Рабочая программа по Культуре народов Ямала

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»


Первичная экспертиза Согласовано Утверждаю:
полноты дидактических
единиц и обоснованности Зам. директора директор школы
внесённых изменений .Меха
«____» ______ 2014 «____» ______ 2014
Рук-ль МО ____________
«____» _________2014 года








Рабочая программа по курсу
«Культура народов Ямала»
для учащихся 5 класса






Разработала Винокурова Л.Г.,
учитель русского языка и литературы













Пояснительная записка.
Согласно закону Российской Федерации»Об образовании», одним из принципов государственной политики является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций. При этом содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.
Предлагаемый курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямал.
Курс «Литература народов Ямала» рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели курса:
-ознакомление учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих наш округ;
-воспитание любви и уважения к культуре своего народа и других народов;
-через интеграцию культурологических знаний облегчить социально – культурную адаптацию детей в современном социуме.

Изучение основ культуры народов Ямала может решать следующие задачи:
-ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала;
-развивать у детей чувство уважения к культурным особенностям всех народов Ямала;
-учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей. Развивать экологическую культуру учащихся.
-помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
-иметь первоначальное представление о содержании понятия «культура»;
-иметь представление о народах, населяющих Ямал;
-знать основы фольклора и музыкального искусства народов Ямала;
-знать особенности народных игр.
Уметь:
Характеризовать основные черты народной культуры;
-играть в народные игры;
-различать доброе и злое, находить положительных и отрицательных героев народных сказок;
-находить общее и особенное в фольклоре разных народов.

Для реализации курса «Культура народов Ямала» использовать учебные пособия:
1.Программа под редакцией В.Н Няруй, Р.Р. Скамейко, Т.Г.Струкова.
2.Мифология, фольклор и литература Ямала. Ю.И.Попов. Н.В. Цымбалистенко. ИПОС РАН, 2001.
3.Культура народов Ямала. Т.И.Борко. В.Т.Галкин. Учебник 5 – 7 классы. Тюмень. ИПОС РАН, 2002






Тематическое планирование по курсу «Культура народов Ямала» в 5 классе.


п.п
Содержание материала. Наименование разделов и тем уроков.
Основные понятия.
ОУУН
Диагностика и контроль.




1

2

3




4-6






7

8


9


10


11

12
14
15





16-18

19-20

21

22



23

24

25

26





27-28
29
30
31

32

33



34

Введение. 3

Цели и задачи курса.
Кто мы? Откуда мы?
Понятие культуры. Особенности национальной культуры.
Народы, живущие в нашем округе.


Литература. 12

Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки.
Тематика, особенности композиции. краткость и меткость изречений, воплотивших в обобщённом виде опыт и мудрость народа, любовь к родной земле.
Считалки: их художественное своеобразие.
Творческая работа: составление сборника пословиц, поговорок, загадок.
Сказки. Бытовые.
О животных.
О великанах.
Этическое содержание сказок. Вера в победу добра. Любовь к родной природе.
Сказители. Собиратели фольклора народов Ямала.
Литературные сказки.
Заговоры, заклинания, обереги.
Литературный праздник. Конкурс знатоков, чтецов, сочинителей, инсценировка сказок.

Песни народов Ямала. 4 +3

Песни – источник изучения культуры.
Многообразие песен: обрядовые песни (свадебные, похоронные, хороводные).
Мужские и женские песни: колыбельные, личные, бытовые, дорожные.
Песни – биографии, песни – сказания, эпические песни.
Итоговый контроль знаний 1

Народные игры. 2 + 2

Игра в культуре народа, её связь с культовыми действиями.
Игра в производственную деятельность.
Связь игры с искусством, спортивными и военными тренировками.
Игры девочек и мальчиков.
Воспитательное значение игры.
Виды игр.

Праздники. Обряды. Ритуалы. 4 +3

Встреча матушки Осенины и Рождества Богородицы.
Богородичный празник у народа коми.
Сабантуй – татарский праздник.
Вороний праздник у хантов и сибирских татар.
День оленевода – праздник народов Ямала.
Медвежий праздник у народа ханты.



Итоговое занятие
Закрепление, повторение, подведение итогов в виде интеллектуальной игры или тестирования по ключевым вопросам.





Культура.
Диалог культур
Символы.
Традиционность.
Вариативность.




Фольклор.
Сказка.
Пословица.
Поговорка.
Заговор.
Заклинания (камлания).
Оберег.




















