Рабочая программа по экономике 10 класс. К учебнику Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10 кл. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2015

Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
- авторская программа С.И. Иванова, В.В. Шереметовой под редакцией С.И. Иванова «Экономика. 10-11 кл. (профильный уровень). М.: Вита-пресс, 2012
- Учебный план МБОУ СОШ № ___ на 2016 - 2017 учебный год.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

II. Достижения учащимися планируемых результатов
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

III. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономика» реализуется за счет инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № __ в объеме 2 часа в неделю. Примерная программа по экономике рассчитана на 68 часов, рабочая программа реализуется за 66 часов в соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год (праздничные дни 23.02.2017г., 1.05.2017г., 8.05.2017г.) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № ___ на 2016-2017 учебный год.
Глава 9. Конкуренция и рыночные структуры рассчитана на 13 часов, реализуется за 11 часов, уплотнены темы: Антимонопольная политика государства, Монополистическая конкуренция.

IV. Содержание учебного предмета

Раздел программы
Основное содержание раздела, темы
Формы организации учебных занятий
Виды деятельности ученика

1
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
Безграничность потребностей человека.
Изучение нового материала
Определять значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.
Определять оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.
Выделить основные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить?

2

Экономические блага и ограниченность ресурсов

Изучение нового материала


3

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей
Изучение нового материала, самостоятельная работа


4

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки
Изучение нового материала


5

Метод экономической науки. Моделирование экономики
Изучение нового материала


6
Глава 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
Два способа решения фундаментальный проблем. Две экономические системы
Изучение нового материала
Выявить почему переход к рыночной системе был не только целесообразен и неизбежен
Определять и выделять главное в стратегии экономического роста государства; научиться исследовать процесс экономического развития
приводить примеры элементов традиционной, командной и рыночной экономической систем и различных решений одних и тех же проблем экономикой командного типа и
экономикой преимущественно рыночного типа; приводить примеры отношений владения, пользования и распоряжения; приводить примеры различных форм и объектов собственности.

7

Административно-плановая система.
Изучение нового материала


8

Рынок и его функции
Изучение нового материала


9

Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков
Изучение нового материала, самостоятельная работа


10

Кругооборот доходов в рыночной экономике
Изучение нового материала


11

Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика
Изучение нового материала


12

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Изучение нового материала


13
Глава 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос и закон спроса.
Изучение нового материала, решение практических задач
Сравнивать спрос и величину спроса; различать рыночные структуры; вычислять изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов. Теоретически представлять процесс установления равновесной цены; вычислять равновесную цену и объем продаж. Анализировать графики изменения рыночной ситуации при изменении цен на факторы производства


14

Предложение и закон предложения
Изучение нового материала, решение практических задач


15

Рыночное равновесие. Условие совершенной конкуренции.
Изучение нового материала


16

Реакция рынка на изменение спроса и предложения
Изучение нового материала


17

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.
Изучение нового материала


18
Глава 4. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.
Изучение нового материала
Различать рыночные структуры; вычислять изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов
Находить причинно-следственные связи между ценой и величиной предложения; вычислять величину рыночного предложения;
Анализировать кривые спроса и предложения; рассчитывать коэффициент перекрестной эластичности спроса по доходу; используя полученное значение коэффициента эластичности спроса .

19

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
Изучение нового материала


20

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
Изучение нового материала, самостоятельная работа


21

Ценовая эластичность предложения.
Изучение нового материала


22

Практическое применение теории эластичности
Изучение нового материала, самостоятельная работа


23

Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе
Изучение нового материала


24
Глава 5. Поведение потребителя
Предпосылки теории поведения потребителя
Изучение нового материала
Анализировать графики равновесия потребителя
Определять основные правила максимизации полезности. Анализировать, делать выводы.
Характеризовать основные положения потребительского равновесия. Уметь их анализировать. Характеризовать основные положения потребительского равновесия. Уметь делать выводы. Определять положения индивидуального и рыночного спроса. Уметь их анализировать; различать количественный и порядковый подходы к измерению полезности и поведению потребителя; описывать поведение потребителя в рамках количественного подхода;

25

Закон убывающей предельной полезности
Изучение нового материала, решение практических задач


26

Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей
Изучение нового материала


27

Правило максимизации полезности
Изучение нового материала


28

Кривые безразличия.
Изучение нового материала, решение практических задач


29

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия.

Изучение нового материала


30

Положение потребительского равновесия.
Изучение нового материала


31

Индивидуальный и рыночный спрос.
Изучение нового материала


32
Глава 6. Фирма. Производство и издержки
Современная фирма.
Фирма – коммерческая организация
Изучение нового материала
Описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль;
Обосновывать сделанные выводы, анализировать издержки фирмы; решать задачи, находить значения издержек.
Решать задачи, находить значения издержек, прибыли.
Решать задачи по определению прибыли и издержек; анализировать ситуации по поведению фирмы на рынке
Описывать цели фирмы, вычислять экономические и бухгалтерские затраты и прибыль; обосновывать сделанные выводы.
Анализировать различные показатели фирмы;


33

Фирма – коммерческая организация
Изучение нового материала


34

Продукт фирмы
Изучение нового материала


35

Предельный продукт.

