Внеклассное мероприятие на тему Быт и традиции казаков (7 класс)


Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса.




Тема: Быт и традиции казаков
Цель: Воспитание патриота средствами краеведения.
Задачи: 1. Формировать представление у учащихся об историческом времени, преемственности социально-нравственных ценностей средствами музея.
2. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории своей станицы; района; края, используя экспонаты народного музея станицы Старочеркасской .
3. Воспитывать у учащихся патриотические чувства, вовлекая их в поисковую краеведческую работу.
Тип внеурочное занятие: музейное..

I Постановка целей и задач перед учащимися.
Вы знаете, как казаки переселялись на Дон из изученных тем в 7-м классе и предыдущих в 8-м классе?
Как жили казаки? Чему поклонялись? Какие традиции были в их поселениях? Чему нам можно научиться у казаков?
Обо всем этом мы сегодня узнаем, посещая народный музей, а экспонаты казачьего быта о многом нам расскажут.
В станице Старочеркасской есть чудный музей,
Хранитель культуры донских степей.
Здесь все экспонаты хранят старину,
Веков уходящих в покой тишину.
Пусть годы проходят своей чередой,
Здесь время не правит родной стороной.
Все так, как и прежде: казачий курень,
Домашняя утварь, у хаты плетень,
Потом перед взором с восторгом встает
Мир птиц – властелинов небесных полет.
Здесь птицы и звери, степей красота,
Весь мир отражает небес высота.
А дальше пред нами просторы морей,
Глубины наполнены жизнью своей.
Здесь рыбы, растения, камни, песок.
Морской, без сомненья ,богат уголок !
Здесь Родины слава и гордость побед
Пред нами открыта уже много лет
И каждый пришедший в этот музей
Поймет, как богат мир станицы моей!
И это богатство, и мудрость, и свет
Музей нам всем дарит уже тридцать лет!
Ты вечный источник культуры родной,
Дающий познать мир прекрасный, земной.
Тобою весь край наш родимый воспет.
Музей наш, ты гордость и свет!
II. Знакомство с материалом по теме
1.Дома у казаков.
( Учащиеся находятся у хаты - экспоната музея. )
- Ребята,вы уже знакомы с рассказом писателя И.Н.Бойко «Гимн хате».
- Какими словами заканчивается он ?
(«Я растворюсь в России, как ты, моя гордость , моя правда, моя сила, моя русская хата»)
- Почему автор посвящает такие слова хате ?
- Какие традиции при постройке дома описал автор ?
- Расскажите, какими были дома у казаков ?
( глинобитные, саманные, турлучные без фундамента с 4-скатной соломенной или камышовой крышей)

2. Традиционное убранство хаты.

- Мы видим «красный» угол, в котором находятся икона Казанской божьей матери, обрамленная рушни-ком, лампадка, подсвечники. В комнате стоит стол , покрытый скатертью кружевной, связанной крючком. На нем самовар, патефон. На стенах развешены семейные фотографии в рамках. Возле окна на стене висит зеркало в деревянной раме. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу установлена деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка.
- Сравните жилище казаков 19 в. с современным ?
- Есть ли сходство. Чем объясняется различие ?

3. Костюм – документ эпохи.

Учащиеся называют элементы одежды казачки и казака.
казачка казак
приталенная блуза казачий чекмень
вышивка орнаментом черкеска с патронными газырями
широкая книзу юбка высокие сапоги красного или
ожерелье, браслеты из желтого сафьяна
жемчуга, золота шаровары с лампасами
платок барашковые шапки
туфли на ремне кинжал

4. Занятия казаков

Рыболовство было главным и любимым занятием казаков. Почему ?
( рыболовные угодья Дона настолько были богатыми , что об этом сложились целые легенды. «Старожилы рассказывают баснословные вещи про обилие рыбы . По рыбе как через мост ходили с одного берега на другой(из « Истории Ккв» Ф. А. Щербины.)
(Обращают внимание на экспонаты музея в коллекции «Орудия труда». )Чем занимались казаки , кроме рыболовства, расскажут нам орудия труда. ( Перечисляют их ). Хозяйство было натуральным. Выращивали пшеницу, мололи муку, пекли хлеб и прочее. Было много домашних птиц. В «Памятке для казака» ( издание 1909 г. г.Томашовъ, типография Х.Шифлингера , автор П.Базикинъ ) особое место занимает статья «Лошадь», так как лошадь у казака была главным животным. (Зачитывается статья о лошади учеником-ассистентом )
Ваше знакомство с писателями Дона состоялось в 7-м классе. Вспомните повесть Н.С.Краснова «Притча о коне».
- Приведите конкретные примеры взаимоотношений казака со своим конем.
- Как вы понимаете слова писателя «Что человеку в радость, то в радость и коню» ?
«Они ( конь и человек) должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию. Жизнь одного зависит от мастерства и преданности другого». ( Автор, наш земляк генерал Н.Я.Кириченко.)
- Согласны ли вы с таким мнением ?
- Почему в нашем музее много экспонатов лошадиной амуниции ?
8. Л о ш а д ь.
Люби и береги свою лошадь; хорошенько ее чисть, будь съ нею ласковъ, не наказывай безъ толку; а когда нужно, будь настойчивъ и требователенъ къ ней; подчини ее себе и заставь слушаться тебя; ты долженъ знать ея назваше, годъ ремонта, ея нравъ, привычки и пороки. Следи, чтобы она выедала весь кормъ, положенный ей, чтобъ онъ даромъ не пропадалъ; помни, что на некормленой лошади далеко не уедешь. Конь - твой верный боевой товарищъ. Съ нимъ ты все и всюду, а безъ него ничто, поэтому сохраняй его силы, когда пршдется работать; не утруждай безъ меры, чтобы, когда нужно, онъ могъ тебе помочь своей силой и выносливостью.






