Художественные и психологические особенности песен.







Практическая направленность игр










Почитаемые места.
Культовые предметы.


Мотивированно организовать свою деятельность.





Осознанно бегло читать тексты различных жанров, проводить информационно – смысловой анализ текстов.

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое и поисковое).


Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Творчески решать учебные задачи




Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.






Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.







Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.

Сравнивать, сопоставлять, классифицировать



Оценка своей деятельности.


Представление о содержании понятия «культура».

Знать основные тенденции развития культуры Ямала.




Знать основы фольклора.

Иметь понятие о малых жанрах фольклора.

Познакомиться с собирателями фольклора народов Ямала.
















Иметь представление о разных жанрах песен, о сходстве культур северных народов.






Иметь понятие о связи игр с культовыми действиями и производственной деятельностью.
Знать особенности народных игр.


Иметь представление о различиях и общих чертах обрядов и ритуалов у разных народов, населяющих Ямал.






Контроль знаний по курсу.

















Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»

Первичная экспертиза Согласовано Утверждаю:
полноты дидактических
единиц и обоснованности Зам. директора директор школы
внесённых изменений __________________
«____» ______ 2014г «____» ______ 2014г
Рук-ль МО ____________
«____» _________2014 г







Рабочая программа по курсу
«Культура народов Ямала»
для учащихся 7 класса




Разработала Винокурова Л.Г.,
учитель русского языка и литературы
















г.Салехард
2014




Пояснительная записка.
Согласно закону Российской Федерации»Об образовании», одним из принципов государственной политики является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций. При этом содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.
Предлагаемый курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямал.
Курс «Литература народов Ямала» рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели курса:
-ознакомление учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих наш округ;
-воспитание любви и уважения к культуре своего народа и других народов;
-через интеграцию культурологических знаний облегчить социально – культурную адаптацию детей в современном социуме.

Изучение основ культуры народов Ямала может решать следующие задачи:
-ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала;
-развивать у детей чувство уважения к культурным особенностям всех народов Ямала;
-учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей. Развивать экологическую культуру учащихся.
-помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
-знать тексты художественных произведений;
-особенности быта, одежды народов Ямала.
Уметь:
-различать эпические и лирические произведения;
-описывать памятники скульптуры и архитектуры, поселение, жилище наров, населяющих Ямал.

Для реализации курса «Культура народов Ямала» использовать учебные пособия:
1.Программа под редакцией В.Н Няруй, Р.Р. Скамейко, Т.Г.Струкова.
2.Мифология, фольклор и литература Ямала. Ю.И.Попов. Н.В. Цимбалистенко. ИПОС РАН, 2001.
3.Культура народов Ямала. Т.И.Борко. В.Т.Галкин. Учебник 5 – 7 классы. Тюмень. ИПОС










Тематическое планирование по курсу «Культура народов Ямала» в 7 классе


Содержание материала. Наименование разделов и тем уроков.
Основные понятия
ОУУН
Диагностика и контроль.


1



2-4





5-6



7-8


9-12


13

14-15


16





17


18

19



20-21



22


23-24



25-26





27

28


29






30


31

32-33



34
Введение 1
Цели и задачи курса.

Литература 10 + 5

Разнообразие тематики в поэзии Л.Лапцуя: «На земле отцовской», «Жизнь человека», «Под звёздами Севера», «Каюр», «Путь на Север»,. Очерк «Первый тракторист»

К.Лагунов. «Иринарх» (жизнь и просветительская деятельность И.С.Шемановского)

И.А.Юганпелик. «Девушка Сихирти», «Пурга».

Обзор творчества П.Салтыкова, М.Шульгина, Д.Китаева, А.И.Терентьева, Б.Окотэтто.

Н.Дудников. «Мой дом Север».

Жизнь и творчество Р.П.Ругина. лирика. Повесть «Гул далёкой буровой»

Г.Махмут . «Татарчонок»

·


Поселение. 3 + 2

Дом как модель мира. Чум. Стойбище.

Северная деревня. Формы расселения.
Русская изба. Интерьер жилища.
Правила и запреты, связанные с жилищем.

Экскурсии в этнографический музей.

Скульптура и архитектура. 3

Комплекс памятников Усть - Полуя.
Культовая скульптура.
Культовые памятники и святилища.
Экскурсии по памятным местам.

Быт 2

Домашняя утварь, посуда, постель, колыбель, орудия труда.
Экскурсия в этнографический музей.