Изучение нового материала


36

Бухгалтерские и экономические издержки.
Изучение нового материала


37

Экономические издержки и прибыль.
Изучение нового материала


38

Как измеряются издержки фирмы
Изучение нового материала, самостоятельная работа


39

Предельные издержки.
Изучение нового материала


40

Оптимальный размер фирмы
Изучение нового материала


41

Минимально эффективный размер предприятия.
Изучение нового материала


42

Преимущества крупных фирм
Изучение нового материала


43
Глава 7. Предпринимательство
Понятие предпринимательства.
Изучение нового материала
Давать характеристику фирм по правовому статусу.
Определить понятие менеджмента и менеджера, организационную структуру. Уметь определять принципы менеджмента. Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.

44

Организационно-правовые формы предпринимательства.
Изучение нового материала, самостоятельная работа


45

Менеджмент и его функции
Изучение нового материала


46

Маркетинг и его основные элементы.
Изучение нового материала


47

Продвижение товаров
Изучение нового материала


48
Глава 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
Особенности рынков факторов производства.
Изучение нового материала
Характеризовать рынок труда; вычислять спрос фирмы на труд. Характеризовать рынок Капитала, определять процентную ставку капитала.
Вычислять на условных примерах спрос фирмы на труд. объяснять своеобразие рынков факторов производства; характеризовать рынок труда; вычислять на условных примерах спрос фирмы на труд; рассчитывать на условных примерах величину дефицита рабочей силы и величину избытка рабочей силы аналитически и графически;

49

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка.
Изучение нового материала


50

Индивидуальное и рыночное предложение труда.
Изучение нового материала


51


Государственное регулирование минимума заработной платы
Изучение нового материала, самостоятельная работа


52

Рынок землепользования и земельная рента.
Изучение нового материала


53

Капитал и процент.
Изучение нового материала


54

Процент. Ставка процента.
Изучение нового материала


55

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать
Изучение нового материала


56
Глава 9. Конкуренция и рыночные структуры
Конкурентоспособность фирмы

Изучение нового материала
Определять, что такое рыночная структура, какие типы рыночных структур существуют.
Определять особенности формирования дохода и прибыли фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Анализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Характеризовать причины максимизации прибыли в условиях монополии.
Приводить примеры ценовой дискриминации; объяснять связь между ценой монополиста и объемом выпускаемой продукции.
Объяснять связь между ценой монополиста и объемом выпускаемой продукции; определить признаки олигополии, различать рыночные структуры;
Определение неценовой конкуренции, приводить примеры взаимодействия рынков;
Объяснять условия равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции;
Формулировать основные позиции антимонопольной политики

57

Типы рыночных структур
Изучение нового материала


58

Совершенная конкуренция.
Изучение нового материала


59

Общий, средний и предельный доход фирмы
Изучение нового материала, самостоятельная работа



60

Сопоставление предельного дохода с предельными издержками (ценой)
Изучение нового материала


61

Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой.
Изучение нового материала


62

Монополия. Естественная монополия.
Изучение нового материала, самостоятельная работа


63

Ценовая дискриминация.
Изучение нового материала


64

Экономические последствия монополизации. Антимонопольная политика государства
Изучение нового материала


65

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость
Изучение нового материала, самостоятельная работа


66

Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Изучение нового материала


V. Календарно - тематическое планирование по экономике в 10 «А» - классе (66 ч., 2 часа в неделю)

Раздел, тема
Количество часов
Форма контроля

Дата проведения





По программе
Факт

Глава 1. Предмет и метод экономической теории
5




1
Безграничность потребностей человека.
1
Индивидуальный опрос
1.09


2
Экономические блага и ограниченность ресурсов
1
Индивидуальный опрос
5.09


3
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
8.09


4
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки
1
Индивидуальный опрос
12.09


5
Метод экономической науки. Моделирование экономики

1
Индивидуальный опрос
15.09


Глава 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
7




6
Два способа решения фундаментальный проблем. Две экономические системы

1
Индивидуальный опрос
19.09


7
Административно-плановая система.

1
Индивидуальный опрос
22.09


8
Рынок и его функции

1
Индивидуальный опрос
26.09


9
Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
29.09


10
Кругооборот доходов в рыночной экономике

1
Индивидуальный опрос
3.10


11
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика

1
Индивидуальный опрос
6.10


12
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

1
Индивидуальный опрос
10.10


Глава 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие
5




13
Спрос и закон спроса.

