Технологическая карта урока ОРКСЭ Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси (4 класс)


Технологическая карта урока № 4
Предмет: ОРКСЭ Класс 4
Тема урока Место урока по теме
Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси. 29 урок
Тип урока Формы, приемы, методы
ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного метода) Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Приёмы: беседа; комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации.
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный.
Цель урока Задачи урока
Определить основные обычаи и обряды русского народа Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.
Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.
Предполагаемый результат
Знать Уметь
Понимать и поддерживать таких нравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь, строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Формировать УУД:
- Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Проявлять интерес к изучению темы.
Формировать умение высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой учебной информации;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ИКТ, технология сотрудничества. Основы светской этики, 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин – М.: Русское слово, 2012.
ХОД УРОКА
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.
- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке. Психологический настрой к учебной деятельности.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога; слушать и понимать речь других. Саморегуляция.
II. Актуализация опорных знаний.
Цели:
- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;
- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.
- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.
- Скажите, ребята, что такое гордость, гордыня?
- Легко ли жить людям с такими человеческими качествами?
- Можно ли воспитать в себе положительные качества личности?
- Каким образом? (через традиции, обычаи)
- Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Общество вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое. Слушание и просмотр презентации.
Уметь называть изученные понятия «гордость», «гордыня», «порядочность», «скромность».
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Обсуждение, устные ответы на вопросы.
Строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
III. Постановка проблемы.
Цели: обсуждение затруднения Организация диалога.
-Назовите тему и цель нашего урока.
-Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?
Участие в беседе после просмотра презентации. Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Устные ответы на вопросы.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
IV. Совместное открытие нового знания
Цель:
- устранение возникшего затруднения;
1.Предлагает прочитать текст в учебнике.
2.Организует учебный диалог
-Что такое обычай, обряд?
-Какое близкое понятие вам встретилось?
-Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?
Слушание и просмотр презентации; чтение учебника.
Дети высказывают свою готовность.
Уметь находить определение слов.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы.
Строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
V. Реализация построенного проекта
Цель:
- Проговаривание нового знания.
1.Организация самостоятельной работы в тетради
2.Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.
Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:
-Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?
-Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?
Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях.
Познавательные:
Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли. Поиск информации, словарная работа. Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы.
VI. Первичное закрепление Организация учебного диалога.
-Скажите, ребята, а зачем нам знать обычаи и обряды того или иного народа? Нужны ли эти знания в жизни?
-Нужны, чтобы быть осведомленным: знать, что происходит в обществе людей, в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества. Участие в диалоге. Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Устные ответы на вопросы. Строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога.
VI.Самостоятельная работа.
Цель:
-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Организация групповой творческой работы.
Каждая группа получит своё задание.
1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.
2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа. Работа в группе. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Самостоятельная работа по группам. Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы.
Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения:
-Больше всего мне понравилось…
- Сегодня я понял, что…
-Главным для меня на уроке было… Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что понравилось, что узнали нового.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Устные ответы на вопросы. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
VIII. Домашнее задание. Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа
Нарисуйте каравай.Развитие у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы.