Конспект урока в 10 классе по теме Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы


Сабақ / Урок № 24
Тақырып/ Тема: Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы.
Оқы-тәрбие істерінің мақсаттары мен міндеттері:
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Білімділік/Образовательные: изучить типы и особенности половозрастной струкртуры населения земли их значение на обеспечение страны трудовыми ресурсами.
Дамытушылық/ Развивающие: развитие критического мышления, памяти, навыков самостоятельной работы с текстом, диаграммами, умения высказывать свои мысли, анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы.
Тәрбиелік/ Воспитательные: воспитание географической культуры, взаимоуважения и взаимовыручки при работе в группе, формирование здорового образа жизни, стремления получить прочные знания и принести пользу обещству.
Ожидаемый результат:
Учащиеся будут знать типы и особенности половозрастной структуры населения земли, трудоспособный возраст населения нашей страны, разницу между трудовыми ресурсами и экономически активным населением;
Понимать необходимость учета половозратсных показателей, их влияние на распределение трудовых ресурсов, а так же понимать причины прреобладания женского населения во странах мира, в том числе и в Казахстане;
Уметь самостоятельно работать с учеником, читать диаграммы и половозрастную пирамиду, анализировать, делать выводы.
Құрал-жабдықтар/Оборудование: учебник, презентация по теме урока, раздаточный материал, текст по проверке дом. задания «Лови ошибку», оценочные листы (карта успеха ученика), бланки «алмазного ранжирования».
Сабақ барысы/ Ход урока
Ұйымдастыру кезеңі/ Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутсвующих. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок – начинается урок. Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели. 
Ты мой друг и я твой друг, вместе мы семья.Что не сможете вы сами, помогу вам я!Пожелаем успехов друг другу глазами.И вперед, за новыми знаниями! 
У нас сегодня необычный урок
Я хочу, чтобы он был результативным, и остался в памяти у вас и у наших гостей.
Білімді бақылау/ Актуализация знаний
На прошлом уроке, мы с вами приступили к изучению большой темы: Население мира.
Ребята, а какие науки, занимающиеся изучением населения вы знаете?
(антропология – наука о происхождении и развитии человека; демография – наука населении, его численности и воспроизводстве).
Үй тапсырмасын тексеру/ Проверка домашнего задания.
Прием «Лови ошибку»
«По мнению большинства ученых, первые люди появились в Юго-Восточной Азии 5 млн. лет тому назад. Сейчас численность населения земли составляет 6 млрд. человек. Данные о численности населения в каждой стране получают путем переписи. В Казахстане она проводится через каждые 8 лет. Изначально население земного шара росло очень медленно. В 20 веке оно резко увеличилось, что привело к демографическому взрыву. В настоящее время самая большая численность населения в странах Африки. Численность населения зависит от рождаемости, смертности и миграции населения. Главные демографические показатели исчисляются в процентах. В каждой стране люди имеют неодинаковую продолжительность жизни, что зависит главным образом от качества медицинского обслуживания. Наибольшая продолжительность жизни в странах Европы. Выделяют три типа воспроизводства населения: традиционный, характеризующийся высокой рождаемостью и низкой смертностью, он характерен для стран Латинской Америки. Переходный – низкая смертность и низкая рождаемость и современный низкая смертность и низкая рождаемость. В целях регулирования воспроизводства населения каждое государство ведет свою демографическую политику. В Китае, Индии и Бангладеш она направлена на увеличение рождаемости, а в странах Европы, как и в нашем государстве Казахстан - на уменьшение».
Жаңа білімдерді қалыптастыру/ Формирование новых знаний.
Звучит песня «Из чего же сделаны наши мальчишки?»
Данная мелодия является подсказкой темы нашего сегодняшнего урока.
Попробуйте ее угадать? Оглашение темы, целей и задач урока.
Для чего необходимо знать половозрастную структуру населения любой страны?
- прогнозировать рост численности населения на ближайшие годы;
- степень обеспечения страны трудовыми ресурсами;
- обороноспособность страны;
- обеспечение школами, дошкольными учреждениями, учениками и.т.д.
Все население подразделяется на три крупные возрастные группы:
Дети (0-14 лет) – 28%
Взрослые (15 - 59) – 62%
Пожилые (60 и более) – 10%
В последнее время наблюдается увеличение доли пожилых людей. Как вы думаете, с чем это связано?
Исходя из территориальных различий в демографических показателях, выделяют три типа возрастной структуры населения. Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 96
Назовите типы возрастной структуры населения и их особенности, установите соответствие.
Прогрессивный: дети > пожилые.
Для каких стран характерен данный тип? (отсталые страны с традиционным типом воспроизводства населения)
Стационарный: дети = пожилые
Регрессивный: дети < пожилые (старение нации)
В каких странах наблюдается данный процесс? (Япония, Италия)
Соотношение полов влияет на общий ход воспроизводства населения. Возрастную структуру населения отображает половозрастная пирамида.
Работа в группах:
Задание №1:
Изучить половозрастную пирамиду населения Казахстана. Сделать выводы.
Задание №2: Прием «Алмазное ранжирование».
Укажите причины, меньшей продолжительности жизни мужчин по мере значимости (какую ставите на первое место и т.д.) Выступление групп.
Возраст – главный показатель трудоспособности населения, а трудовые ресурсы являются главной производительной силой общества.
Назовите границы трудоспособного возраста в Казахстане?
(Женщины 16 – 58 лет/ мужчины 16-63 года)
Прием «Стрелы вопросов и ответов»
1-я группа: В чем отличие «трудовых ресурсов» от «экономически активного населения»? (трудовые ресурсы – это все трудоспособное население страны (студенты, рабочие, домохозяйки, безработные). ЭАН – население задействованное в производственной и непроизводственной сферах, безработные, стоящие на бирже труда.)
2-я группа: Чем объяснить различный удельный вес ЭАН в разных странах? Дайте объяснение понятию «рынок труда»?
(Различие экономических условий, которые влияют на уровень безработицы, а она в свою очередь положительно влияет на «рынок труда», что приводит к конкуренции за рабочее место, повышению квалификации и уровня образования).
3 группа: Составить кластер, отображающий крупные секторы экономики страны.
Экономика


Непроизводственный сектор
Вторичный сектор
Первичный сектор


Промышленность, строительство, транспорт
Лесное, сельское хозяйство, рыболовство и охота

Аппарат управления, просвящение, наука, здравоохранение, сферы услуг

4 группа: Проанализировать схему 13 на стр. 100, сделать вывод. (По удельному весу работающих в каждом секторе определяется уровень развития стран и регионов.
Сабақ қорыту/ Итоги урока.
1). Рефлексия Прием «6 шляп».
2). Выставление оценок.
Үйге тапсырма/ Задание на дом: изучить §21 стр. 96 – 100.