Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения.


Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, направленной на эту деятельность.
Мотивация также как и симуляция создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. Она осуществляется через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Существуют различные методы мотивации и стимуляции познавательных процессов:
1.Стимуляция через содержание учебного материала.
Как же осуществляется этот вид стимуляции?
- через новизну содержания;
-через обновление уже усвоенных знаний. Ушинский отмечал: «Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам»;
- через исторический аспект (историзм). Сведения из истории науки – важнейший стимул учебного процесса;
- через показ учащимся современных достижений.
2.Стимуляция через организацию учебной деятельности.
- это многообразие форм самостоятельных работ. Применение знаний вызывает положительные переживания,усиливает активность;
- это проблемное обучение;
- это творческие работы учащихся;
- это практические работы.
3.Стимуляция через отношения между учителем и учеником, между учениками.
Ни один из стимулов не действует изолированно, а во взаимодействии с другими стимулами. Один и тот же стимул в различных классах имеет свою модификацию и по-разному влияет на интерес.
Я расскажу о некоторых приемах, которые использовала на уроках.
Использование игровых ситуаций, ситуаций из реальной жизни.
Исторический материал на уроках – один из стимулов учебного процесса
История возникновения единиц измерения длины, площади, массы, времени может стать хорошим дополнением уроков в 5 классе при изучении темы «Измерение величин», оживить их, сделать интересными и познавательными.
При проведении таких уроков можно использовать красочные слайды со старинными мерами длины. Например, на уроке по теме «Длина отрезка» учитель рассказывает как же человек научился измерять длину, о первых единицах длины . Они связаны с частями тела. «Локоть» - мера длины, которой купцы пользовались для измерения ткани; «ладонь» - английские крестьяне измеряли высоту лошадей; «дюйм» - голландское название большого пальца руки. Учащиеся вспоминают сказку Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
Использование компьютера на уроках побуждает учащихся самим участвовать в создании презентаций, исследовать математические закономерности (живая геометрия).
Такой стимул, как оценка, давно используется учителем. Любой человек, занятый делом, хочет знать, насколько успешно он действует. Без обратной связи не может быть эффективной деятельности. У детей есть потребность посмотреть на свою работу со стороны, сравнить свои успехи с успехами своих одноклассников. Учитывая оценку, полученную на устном счете и за другие виды деятельности на уроке (Например: математические диктанты, тренажеры, игру «Учитель – ученик», где учащиеся проговаривают правила, определения) ребята сами оценивают свою работу в течение всего урока и причем очень объективно. Учитывая свои наблюдения, учитель выставляет оценку каждому ученику.
Среди стимулов познавательного процесса можно выделить роль поощрений, которые достаточно широко используются в разных классах:
- аргументирование положительных оценок и одобрительные суждения учителей и товарищей несут положительные эмоции;
- выставление оценок в дневник с записью о работе на уроке «Спасибо», «Стал работать лучше» и т. Д.
- письма родителям: благодарственные, настораживающие, письма тревоги;
- на родительских собраниях рассказ об успехах ученика;
- гласность школьного уровня;
- бал отличников.
Задача учителя и родителей – не превратить серьезное дело в пустую формальность. Наша задача – повышать самооценку ребенка, создавать ситуацию успеха.
Таким образом, стимуляция, возникнув, превращается в фактор активизации и эффективности обучения.