Конспект урока для учащихся начальных классов. Окружающий мир Тема: «Земля – наш дом родной».


Иванова Елена ПавловнаМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №68»
г. Барнаула
Учитель начальных классов
Конспект урока для учащихся начальных классов.
Окружающий мирТема: «Земля – наш дом родной».
Цели:
- формировать экологические знания учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к родному краю, любовь к природе;
Оборудование: глобус, компьютер, презентация о природе, рисунки детей
Предварительная работа: деление учащихся по группам(ботаники, зоологи, географы, экологи), темы сообщений для каждой группы, рисунки о природе, оформление кабинета.
Ход урока.
I . Вступительное слово учителя (на фоне музыки)
- Добрый день, жители прекрасной планеты! Сегодня у нас праздник – День Земли! Что же это за праздник – День Земли? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить по нашей чудесной планете! (презентация о природе ).
Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного : и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие море… А жителей – не счесть, и каждый из них- маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, гибнут растения, животные, умирает всё живое. Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот праздник, который отмечается 22 апреля. Этот день был провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года. В этот день люди в городах и селах очищают территорию от мусора, сажают деревья, кусты и цветы.
I I . Актуализация знаний.
- Для нас, землян, нет планеты прекрасней и родней, чем наша родная Земля. Неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С.Экзюпири «Маленький принц»
И, всё таки, приятно осознавать, что мы во Вселенной не одиноки. Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и вспомним наших «соседей» (кроссворд)
Самая большая планета. /Юпитер/
Самая маленькая планета /Плутон/
Огромное раскалённое космическое тело. /Солнце/
Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны /Марс/
Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной /Луна/.
Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли /Меркурий/.
У этой планеты 17 спутников. /Сатурн/
Бирюзово- синий газовый шар . /Нептун/
Эта планета вращается вокруг Солнца, лёжа на боку. /Уран/
Величина этой планеты равна Земле. /Венера/
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном-
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных /Земля/
I I I . Цели и задачи урока:
Голос (слайд плачущей планеты)
- Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! С нашей планетой произошла беда, ей угрожает опасность.
Учитель :- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?
I V. Новый материал.
1. - Что же угрожает нашей планете Земля? /слайд/
- На уроке вы попробуете оказаться в роли учёных – специалистов: экологов, ботаников, географов, зоологов , которые помогут спасти нашу планету.
- Что они изучают?
2. Задания для групп.
а)Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
б)Ботаники расскажут , что угрожает нашим растениям.
в)Географы расскажут о том, что угрожает почве, воде, воздуху.
Вывод детей –что же грозит нашей планете Земля. (слайд )
Загрязнение воды.
Загрязнение воздуха.
Загрязнение почвы мусором.
Отравление почвы.
Вырубка лесов.
Гибель животных
- Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек)
-Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда.»-Что имел в виду автор этих строк ?( ответы детей )
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека.
-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»V . Физкультминутка-игра «Да, нет»
Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.
• Необходимо экономно использовать природные ресурсы. • Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы. • Я не выключаю свет, выходя из комнаты. • Мне не нравится запах выхлопных газов. • Я мусорю на улице. • Видя насекомое в своей комнате, я выпускаю его на волю, вместо того, чтобы убить. • Используя бумагу в работе, трачу её попусту, не экономно. • Планета Земля - наш общий дом. • Охрана природы приносит пользу.
VI. Творческая работа «мозговой штурм»
Работа в группах.)- Послушайте стихотворение Т. Ладонникова «Дикарь в лесу».Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.Небрежно сбил ногою гриб…- Какие правила поведения в лесу нарушил мальчик?- Подумайте и нарисуйте запрещающие знаки, которые мы с вами развесим в лесу и в других местах.
1. Анализ идей.2. Обработка результатов.                   
V I I .Викторина о целебных травах.
Наша природа является настоящим сокровищем. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые находятся вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек.
-Ребята, а кто знает, какие растения можно использовать для заживления ран? (Подорожник, чистотел, пастушья сумка, тысячелистник).
-   Как облегчить боль если натёр ногу?
-   Какими лечебными свойствами обладает мать и мачеха?
-    Какие болезни лечит береза?
-   Плоды каких кустарников очень богаты витамином С.
-Какие растения помогут при простуде?
-Какая ягода заменяет лимон?
V I I I . Вывод о взаимосвязи леса и человека.
I Х. Чтение стихотворения Михалкова «Что мы сажаем, сажаем леса..»-Оказывается, лес столько много даёт человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей. Некоторых птиц и животных осталось очень мало, их занесли в «Красную книгу»
Х .Вывод экологов
-Ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу мусор – приберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Не уносите с прогулок охапки цветов. Берегите птиц, муравьёв. Первое, с чего начнёте дружбу с природой, будет то, что вы не принесёте ей вреда!Знаете ли вы что: - до полного разложения бумаги нужно более 2-х лет; - консервной банки – более 90 лет; - полиэтиленовому кульку – 200 лет; - стеклу – 1000 лет.Прежде чем выкинуть мусор, хорошо подумайте, какой вред мы ей наносим делая это.Учитель: Я думаю, что наши ребята как и , Маленький Принц, любят свою планету и поэтому будут беречь каждую травинку, каждый кустик и не будут её засорять.
Х I . Итог урока. Рефлексия.
Список используемой литературы:
Журнал « Начальная школа» № 2, 2006 г.
А.С.Экзюпири «Маленький принц»
Т. Ладонникова «Дикарь в лесу».
4.Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1 – 4 классы: учебно – методическое пособие Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
5.Торгашева Т. Растения Начальная школа №11, 2002г.
6.Малахова М. Экологический урок «Дни наук в начальной школе.» – М., 2007.
7.Симонова Л.П. «Задачи по экологии для младших школьников» Н.Ш. №2 1998г.
8.Бекетова Т.И. «Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях». Н.ш. №8 2004г.
9.Бойко Л.А. «Воспитание экологической культуры детей» Н.Ш. №6 2005г.