Одежда 3

Мужской костюм. Женский костюм.
Детская одежда.
Повседневная и нарядная одежда. Семантика одежды.
Экскурсия в этнографический музей.



Праздники и обряды. 3 + 2

Масленица.
Обряды гостевания у коренных народов Ямала.
Ураза байрам и Курбан байрам у татар.
Просмотр видеофильмов на базе ОЦНК.



Итоговое занятие 1
Интеллектуальная игра или тестирование по курсу.



Цель. Задача.



Тематика произведений.
Автобиографичность.



Иринарх



Родовое начало.

Тематика произведений. Жанровое своеобразие.

Публицистика.

Очерк.
Экологическая катастрофа.

Межнациональные отношения.




Интерьер.














Культовые места.







Предметы обихода.






Семантика одежды.











Обряд и ритуал.
Мотивированно организовать свою деятельность.

Осознанно бегло читать тексты различных жанров, проводить информационно – смысловой анализ текстов.


Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое и поисковое).



Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.






Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.





Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.





Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.



Сравнивать, сопоставлять, классифицировать








Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.




Оценка своей деятельности.
Знать основные разделы курса



Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь соотносить прочитанные произведения с определёнными жанрами.

Уметь производить краткий анализ произведений.

Выразительное чтение отрывков из произведений и стихотворений наизусть (по выбору).

Подготовить небольшие сообщения по творчеству писателей



Уметь различать жилища народов Севера.

Знакомство с интерьером жилищ.





Знать памятные места, связанные с культовой культурой.





Знать особенности быта северных народов.




Различать мужскую и женскую одежду, знать семантику одежды.






Иметь представление о праздниках и обрядах народов. Населяющих Ямал.





Контроль знаний по курсу.










Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»


Первичная экспертиза Согласовано Утверждаю:
полноты дидактических
единиц и обоснованности Зам. директора директор школы
внесённых изменений А.В.Меха
«____» ______ 2014 «____» ______ 2014
Рук-ль МО ____________
«____» _________2014







Рабочая программа по курсу
«Культура народов Ямала»
для учащихся 6 класса






Разработала Винокурова Л.Г.
учитель русского языка и литературы










Салехард
2014 г.


Пояснительная записка.
Согласно закону Российской Федерации»Об образовании», одним из принципов государственной политики является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций. При этом содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.
Предлагаемый курс «Культура народов Ямала» призван углубить и расширить знания учащихся о культуре, создать базу для сознательного вхождения в мир культуры, для успешного освоения многообразных достижений культур народов, населяющих Ямал.
Курс «Литература народов Ямала» рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цели курса:
-ознакомление учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих наш округ;
-воспитание любви и уважения к культуре своего народа и других народов;
-через интеграцию культурологических знаний облегчить социально – культурную адаптацию детей в современном социуме.

Изучение основ культуры народов Ямала может решать следующие задачи:
-ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала;
-развивать у детей чувство уважения к культурным особенностям всех народов Ямала;
-учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей. Развивать экологическую культуру учащихся.
-помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
-иметь первоначальное представление о содержании понятия «культура»;
-иметь представление о народах, населяющих Ямал;
-знать основы фольклора и музыкального искусства народов Ямала;
-знать особенности народных игр.
Уметь:
-характеризовать основные черты народной культуры;
-давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении;
-сравнивать мифы разных народов;
-давать характеристику декоративно – прикладному и музыкально – хореографическому искусству народов Ямала.
-играть в народные игры;


Для реализации курса «Культура народов Ямала» использовать учебные пособия:
1.Программа под редакцией В.Н Няруй, Р.Р. Скамейко, Т.Г.Струкова.
2.Мифология, фольклор и литература Ямала. Ю.И.Попов. Н.В. Цымбалистенко. ИПОС РАН, 2001.
3.Культура народов Ямала. Т.И.Борко. В.Т.Галкин. Учебник 5 – 7 классы. Тюмень. ИПОС РАН, 2002




Тематическое планирование по курсу «Культура народов Ямала» в 6 классе.


п.п
Содержание материала. Наименование разделов и тем уроков.
Основные понятия.
ОУУН
Диагностика и контроль.




1








2
3

4

5


6

7

8

9

10-11


12



13

14

15



16-18

19-20

21




22-
23




24-25





26-28























29

30
31
32
33







34

Введение. 1

Цели и задачи курса.
Кто мы? Откуда мы?
Понятие культуры. Особенности национальной культуры.



