Урок-соревнование по теме Наречие


Урок – соревнование «Два корабля»
(обобщение по теме «Наречие»)
Цель: - повторить и закрепить правописание наречий и их употребление в
речи;
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать интерес к художественным произведениям и
произведениям живописи.
Ход урока.
- Сегодня мы должны повторить правописание наречий, а урок у нас будет необычный. Мы отправимся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправимся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь.
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. Кто быстрее? Команда должна из карточек, на которых написаны слоги сложить название кораблей. (Ни шагу назад! Вперед к удаче!)
- Чтобы узнать, чей корабль первым отойдет от причала, мы должны повторить орфограммы, изученные по теме «Наречие» ( на слайде таблицы – вспомнить правило)
- Молодцы, отправляемся в путь Вот второй гриф. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить следующее задание «Замени одним словом».
1-ой команде:
Из далеких мест – издалека
На близком расстоянии – вблизи
В первый раз – впервые
Очень близко прикасаясь к чему-нибудь – вплотную
Два дня тому назад – позавчера
Перебивая друг друга – наперебой
Перегоняя друг друга – наперегонки
Каждую минуту – ежеминутно
2-ой команде:
На некоторое время – временно
С давних пор – издавна
в темноте – впотьмах
на голодный желудок – натощак
скосив глаза – искоса
без перерыва – беспрерывно
тихо, без шума – бесшумно
смело, без страха – бесстрашно.
- А теперь самый отважный матрос каждой команды должен составить запись в судовом журнале об этом приключении. У кого она будет более правильной, тот и получит дополнительное очко.
Игра «Третий лишний»:
Издалека, далеко, удалиться, вдалеке.
Находиться справа, дом справа, виднеется справа.
Два, двух, по двое, двум.
Докрасна, досыта, досрочно, досуха.
- Ой, ой, ой. Корабли во время маневрирования среди рифов получил пробоину. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним цифровой диктант.
Не с наречием
1 – слитно
2 – раздельно
Невысоко; не далеко, а близко; невесело; нетрудно; не высоко, а низко; нелепо; неискренне (фальшиво); вовсе не интересно; небрежно; ничуть не радостно.
Ключ: (1,2,1,1,2,1,1,2,1,2)
О – А на конце наречий
1 – О
2 – А
Издавна, запросто, вправо, влево, слева, добела, издалека, беспомощно, начисто, изменчиво, безрассудно.
Ключ: (2,1,1,1,2,2,2,1,1,1,1,)
- Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы с вами отдохнем и послушаем сообщение «Из истории слова».
(ВДРЕБЕЗГ, ЗАВТРА, ЗРЯ)
- Пока мы отдыхали, была выловлена закупоренная бутылка, в ней был лист. Что же на нем написано? А на нем еще одно задание, выполнив которое, мы узнаем, правильным ли курсом мы плывем.
Задание: Творческая работа. Перед вами картина Васнецова «Аленушка» и текст. Ваша задача – вставить наречия в описание картины.
Аленушка сидит (на)берегу и ….. смотрит (в)воду. Ее темные мечтательные глаза …… открыты. Каштановые волосы ….. падают (на)плечи. Взгляд Аленушки пр(и, е)кован к лесному озеру, по которому…. Плавают осе(н, нн)ие лист(?)я.
(За)спиной Аленушки …. Стоит лес. Ели …. Тянут(?)ся …. Лучи со(?)нца … освещают в…рхушки д…ревьев.
Природа охраняет Аленушку, разделяя с ней горе.Прослушать по работе каждой команды.
- Какова же роль наречий? Отличается ли первый вариант текста от второго?
(О: текст становится более ярким, красочным, наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета)
- Капитан, пришло ваше время показать свой навыки. Чтобы ваш корабль не был захвачен пиратами, вы должны выполнить следующее задание.
Словарный диктант: Ь после шипящих.
Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, дремуч, разденешься, шалаш, невтерпеж, настежь, чертеж, полночь, из груш, отрежьте, мимо рощ.
- Молодцы, капитаны, с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание. Обратите внимание на объявление. На доске предложение, назовите наречия, которые использованы в этих предложениях.
Друга обманешь однажды – себя – навечно.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто хочет много знать, тот должен мало спать.
Пустой человек всегда нос кверху дерет.
- Похоже, наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить последнюю задачу.
- Мы с вами вспомним строки из произведений А.С.Пушкина. Я читаю предложение, делаю паузу там, где вы должны вставить подходящее наречие.
Идет … - песнь заводит, …. – сказку говорит.
Не умел ты взять выкуп с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто, наше-то … раскололось.
Как… сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам.
Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые, леса … столь густые, и берег, милый для меня.
И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла … легонько и отхлынула …
Еще пуще старуха вздурилась; … к рыбке старика посылает.
Королевич Елисей, помолясь … богу, отправляется в дорогу.
- Молодцы все. Приплыли. Кто-то раньше добрался до берега, кто-то позже, но все мы на берегу. Преодолели все препятствия.
Итоги урока. Выделить самых активных участников.