Методический конструктор классного часа/часа общения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАОУДОД ЦДТ «РАДУГА»
Тема: Учимся просить о помощи и благодарить за неё

Автор: Гринева И Ф.
Образовательное учреждение: МАОУДОД «ЦДТ «Радуга»
Должность: педагог-психолог
г.Гай, 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ (классного часа)
«Учимся просить о помощи и благодарить за неё»
Название: классный час
Предмет: психология
Класс: 4
Тема занятия: Учимся просить о помощи и благодарить за неё.
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: активизировать представления четвероклассников о том, как просить помощь и благодарить за нее.
Задачи: 1) учить детей просить о помощи других и благодарить за оказанную помощь;
2) отрабатывать с детьми навыки предлагать помощь или отказывать в случае невозможности ее оказания;
3) развивать умение работать в команде; развивать интерес к творческому самовыражению, самостоятельность суждений на заданную тему;
4) воспитывать дружелюбность в общении, отзывчивость.
Оборудование: 3 листа формата А4; цветные восковые мелки цвета радуги, памятка по теме урока «Помощь и благодарность» (Приложение1) по числу учащихся, текст сказки «Мальчик огонек» (Приложение 2).
Оформление доски: место для темы выделено знаком вопроса и ниже написаны пословицы (м.б. на слайде):
Прежде помоги себе сам, а потом и от товарища помощь принимай;
Что просится, то и скажется;
Нечестно просишь, нехотно дать;
Проси, как хлеба просят.
Этап урока,
время
(мин.) Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Формы организации учебной дея-тельностиФормирование УУД
1.Органи-
зационно-подгото-
витель -ный этап
5мин.
2. Основ-
ной этап
(27 мин)
5 мин.
2 мин.
9 мин.

3 мин. - Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии нас ждет работа интересная, полезная на хорошо известную всем тему, которая, однако, удивит вас всех. Тему вы отгадать сможете, если определите общее в пословицах на доске. Как коротко сказать, о чем они? Какая тема классного часа сегодня у нас? А какова цель нашей сегодняшней работы? Чему мы можем научиться?
Но сначала проведем разминку перед серьезной работой. Упражнение для рук «Покажи характер». (Руки трусливого человека, доброго, любопытного, жадного, отзывчивого, просящего.)
- Мы «настроились» теперь на тему и теперь пришло время разыграть несколько психологических этюдов:
1) «Капризный ребенок» - надо представить и изобразить свое настроение в тот момент, когда малыш что-то просит у родителя ему купить;
2) «Тяжелая сумка» - изобразите встречу со старенькой бабушкой с тяжелой сумкой и вы предлагаете ей помочь донести сумку.
Пришло время поработать в командах. Делиться будем на команды так: вы передвигаетесь по классу и изображаете солнечных зайчиков, я хлопаю и называю цифру, а вы собираетесь в группки с этим числом, далее игра продолжается (3, 1, 6).
Команда готовы. Каждая команда получает чистый лист бумаги и цветные мелки. Для работы можно использовать только мои мелки. Сейчас вы командой должны нарисовать радугу по всем правилам, подсказка цветов радуги на доске (показывает). Именно так называется наше следующее упражнение - «Радуга». Трудность в том, что у вас не будет хватать всех цветов, и вы должны справиться с заданием за 7 мин. Команда, работающая дружно, все успеет.
Обсуждение: 1)Что вы сначала сделали - попросили мелки у другой группы или предложили свою помощь другим?
2)Что вы делаете чаще - просите помощь или предлагаете свою?
3) Всегда ли вы благодарите за помощь? Словесный - вводное слово педагога, использование худож. слова, постановка цели и определение детьми задач занятия
Психогимнастика.
Элемент тренинга-
разыгрывание психол. этюдов.
Элемент
здоровьесбе-регающей технологии
Словесные - объяснение педагога, наблюдение за работой в группах
Организация обсуждения работы в группах, демонстра-
ция работ. Фронтальная и самостоя- тельная работа
Работа в парах
Фронтальная
работа
Работа в группах
Фронтальная
работа
Самостоятель-ная оценка своих поступков Личностные УУД -проявлять интерес к учебной деятельности
Познаватель-
ные УУД - делать обобщения и выводы на основе прочитанного
Регулятивные УУД- умение понимать цель занятия по определенной теме.
Регулятивные УУД-
принимать учебную задачу и планировать свое действие в соответствии с заданием
Коммуникатив-ные УУД - согласованность усилий в процессе организации и осуществле-
ния работы в парах в соответствии с поставленной задачей и условиями коммуникации
Коммуникатив-ные УУД – согласован-
ность усилий в процессе организации и осуществле-
ния работы в группах
Регулятивные УУД-
принимать учебную задачу и планировать свое действие в соответствии с заданием
Коммуникатив-ные УУД – согласован-ность усилий в процессе организации и осуществле-ния работы в группах, инициативное сотрудничест-во в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями коммуникации
Познаватель-
ные УУД - делать обобщения и выводы на основе результатов своей работы
2 мин.
6 мин.
Физминутка«Вежливая просьба»
Если я вас прошу выполнить упражнение вежливо, то вы его выполняете, если без вежливых слов, то-нет.
-Работа со сказкой Э. Киселева «Мальчик – огонек» - слушание и ответ на вопрос «Чему учит сказка?».
Элемент
Здоровьесбе-регающей технологии
Сказкотера-
пия
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Регулятивные УУД-
принимать учебную задачу и планировать свое действие в соответствии с заданием
Познаватель-
ные УУД –
понимать предоставлен-ную тексто- вую информа-цию, на ее основе осоз-нанно строить речевое высказывание.
3.Рефлек-сивно-итоговыйэтап (7мин)
3 мин.
1 мин.
3 мин.
-Сейчас я каждому из вас раздам памятки по теме классного часа «Помощь и благодарность», а вы их прочитайте и каждый выберет для себя правило, которое ему больше всего понравилось. Кто какое правило выбрал?
Дома вы всю неделю до нашей следующей встречи старайтесь это правило выполнять, а через неделю мы начнем наше занятие с обсуждения этого задания.
- Подошло время подводить итоги. Кто из вас сегодня на занятии понял что-то очень важное, поднимите руку? Кто может сказать о своих выводах? Какая работа на занятии была полезной для вас и чем? Словесные - объяснение педагога; выборочный контроль
Задание на дом
Рефлексия своей работы на занятии учащимися
Индивидуальная работа
Фронтальная
работа
Фронтальная и
индивидуаль-
ная работы
Познаватель-
ные УУД - понимать предоставлен-ную текстовую информацию и на ее основе делать обобщения и личный выбор.
Регулятивные УУД-
принимать учебную задачу и планировать свое действие в соответствии с заданием
Познавательные УУД - подводить итоги работы на занятиях с помощью педагога.
Регулятивные УУД - осознание усвоенного материала, своих учебных трудностей
4.Инфор-мацион-
ный этап
1 мин. Сегодня нам удалось разобраться с вопросами как просить о помощи и как благодарить за неё. Лично мне было работать с вами интересно. Спасибо за честную работу и помните всегда фразу «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит…» Общая оценка успешности достижения цели и задач занятия, использование худож. слова благодар-ность за работу и пожелания детям на будущее. Фронтальная
работа
Коммуникативные УУД – соблюдать простейшие нормы речевого этикета: прощаться, благодарить.
Литература для педагога
Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 285с.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2010.-152с.
Сказки советских писателей: Для мл.шк.возраста / Сост. А.П.Костелецкая. -Мн.: Юнацтва, 1987. -324с.
Слободяник, Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. Практическое пособие / Н.П. Слободяник. - М.:Айрис-пресс,2004. - 176с.
Федорова, С.А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности / С.А. Федорова //Управление начальной школой . - 2012. - №12. – С.25-28.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2012. - 312с.
Литература для учащихся
1.Сказки советских писателей: Для мл.шк.возраста / Сост. А.П.Костелецкая. -Мн.: Юнацтва, 1987. -324с.
Приложение 1
Памятка «Помощь и благодарность»
Проси помощи только тогда, когда действительно не можешь сделать сам.
Предлагая свою помощь, ты должен быть уверенным, что сможешь её оказать.
Помни, за помощь обязательно надо благодарить!
Каждый имеет право отказаться от предложенной кем-то помощи.
Проси честно, чтобы оказывали помощь.
Приложение 2
Сказка «МАЛЬЧИК-ОГОНЁК» Э. К. Киселёва
Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза - словом, всё, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду - погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался - просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
- Что делать?
Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду - погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька", вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вот и берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас. Лежат на песке чёрные угольки - погасший мальчик-Огонёк.
Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.