Литература. 12

Мифы в культуре народов Ямала
Картина мира по мифам народов Ямала
Мифы о сотворении мира и его обитателей
«Создание земли», «За семью слоями мерзлоты», «Как Нум и Нга создали живых людей», «Человек и собака»
«Сотворение мира», «О людях Солнца и Месяца». «Происхождение медведей», «Как человек стал смертным».
Зачинатели литературы народов Ямала: И.Ф. Ного, И.Г. Истомин
И.Истомин – жизнь и творчество. «На Ямале мы живём», «Полярное сияние»
Л.В. Лапцуй: автобиографические мотивы в поэме «Мальчик из стойбища», в стихотворениях «Первые шаги». «На островке». Поэма «Вожак».
Г. Махмут «Притча о материнском молоке»

Моя родословная. 3
Имя и характер. Значение имени. Патронимы у северных народов.
Происхождение фамилий, отчеств, названий родов.
Родословная моей семьи.

Декоративно – прикладное искусство. 6
Резьба по дереву. Лепка из глины.
Работа с бисером. Плетение из ниток и бисера.
Изготовление тынзяна.
Плетение из бересты., прутьев и жил животного.
Вязание кружев, поясов, подвязок.


Живопись . 2

Творчество современных художников.
Г. Райшев: синтез культур и эпох
В, Полушкин, В. Самбуров, Н. Талигина, В. Ушаков.

Музыка и танец. 5
Современная профессиональная музыка. С.Няруй «Заря над тундрой» - первое оркестровое произведение ненецкого народа. Ритмы тундры. Песни. «Оленёнок», «ловля оленей», «Маленький помощник», «Ехал ненец на оленях».
Ю. Юнкеров. Оркестровое произведение «Северная фантазия», «Эпический сказ о Ямале» - произведение для хора, солистов, чтецов, оркестра.. Песни: «Песня оленевода», «Казачья солдатская»
А. Пустосёлов. Увертюра – фантазия «ваули»
Композиторы – песенники: А. Бердышев, И. Калиничев, С. Цупиков.
Исполнители: Г. Лагей, Н.Няруй, Т. Лар, В.Лейпожих, А.Лаптандер.
Раскрытие в танце труда народа.. Ненецкие танцы: «Звенящие ручейки, «Тынзей». Хантыйский танец «Тувыглан». Ритуальные танцы.
Современные танцевальные коллективы, оркестры, хоровые коллективы, вокальные ансамбли и фольклорные группы в автономном округе.


Народные игры и праздники.
Обряды. 5
Святки: коляда, гадание. Праздник «Рождество Христово»
Медвежий праздник (ханты)
Науруз (татарский)
«Иван лун» (коми)
Праздник оленевода – праздник народов Ямала






Итоговое занятие. 1 (резерв)
Закрепление, повторение, подведение итогов в виде интеллектуальной игры или тестирования по ключевым вопросам.




Культура.
Диалог культур
Символы.
Традиционность.
Вариативность.




Фольклор.
Мифы
Заговор.
Заклинания (камлания).
Оберег.
Притча.
















Художественные и психологические особенности имён
Родословное дерево
Почитаемые места. Культовые предметы.



Практическая направленность художественного творчества.
Применение творчества в быту.


Психологический параллелизм в живописи.










Мотивированно организовать свою деятельность.






Осознанно бегло читать тексты различных жанров, проводить информационно – смысловой анализ текстов.

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое и поисковое).


Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.



Творчески решать учебные задачи






Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.





Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.







Определять структуру объекта.
Использовать метод наблюдения.

Сравнивать, сопоставлять, классифицировать














Сравнивать, сопоставлять, классифицировать













Оценка своей деятельности.


Представление о содержании понятия «культура».

Знать основные тенденции развития культуры Ямала.




Знать основы фольклора.

Иметь понятие о малых жанрах фольклора.

Познакомиться с собирателями фольклора народов Ямала.
Знать зачинателей литературы народов Ямала.






Умение составлять свою родословную





Иметь понятие о связи декоративно – прикладного искусства с культовыми действиями и производственной деятельностью.
Знать особенности народного промысла.







Иметь представление о разных жанрах песен, о сходстве культур северных народов.


Иметь понятие о связи музыки с культовыми действиями и производственной деятельностью.
Знать особенности народных песен.















Умение приобщиться к народным играм, праздникам и научиться их понимать

Иметь представление о различиях и общих чертах обрядов и ритуалов у разных народов, населяющих Ямал.


Контроль знаний по курсу.