Литературоведческая статья на тему И милость к падшим призывал по книге А.С.Пушкина Повести Белкина

И милость к падшим призывал
Отражение православной культуры, её нравственных ценностей в цикле А.С.Пушкина «Повести Белкина»


Статья

Жизнь А.С.Пушкина можно рассматривать как пример духовного приобщения светского человека к христианским ценностям. Мудростью веков, в том числе христианской мудростью, читатель Пушкин, обладавший феноменальной памятью, пропитан с детства, как пропитана чистейшей водой губка, попавшая в неиссякаемый родник веры.
Кроме книг и естественной жизни в христианском мире на духовное созревание поэта оказали влияние люди особенные, например, такие русские мыслители, как В.А. Жуковский, как П.Я. Чаадаев - сознательно ставивший целью литературы «проповедь христианства в своем народе».
В 1820 - 24 годах, находясь в Южной ссылке, Пушкин обращается к изучению священного писания и уже не оставляет его. За год до смерти Пушкин писал своему другу П.А.Плетневу: «Разве ты не знаешь, что последние два года я кроме Евангелия ничего не читаю?» Без этого опыта, опыта приобщения к христианским ценностям, вряд ли было бы возможным рождение таких произведений как «Вечерня отошла давно», «Пророк», «Молитва», «Странник», «Отцы пустынники».
В этих стихах христианская тематика, библейские мотивы совершенно очевидны.
Но есть и другие произведения, в которых, не проповедуя, не философствуя, на материале реальной жизни людей в быту, Пушкин создает образ православной культуры, ее нравственных ценностей.
Не то ли ставит себе в заслугу Пушкин в поэтическом завещании, в стихотворении «Памятник», где пишет
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.





Чувства добрые пробуждает чтение книги «Повести Белкина». Это первое законченное прозаическое произведение А.С. Пушкина. Оно написано им в 1830 году, в Болдино. Это цикл из пяти маленьких повестей, пропитанных светом любви, милосердного сострадания к обычному человеку, человеку грешному, человеку гордому, живущему наизнанку.

Интересно, что первой (9 сентября) была создана повесть «Гробовщик». Исполнилась мечта гробовщика Адриана Прохорова: купил-таки он «новый желтенький домик» на деньги, заработанные по-разному «бывало, что и сосновый гроб за дубовый продавал». До нового жилища шел пешком (из экономии), дочерей выбранил и все устроил на новом месте по-прежнему: «кивот с образами – в заднюю комнату, а в гостиной – гробы всех цветов и всякого размера». Но «сердце его не радовалось», он «по-прежнему оставался угрюм и задумчив». На новоселье соседей-мастеровых людей он не пригласил – обиделся на них. Решил, что они его ремесло не ценят. А пригласил к себе на новоселье «мертвецов православных». Они-то, явившись, правда, во сне явившись, и напомнили Адриану о чести и совести.
Повесть пропитана юмором и, может быть, поэтому поведение героя вызывает улыбку и желание его, уже проснувшегося, отправить в заднюю комнату, под иконы, где бы ему покаяться в гордыни и жадности.
Но за юмором кроется серьезная мысль: нет счастья и радости, нет истинной жизни там, где цель – нажива, причем, любыми средствами.
Вслед за Пушкиным Н.В. Гоголь нарисует образы людей, подобных Адриану Прохорову: у Манилова, Собакевича, Плюшкина, Чичикова – мертвые души, потому как живут эти люди, не ради того, ради чего дается человеку душа.
Символ жизни таких людей – гроб.








