Цикл наблюдений за птицами


Цикл наблюдений за птицами в средней группе
Наблюдение 1. Птицы на нашем участке Цель: познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки).
Худ. слово:
Возле дома на дороге,
Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,
Кто болтливее в округе.
Рассматривание сороки «Ребята давайте посмотрим с вами на сороку, посмотрите какого цвета эта птицы, какие у нее крылья? Какие глаза? Давай те мы с вами вспомним сказки, в которых есть сорока? Почему сороку называют белобокой? Как кричит сорока, давай те с вами вместе покричим как сороки тр-тр-тр.
А как мы с вами ласково можем назвать сороку? Подумайте.
Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т. д.)
Звучит
Трещит на весь зелёный лес,
Сверкая белым боком,
Расскажет множество чудес
Болтливая сорока.
Притащит новость на хвосте
Весёлая болтушка,-
И пусть узнает каждый пень,
О чём поёт сорока
Ребята а теперь я вам предлагая обратить внимание на другую интересную птичку, вы все ее конечно знаете.
Бурая спинка и серое брюшко. (Воробей)
Как мы с вами узнаем воробушка, давайте посмотрим на него, какая у него спинка, какой клювик, как он прыгает? Как его ласково можно назвать?
(Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна)
Уточнить внешние особенности о внешнем виде. У них одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, которые покрывают всё тело, кроме клюва и ног.
Игра “Кто как кричит?”. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.
Худ. слово:Воробьишка - воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки
Наблюдение 2. Знакомство с дятлом
Цель: познакомить детей с новой птицей – дятлом; узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.
Слушание музыки: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.
Ребята сегодня мы с вами познакомимся с еще одной очень интересной птицей, вы послушали звук птиц, скажите, пожалуйста
Какие звуки вам незнакомы?
Как вы думаете, кто это может так стучать?
Рассматривание иллюстрации дятла
Худ. слово:
У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.
Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
-Как здоровье? тук-тук-тук.
Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?
Д/и “Накормим птиц”.
Наблюдение 3. Особенности жизни птиц
Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются, с трудностями добывания корма); вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.
Ребята как вы думаете, почему многие из птиц улетают на юг?
Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).
Как их можно назвать? (Зимующие).
Почему они остаются зимовать?
Просмотр картинок “Кто как зимует?”
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки - подражания.
Кого чем накормим?
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.
Где зимой птицы могут добыть себе еду?
Последующая работа:
Изготовление “пирога” для птиц.
Наблюдение 4. Покормим птиц зимой
Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.
Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.
Назовите птиц, которые прилетели. Как вы их различаете?
Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.
Таким образом, после данного цикла наблюдений дети познакомились с новой для них птицей – дятлом, закрепили знания о знакомых птицах воробье, сороке. У детей появилось желание помогать птицам, кормить их, и строить для них кормушки, дети с интересом стали наблюдать за птицами, сравнивать их поведение, то, как они произносят звуки, подражать птицам. Познакомились с новыми литературными произведениями.