и закрепление знаний студентов, приобретенных ими при изучении учебной дисциплины трудового права (темы раздела «Трудовое право»). Выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах, практических навыков анализа деятельности организации, определение перспективы ее работы, установление социальных гарантий работникам при увольнении.
2. Формировать у студентов: качества организатора, умение руководить коллективом, принимать управленческие решения, умение принимать активное участие в индивидуальном (эксперты) и коллективном обсуждении, чувство коллективизма, ответственности, инициативы, организованности.Основные понятия игры:
•юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение, фирма);
•организационно-правовая форма;
•учредительные документы юридического лица;
•гарантии и компенсации;
•порядок расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников (п.2 ст.81 ТК РФ);
•занятость;
•пособие по безработице.
Перед игрой студенты прослушали лекции, посвященные основным теоретическим положениям темы учебной деловой игры. И получили задание по распределению ролей внутри групп согласно инструкции.
Игрой руководит преподаватель.
Регламент учебно-деловой игры - 2 часа.
В процессе деловой игры студенты разрабатывают варианты управленческих решений, моделируют стратегию развития фирмы, обдумывать порядок высвобождения работников, процедуру увольнения (анализ ситуации и заданий)
Блок - схема учебно-деловой игры
1.Организационно-подготовительный этап.
1.1.Организационный момент. Целеполагание. Инструктаж.
1.2.Актуализация знаний (уплотненный опрос). Анализ результатов.
2.Игровой этап
2.1.Работа по группам, анализ заданий. Работа экспертного совета.
2.2.Выступление участников групп. Презентация управленческого решения.
2.3.Рефлексия.
3.Заключительный этап.
3.1.Итоговый доклад экспертного совета и анализ работы по группам.
3.2.Заключительный доклад руководителя игры (подведение итогов,выставление оценок). Домашнее задание.
Правила учебной деловой игры
1.Ознакомиться с методическими, нормативными и другими материалами по теме игры.
2.Использовать групповую деятельность максимально активно.
3.Консультации участникам игры дает экспертный совет.
4.Результаты коллективной деятельности игроков должны быть представлены экспертному совету и руководителю игры.
5.Участники (игроки) выступают с докладом, в котором должны быть высказаны свои предложения и разработаны управленческие решения.
6.Любой участник имеет право неоднократно выступать и аргументировать свои предложения.
7.Участники учебной деловой игры должны соблюдать дисциплину и культуру дискуссии.
Система оценочных показателей
1.Оценка осуществляется по максимально набранным баллам, за презентацию управленческого решения группа получает пять баллов. За каждый правильный ответ группа зарабатывает по одному баллу.
2.За нарушение правил учебной деловой игры и регламента экспертный совет, и руководитель игры имеют право снизить команде баллы - до пяти баллов.
3.За дополнительные аргументы игрокам добавляются баллы - до десяти баллов.
4.В заключение игры студентам выставляются оценка за работу на первом и втором этапах.
5.Работа экспертов оценивается по результатам защиты управленческих решений в группах.
Регламент игры
1. Организационно – подготовительный этап. 1.1. Организационный момент. Целеполагание. Инструктаж. 5
1.2. Актуализация знаний (уплотненный опрос). Анализ результатов. 15
2. Игровой этап 2.1. Работа по группам, анализ заданий, работа экспертного совета. 10
2.2. Выступление участников групп. Презентация управленческого решения. 30
2.3. Рефлексия 5
3. Заключительный этап 3.1. Итоговый доклад экспертного совета и анализ работы по группам 5
3.2. Заключительный доклад руководителя игры (подведение итогов, выставление оценок). Домашнее задание. Итого: 2 акад. ч.
Ход учебной деловой игры
Наименование этапа Содержание этапа Мини – цели на каждом этапе
1. Организационно-подготовительный этап. •Руководитель игры приветствует аудиторию, сообщает цели, задачи;
•Проверяет готовность, настрой аудитории;
•Отмечает значение данной учебно-деловой игры в дальнейшей деятельности студентов. •Организовать аудиторию, где все студенты -участники игры;
•Создать атмосферу, отличающуюся от урочной атмосферы;
•Активизировать в начале аудиторию, настроить студентов на целенаправленную деятельность.
2. Игровой этап. • Руководитель ведет игру, выдерживает заданный темп и тон игры, реализует стратегию сотрудничества;
• Аудитория активно участвует в игре;
• Эксперты наблюдают, дают консультации. выдерживают нормы поведения, ведут протокол игры, помогают в проведении дискуссии;
• Участники игры в процессе выступлений могут задавать друг другу вопросы;
• Участники работают с нормативной литературой. •Моделирование внеурочной атмосферы;
•Определение уровня усвоения учебного материала;
•Учет индивидуальных особенностей студентов;
•Выявление умений быстро ориентироваться в предлагаемой ситуации;
•Развитие внимания, наблюдательности, восприятия информации, умения формулировать мысли, оказание поддержки, помощи;
•Выявление результативности деловой игры;
•Развитие способностей анализировать, размышлять, высказывать свою точку зрения.
3. Заключительный этап. Руководитель игры (преподаватель)
• говорит об общем впечатлении;
• благодарит студентов за подготовку, активное участие и проведении игры;
• подчеркивает положительное, обращает внимание на отрицательные стороны;
• выявляет, что было интересным для студентов, а что нужно и возможно изменить;
• Отмечает лучшие высказывания, мнения, вопросы;
• предлагает студентам проанализировать работу друг друга.
Студенты участвуют в анализе, выступают с итоговым докладом, вносят предложения, совместно с преподавателем намечают пути устранения отрицательных моментов, возможно допущенных ошибок и т. д. • Стимулирование интереса к подобным активным формам обучения (мотивация обучения);
• Оказание помощи, поддержки в осмыслении своих действий;
• Развитие умения анализировать свои ошибки;
• Воспитание умения выслушивать критику;
• Воспитание саморезультативности, самовыражения