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
13.10


14
Предложение и закон предложения

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
17.10


15
Рыночной равновесие. Условие совершенной конкуренции.

1
Индивидуальный опрос
20.10


16
Реакция рынка на изменение спроса и предложения
1
Индивидуальный опрос
24.10


17
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

1
Индивидуальный опрос
27.10


Глава 4. Эластичность спроса и предложения
6




18
Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.

1
Индивидуальный опрос
10.11


19
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

1
Индивидуальный опрос
14.11


20
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
17.11


21
Ценовая эластичность предложения.

1
Индивидуальный опрос
21.11


22
Практическое применение теории эластичности

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
24.11


23
Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе

1
Индивидуальный опрос
28.11


Глава 5. Поведение потребителя
8




24
Предпосылки теории поведения потребителя

1
Индивидуальный опрос
1.12


25
Закон убывающей предельной полезности
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
5.12


26
Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей

1
Индивидуальный опрос
8.12


27
Правило максимизации полезности

1
Индивидуальный опрос
12.12


28
Кривые безразличия.
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
15.12


29
Бюджетное ограничение. Бюджетная линия.
1
Индивидуальный опрос
19.12


30
Положение потребительского равновесия.
1
Индивидуальный опрос
22.12


31
Индивидуальный и рыночный спрос.
1
Индивидуальный опрос
26.12


Глава 6. Фирма. Производство и издержки
11




32
Современная фирма. Фирма – коммерческая организация
1
Индивидуальный опрос
29.12


33
Фирма – коммерческая организация
1
Индивидуальный опрос
12.01


34
Продукт фирмы
1
Индивидуальный опрос
16.01


35
Предельный продукт.
1
Индивидуальный опрос
19.01


36
Бухгалтерские и экономические издержки.
1
Индивидуальный опрос
23.01


37
Экономические издержки и прибыль.
1
Индивидуальный опрос
26.01


38
Как измеряются издержки фирмы
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
30.01


39
Предельные издержки.
1
Индивидуальный опрос
2.02


40
Оптимальный размер фирмы
1
Индивидуальный опрос
6.02


41
Минимально эффективный размер предприятия.
1
Индивидуальный опрос
9.02


42
Преимущества крупных фирм
1
Индивидуальный опрос
13.02


Глава 7. Предпринимательство
5




43
Понятие предпринимательства.
1
Индивидуальный опрос
16.02


44
Организационно-правовые формы предпринимательства.
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
20.02


45
Менеджмент и его функции
1
Индивидуальный опрос
27.02


46
Маркетинг и его основные элементы.
1
Индивидуальный опрос
2.03


47
Продвижение товаров
1
Индивидуальный опрос
6.03


Глава 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
8




48
Особенности рынков факторов производства.
1
Индивидуальный опрос
9.03


49
Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка.
1
Индивидуальный опрос
13.03


50
Индивидуальное и рыночное предложение труда.
1
Индивидуальный опрос
16.03


51
Государственное регулирование минимума заработной платы.
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
20.03


52
Рынок землепользования и земельная рента.
1
Индивидуальный опрос
23.03


53
Капитал и процент.
1
Индивидуальный опрос
3.04


54
Процент. Ставка процента.
1
Индивидуальный опрос
6.04


55
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать
1
Индивидуальный опрос
10.04


Глава 9. Конкуренция и рыночные структуры
11




56
Конкурентоспособность фирмы
1
Индивидуальный опрос
13.04


57
Типы рыночных структур
1
Индивидуальный опрос
17.04


58
Совершенная конкуренция.
1
Индивидуальный опрос
20.04


59
Общий, средний и предельный доход фирмы
1
Индивидуальный опрос
24.04


60
Сопоставление предельного дохода с предельными издержками (ценой)
1
Индивидуальный опрос
27.04


61
Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой.
1
Индивидуальный опрос
4.05


62
Монополия. Естественная монополия.

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
11.05


63
Ценовая дискриминация.

1
Индивидуальный опрос
15.05


64
Экономические последствия монополизации. Антимонопольная политика государства

1
Индивидуальный опрос
18.05


65
Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость

1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
22.05


66
Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция.
1
Индивидуальный опрос
25.05


Итого по программе: 66 часов
VI. Перечень используемых учебников и учебных пособий
Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В 2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2015
Практикум по основам экономической теории. 10-11 класс. Профильный уровень образования Под ред. С.И.Иванова.М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Список литературы
Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.
Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.

VII. Результаты учебной деятельности
Устный ответ.
Отметка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Также оценка «5» ставится за краткий ответ на сложный вопрос олимпиадного уровня.
Отметка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Отметка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Отметка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений.
Отметка «1» - ставится за невыполненную работу или отказ отвечать.

Оценка качества выполнения самостоятельных работ
Отметка «5»
Самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4»
Самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Самостоятельная работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.











Заголовок 115