План-конспект урока литературного чтения для 3 класса Э. Шим Пятёрки


Тема: Эдуард Шим «Пятёрки»
Технология: «БиС»
Класс: 3
Цели: * усвоение учебного материала по требованиям норматива – 63 % учащихся
на уроке;
* развитие скоростного, логического, критического мышления, словарного
запаса, информационной компетентности;
* выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета,
Как критерий успешного человека
Технологическая карта: Устный урок-2
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация.
Слово учителю:
- Мы в тренажёрном зале.
Вопрос: Какие качества развивают в себе люди, которые занимаются на тренажёрах?
Вопрос: Что будете тренировать на уроке литературного чтения?
(В правом верхнем углу доски ставится число нормы 63% - …)
Слово лидеру:
- Вы хотите быть успешными в жизни?
- Вы хотите получать знания и на уроках и применять их в жизни?
- Вы хотите оправдать надежды учителей и родителей?
- Я желаю вам успеха и великих свершений!
2.Актуализация субъектного опыта учащихся.
***Проводится конкурс на лучшего чтеца по стихотворению Н. Пфеффер «Песня о Казахстане».
Критерии оценивания:
выразительность
громкость
правильное произношение
соблюдение логических ударений и пауз
артистичность
3.Организация восприятия.
а) Знакомство с портретом Эдуарда ШимаВопрос: Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет?
б) Знакомство с биографией Эдуарда Шима
(Заранее дано индивидуальное задание двум учащимся)
в) «Корзина идей»

Вопрос: Какая история могла произойти в произведении с таким названием?
д) Постановка целей урока
е) Первая критическая точка.
Учитель делает краткое введение в новую тему, важно правильно нацелить учащихся на тот объём знаний, который должен быть изучен в рамках этой темы. Учащиеся должны прочитать текст из расчёта указанной нормы на лист учебника и найти опорные слова по изучаемой теме. Учащимся даётся возможность сначала прочитать тест за половину нормативного времени, а затем они должны поднимать руку и называть слово. Если оно совпадает со списком учителя, то ученик получает плюс в ячейку МПМ и продолжает читать, до окончания времени нормы. Если слово не совпало, то ученик продолжает читать и называть слова до тех пор, пока не добьётся совпадения или не закончится время, выделенное на чтение.
По окончании времени каждый ученик получает либо плюс, либо минус. Учитель мотивирует всех учащихся на поиск опорных слов. Эталонный список из 21 опорного слова, учитель готовит до урока.
Чтение текста (с. 14-16) по указанному нормативному времени – 5 минут.
Опорные слова:
1 сентября, дед Матвей, подарок, яблоки, корзина, спасибо, школа, яблочный бок, усмехнулся, поделимся, солнечные лучи, солнышко, Петька, цифра 5, хитрость, дневник, кожура, отметки, красные пятёрки, кусочек, наказывает, бумажная цифра, белый лист, белая пятёрка.4.Организация осмысления.
Опорные слова по усмотрению учителя от 7 до 21 слова выносятся на доску. Учащиеся должны запомнить все слова. По окончании времени на запоминание слова закрываются, и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получают оба ученика за фальсификацию результатов.
5.Первичная проверка понимания.
Перекрёстный опрос.
Учитель заносит результаты в МПМ.
Вопросы:
1).В какое время года происходят события?
2).Когда в школах начинаются занятия?
3).Куда утром отправились ребята?
4).Как звали мальчика в рассказе?
5).Кто окликнул Петьку около калитки?
6).Какой подарок преподнёс дед Матвей?
7).Почему дед Матвей решил угостить ребят яблоками?
8).О каких качествах характера говорит поступок дедушки?
9).Почему Петька даже не отблагодарил деда Матвея? (ошибочно построенный)
10).Что обнаружил Петька, когда собрался откусить кусочек яблока?
11).Что увидели ребята на всех яблоках?
12).Как пятёрки появились на яблоках?
13).Почему пятёрки на яблоках оказались белыми?
14).почему дед Матвей решил сделать ребятам такой подарок на 1 сентября?
15).Оправдала ли себя дедова хитрость?
16).Как понимаете выражение: солнышко поставило отметки на всех яблоках?
17).Считается ли этот рассказ смешным?
18).Как ребята решили отблагодарить деда Матвея?
19).Какие оценки были в дневниках у ребят?
20).Через какое время ребята пришли к деду Матвею?
21).Почему отметки на яблоках не были похожи на отметки в дневниках?
22).Какие чувства возникли у деда, когда он увидел отметки ребят?
23).Можно считать отметки в дневниках подарком для деда Матвея?
24).Докажите, что дед Матвей был хитрым?
«Спасательный круг»
Вопросы:
1).Почему рассказ носит такое название?
2).Какова идея рассказа?
3).Можно ли данный рассказ назвать поучительным?
6.Организация первичного закрепления.
Взаимотестирование.
Рекомендуется 2 варианта:
1).Если времени до конца урока достаточно, то предлагается тестовая дуэль. Один ученик вызывает к ответу другого, и они обмениваются вопросами.
2).если времени недостаточно, то возможен односторонний опрос: первый вариант тестирует второй.
Учащиеся составляют тесты по изученному произведению и опрашивают по МПМ, называя при этом номер сайта другого ученика.
Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минут учитель объясняет и раскрывает проблемные зоны.
По окончании этапа разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса, и каждый из них может подняв руку ответить и исправить свой минус.
7.Анализ.
Проводится тематический словарный запас по рассказу в течение 5 минут по нормативу – 37 слов (предлоги и союзы не считаются словами).
По окончании времени на запись, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. После этого учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся, которые получили плюс и если находит неверно данные результаты, то минус получают оба ученика за фальсификацию результатов.
8.Рефлексия.
Учитель кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок «4» и «5» в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы с развитием мышления по каждому этапу и мотивирует их на упорство и целеустремлённость.
9.Оценки.
Норматив выставления оценок в журнал:
4 – 5 плюсов – «5»
3 плюса – «4»
2 плюса – «3»
1 плюс – «2»
Норматив качества: 63% учащихся должны получить «5» и «4».
10.Домашнее задание.
Домашнее задание задаётся всем учащимся, которые получили менее 4 плюсов.
с.14-16 текст прочитать, ответить на вопросы и подготовить пересказ.