5. Обычаи и традиции казаков

5.1.Этические основы христианства – источник нравственности.
Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей. Родители приучали своих детей к соблюдению их. Но главной заповедью было : крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.
Наиболее значительными религиозными праздниками были: Рождество Христово, Пасха. Завершалась Пасха поминовением усопших. Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. Казаки относились всегда к предкам с большим почтением. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого - покровителя войска.
Святки, Масленица, Троица составляли важную часть казачьих праздников.
- Какое воспитательное значение имели и имеют христианские праздники ?

5.2. Казачья свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.
Свадьба – сложный и длительный обряд со своими строгими правилами. Соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Не разрешалось выдавать замуж девушек в другие станицы, если в своей много было холостяков. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. В развитии свадьбы было много обрядов: смотрины невесты, сватовство, рукобитие, сговор – «выкуп невесты женихом всей станицей», «подушки» – смотрины приданого, девишник – последний праздник молодой казачки среди девушек, «каравай сажать» - пекли каравай в доме жениха очень торжественно, венчание, встреча молодых в доме родителей жениха хлебом и солью.
Свадьбой начиналась новая жизнь, новая семья, продолжение рода: «Сотворение нового человека, нового мира должно быть чисто и свято. Свадьба для того и вела молодых через столько обрядов, через столько песен и плачей, через такую немыслимую красоту, чтобы они, молодые , поняли это», и что особенно характерно – нравственный урок, который молодым преподносила свадьба не сводился к напутствию и поздравлениям. Обрядовые песни сопровождали все этапы казачьей свадьбы,
одну из которых вы услышите в исполнении участниц народного фольклорного хора СДК. ( Звучит песня )
Кукуй, кукушка, не умолкай. Не золотая трубушка вострубила,
Недолго тебе куковать: Рано на заре восплакала Грунюшка
От велика дня до Петра. По своей русой косе.
Плачь, Грунюшка, не умолкай, Свет моя косушка русая,
Не долго тебе девовать: Что родная маменька плела,
А и с вечера до утра, Она мелко – намелко переплетывала,
А и с утрева до обеда, Мелким жемчугом усаживала.
А и с обеда часину –
Там тебе косушку расплетут,
Шелковый колпачок наденут.

- Почему свадебные песни были грустными ?
- Что из свадебных обрядов 19 в. сохранилось до наших дней ?
- В чем состоит воспитательная сила свадьбы ?
5.3. Семья – идеал народной педагогики. Воспитание девочек, мальчиков

Семьи на Дону были большие . Глава большой 3-4 поколенной казачьей семьи из 20-30 человек ( дед, отец или старший брат) был ее руководителем, распределял ее работу и доходы. В казачьих семьях умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работа считалась грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь – место духовного общения.
Рождение пяти-семи детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению мальчика и девочки. Но мальчику радовались больше: сын – продолжатель рода, будущий казак, воин. Община выдавала на него надел земли. Новорожденному мальчику все друзья, знакомые отца приносили подарки. Они были непременно военные: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку или ружье.С 3-х лет маленького казака сажали на коня. Старики в шутках – играх передавали воинские мудрости, где проявлялись отвага, смелое сердце, крепкие руки и сильные ноги.С малолетства родители собирали ребенку снаряжение. В 14 лет ему покупали жеребенка и они росли вместе: казак и его будущий конь. В 17 лет казаки собирались на смотр. Начинались скачки, стрельбы в цель, стрельба на всем скаку, переплывание реки с лошадьми и амуницией, борьба на коне. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, выносливости. Внушали молодым: главное в любой ситуации не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой, не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе, так как безвыходных положений не бывает.
Матери и бабушки обучали дочек и внучек любить и беречь семью, рачительному ведению домашнего хозяйства, рукоделию. Дети в казачьих семьях рано приобщались к труду. Труд, любовь к Родине, родному краю лежали в основе воспитания.
Заповеди воспитания: - люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе ее;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера – единственный камень,
на котором ты построишь отчизну свою;
- люби все , что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей
Родины. ( Ученики-ассистенты зачитывают эти заповеди )
- Какие казачьи пословицы отражают правила воспитания детей ?
( «За труд возьмись – будет жизнь», «Труд – богачество, а лень – дурачество»,
«Казаку честь- за Родину лечь» и другие)
Среди традиций , формировавших нравственные устои казаков был обычай «Все казаки в ответе за воспитание детей».
- Сохранились ли эти традиции в современных семьях ?
- Порекомендуете ли вы поучиться у казаков воспитанию своих детей молодым родителям ?

5.5. Отношение к родителям и старшим.
Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца и матери был непререкаем, почитаем. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего не разрешалось курить, вступать в разговор , непристойно выражаться. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто и из них в отношении кого старше. Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей. Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Отец и мать мужа ( свекровь и свекр ) для жены и мать и отец жены ( тесть и теща ) для мужа являлись Богоданными родителями.
- Можно ли назвать многочисленные семейные традиции казаков казачьей народной педагогикой ?
- Чему учат они нас ?
III. Подведение итога
- Ребята ! Мы узнали о быте и традициях донских казаков 19 в. из уст учителей-предметников, которые были в роли экскурсоводов народного музея станицы Старочеркасской. Казачество на Дону возрождается, так много хороших традиций имеют большую социально-нравственную ценность в нашей современной жизни. Вы увидели и прикоснулись к экспонатам музея, которые собраны вами и вашими родственниками.

IY. Заключительное слово руководителя музея, подводящего итог встречи, который предложил продолжить проведение занятий для учащихся на базе музея, пополнять его новыми материалами и экспонатами. Коллективу учащихся подарена рекламная открытка о музее.









































































15