Урок русского языка в 3 классе Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном». урок-соревнование в командах.



МБОУ « Большебитаманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района Республики Татарстан»


Урок русского языка в 3 классе

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном».
урок-соревнование в командах.
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
Образовательные: повторение, обобщение и углубление знаний об имени прилагательном, о связи прилагательного с именем существительным, о правописании безударных окончаний имен прилагательных, о роли имен прилагательных в речи, закрепление умения определять род и число имен прилагательных, составлять словосочетания сущ. + прил., определять род и число имен прилагательных, повторение знаний о синонимах и антонимах
Развивающие: развитие устной речи, познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие памяти, внимания, воображения, эмоций, способности к самоконтролю.
Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, воспитание умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, электронная презентация.
Таблички с правилами работы в парах, тексты с заданиями , жетоны.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Класс делится на пары, определяется очередность ответов команд

Учитель: сегодня мы будем работать в парах, а значит, нам необходимо вспомнить правила работы в парах. Найдите на партах таблички с этими правилами и зачитайте их вслух.

(Дети по очереди зачитывают правила, табличка с правилами прикрепляются к доске):

2.Определение темы урока.

Учитель: тему урока вы сможете определить, послушав четверостишие:

Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Слайд1).

О какой части речи говорится в стихотворении?
( Об имени прилагательном).
Действительно, это имя прилагательное (Слайд2).
Мы с вами закончили изучение данной темы а сегодня будем повторять и закреплять изученный материал.
-значит тема нашего урока -
«Тема урока:«Обобщение знаний об имени прилагательном» (Слайд3).
КЛОК БАДДИС.
– А что вы знаете об имени прилагательном? Расскажите об этом своему соседу по плечу., Начинает тот, кто выше. (учащиеся обсуждают вопрос, затем несколько учащихся проговаривают то, что услышали от своего партнёра). Спасибо, молодцы! Садитесь на свои места.
- Сделаем вывод. Что мы знаем об имени прилагательном? (имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? и обозначает признак предмета)
А теперь Послушайте еще одно стихотворение

Очень замечательное имя прилагательное!
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать,
К месту в речи их вставлять!
Согласны? Готовы? Тогда я приглашаю вас в царство.

Царство это непростое,
Нет там трона золотого,
Есть зато деревья, травы,
На ветру шумят дубравы,
Много ягод и грибов,
Незатейливых цветов,
Там живут букашки, звери,
Восхищают птичьи трели.


Догадались, куда я вас приглашаю? Конечно, в лесное царство.
Только перед путешествием надо вспомнить правила поведения в лесу.
( Дети называют эти правила).

Ну вот, теперь можно отправляться в путешествие. ( Слайд 4).

3.Путешествие в лесное царство.
посмотрите что это такое ? на что оно похоже? ( Слайд 5).
-на гриб.на домик.
-да.это домик.А какой домик как вы думаете?
Волщебный.интересный.
- а кто там живёт?
В лесном царстве стоит маленький домик. Это школа. В ней учатся все сказочные лесные жители. А учит их мудрый Лесной Гном. Сегодня он рассердился на Земляничку – внучку лесовика, которая весь день гуляла по лесу и не выполнила задания учителя.

Теперь ей очень стыдно, она обещает так больше никогда не делать. Давайте поможем ей выполнить все задания. Согласны? Тогда вперед.

Учитель объясняет учащимся условия соревнования:

Все команды будут выполнять задания, а отвечать будут по очереди. Остальные будут проверять ответы, дополнять и исправлять, если это потребуется. Будьте внимательны и готовы прийти на помощь своим друзьям.

Задание "Выбери верное" (Слайд 6) .

Каждая команда получает листы с тестовым заданием из 8 пунктов. Команда
выбирает верный вариант, отмечает его маркером.

Проверка на экране (Слайды 7,8).
молодцы (Слайд 9).

За правильные ответы капитаны получают жетоны

Задание» Сделай вывод» (Слайд 10).

( Слайд 11).допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания.
Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл.. город (какой?) родн шарф (какой?) син
ночь (какая?) тёпл. деревня (какая?) родн лента (какая?) син.
утро (какое?) тёпл. село (какое?) родн платье (какое?) син

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит?
(Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).
-Какие окончания имеют прилагательные м.р.?

(-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).
-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица. (Слайд №12)

Мужской род.
Женский род.
Средний род

какой?
какая?
какое?

-ый-, -ий-, -ой-.
-ая-, -яя-.
-ое-, -ее-.


Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам.

( Слайд №13) Измените прилагательное по числам.

единственное число множественное число
Высокая гора
Глубокая река
Широкое поле
Цветной карандаш
Высокая сосна

Попробуйте определить род.
- Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.

За правильные ответы капитаны получают жетоны.

А теперь поиграем.
Задание « Кто больше» (Слайд14)
Подберите к данным именам существительным как можно больше прилагательных.
Море-
Дом-
Мама

Молодцы! И с этим заданием все команды справились и заработали еще по одному жетону.

4. Пришло время немного отдохнуть. Физкультминутка.

Дети встают, выполняют движения руками под музыку:

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

5.Задание «Укрась текст» (Слайд17).

Учитель: проснулась однажды Земляничка, вышла из домика, подняла голову.
Что же она увидела?
( Ответы детей: голубое небо, пушистые облака, белоствольные березки и т.д.)

Вот какой текст у нее получился.
Понравился вам этот скучный текст? Почему не понравился?
(Нет имен прилагательных.)

Задание для всех команд: «украсить» текст именами прилагательными, зачитать получившийся текст.
Вывод: что текст получился ярче, красивее с помощью имен прилагательных.

6.Задание «Подбери синонимы и антонимы» (Слайд 19)

Учитель: какие слова мы называем синонимами?
Антонимы- слова с противоположным значением.
синонимы - слова, - различные по звучанию и написанию, но –похожие по значениею.

Образец:Весёлый- радостный,грустный
синоним антоним
Вежливый-
Злой-
Пасмурный-
Трудный-

Слова для выбора:
лёгкий, добрый, ненастный, любезный,
сердитый, грубый, ясный, сложный.

слайд20 Задание « Всё ли верно?»

Верно ли разобраны имена прилагательные из данного предложения? Исправьте ошибки.
На лесном озере мы увидели диких гусей и уточку.

(На) озере (каком?) лесном- прил., ед.ч., м.р.
Гусей (каких?) диких – прил., мн.ч., м.р.
Уточку (какую?) маленькую- прил., ед.ч., ж.р.

Учитель: молодцы, вы с честью справились со всеми заданиями, капитаны команд получают жетоны.
Земляничка благодарна вам за помощь.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Земляничка очень вам благодарна за помощь. Ей так понравились все задания, что теперь она с большим удовольствием будет ходить в школу.

Рефлексия урока:
А вам ребята понравился наш урок? Какие задания были особенно
интересными? Что было легко, что вызвало затруднения?
(Ученики отвечают на вопросы.)

Охарактеризуйте наш урок с помощью имен прилагательных.
Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный,
познавательный, дружный и др.

Давайте подсчитаем жетоны. Больше всего их оказалось у команды №2 Молодцы, ребята! Но значит ли это, что все остальные проиграли? Конечно, нет!
Мы все трудились, старались, а значит, никто не проиграл.