Статья на тему Сотрудничество классного руководителя с родителями


Сотрудничество классного руководителя с родителями.
О. А. Круглова
  Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих  этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
       Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое»,  «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.
      Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.
      До поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Некоторые из них  не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.
      К формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются   общаться «телевизионными», порой жестокими методами.
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у  детей необходимых навыков взаимодействия  ведёт к тому,  что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем,  как для самих ребят, так и для нас, педагогов.
Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.     
Со  всей  остротой  в  начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания. 
         Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу  после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Работа с родителями, а именно, активное привлечение их во внеурочную деятельность, является одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, направленной на социализацию обучающихся.
Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.
           Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
  Формы:
   родительские собрания;
    родительские конференции;
   семейная гостиная;
 круглый стол;
 вечер вопросов и ответов;
 семинары;
 тренинги;
 родительские патрули;
 ежегодные праздничные спортивные мероприятия, приуроченные к Дню семьи ( «Мама. Папа, я – спортивная семья», «Олимпиада – 2014 на старте!!!;
 праздники с активным участием пап ко Дню Защитника Отечества;
 праздники с участием мам и бабушек, посвящённые Дню Матери и Международному женскому дню – 8 марта;
 творческие выставки поделок;
 семейные проекты;
 активное участие в ремонте и оформлении класса;
 организация праздничных чаепитий.
Данные формы работы с родителями позволяют эффективно организовывать внеурочную деятельность, направленную на социализацию обучающихся.