Уже 14 сентября 1830 года была написана вторая повесть – «Станционный смотритель».
Безрассудный поступок совершает Дуня, когда тайно сбегает из дома с проезжим офицером. Не думая о том, какие страдания придется перенести из-за этого ее отцу, она нарушает заповедь: «Почитай отца и мать свою».
Неуважение, гордую самоуверенность проявляет Минский, увозя Дуню, а потом пытаясь откупиться от Самсосона Вырина. Забыта заповедь «Не укради».
Но читатель жалеет героев, они не потеряли стыд, и они любят, и от их любви рождаются дети.
Повесть называется «Станционный смотритель». Она, прежде всего, о бедном Самсоне Вырине, который смиренно выносил все трудности жизни, но, оставшись без дочери, которой он так гордился, спился с горя и умер. Ему не хватило веры. Христианской веры. Вспомните: комнату, где жил Самсон Вырин, украшали картинки, изображавшие историю блудного сына.
Самсону Вырину было дано знание об истинной любви. О любви Отца Вседержителя! Он не держит уходящих, но продолжает любить их и рад их возвращению.
Отпуская уходящих, мы остаемся сильными, если любим бескорыстно, если любим не себя, а ближнего. Мы остаемся сильными, чтобы быть готовыми к новой встрече с любимыми. Только представьте, какой могла бы быть встреча, когда Дуня с детьми приехала навестить отца!
Конечно, читатель сострадает Самсону Вырину, он был счастлив только на одной станции – станции благополучия.
Читатель радуется за Дуню, которая нашла свое счастье в замужестве, в семье и не разучилась жалеть и плакать.
Читатель благодарен дворянину Минскому, за то, что он несет по жизни любовь к сироте, к бедной дочери станционного смотрителя.
Такая вот грустная счастливая повесть.






20 сентября Пушкин заканчивает «Барышню-крестьянку».
Мы читаем текст и обнаруживаем, что вновь преградой к радостной жизни, где не было бы ненависти, зависти, обмана становится гордость.
Именно гордость, самомнение, ложное представление друг о друге мешают нормально общаться соседям-помещикам и их детям.
На самом-то деле все они хорошие люди, говоря словами странника Луки – героя пьесы «На дне», «ни одни блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают».
Но чтобы явить красоту своей души, героям приходится, как царевне-лягушке, менять свое внешнее обличье. Комфортно быть естественной и милой барышне Лизе, когда она притворяется крестьянской девушкой. И Алексею не надо прикидываться «мрачным и разочарованным», с « Акулиной», как это он делает в присутствии «уездных барышень».
Отцы возлюбленных из врагов легко превратились в милейших людей, как только узнали друг друга ближе. (Спасибо куцей кобылке, которая сбросила на землю Григория Муромского. «Прекратилась вражда старинная и глубоко укоренившаяся».)
Получается, что человек сам себя (хорошего! лучшего!) не знает, к себе самому идет едва ли не на ощупь, едва ли не по воле случая! А когда-то и по зову совести.















Очевидно пушкинское православное приятие человека. Мы жалеем обуреваемого жаждой мести Сильвио - героя повести «Выстрел». Мстительность – дитя гордыни.
Гордыня Сильвио проявлялась и в молодости. Гусар, буян, дуэлянт, он привык первенствовать, наслаждался славой. Когда появился кто-то еще более успешный, первенство Сильвио поколебалось. Гордыня породила зависть, ослепление злобой. Шесть лет тому назад Сильвио получил пощечину от , 6 лет он ждет случая, когда создадутся условия, в которых его противник испугается смерти.
6 лет он живет без службы, без любви, без дружбы. 6 лет находится в плену гордыни, которая лишает его счастья жить
Единственное его занятие – бесконечные упражнения в стрельбе.
.
«Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». Это художественный образ души героя, изуродованной завистью, злобой, жаждой мести.
Но душа Сильвио и в этих условиях оставалась жива. Сильвио, например, искренне любил своего молодого друга, «оставлял с ним свое обыкновенное резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенной приятностью. Душа Сильвио не разучилась говорить на единственно известном ей языке – языке совести. Сильвио честно, не оправдывая себя, рассказывает молодому другу о себе, о первой дуэли. Его рассказ похож на исповедь, но это исповедь нераскаявшегося бунтаря, гордецы.
Совесть не позволяет Сильвио совершить убийство, любовь жены графа смиряет гнев Сильвио.
К сожалению, начать жить сначала Сильвио не удается, он уходит на войну, где и погибает.








Человек расплачивается за грехи свои сам. Грех превращает ясный день в метельный. Грех сбивает человека с пути, а порой и губит его.
Так, гостеприимные и радушные родители Марьи Гавриловны, узнав, что она влюбилась в бедного армейского прапорщика, запретили дочери о нем думать, а молодому человеку запретили бывать в их доме. Дочка-то была невестой богатой! Ложное представление о собственной значимости тянет за собой другую ложь. Молодые люди тайно встречаются и решаются на побег и венчание без согласия родителей. Метель расстроила их планы. Владимир заблудился. Венчалась Мария Гавриловна неизвестно с кем. Все страдают и смиренно несут наказание. Это располагает читателя к «образумившимся» героям, это дает им право на будущее счастье, которым А.С.Пушкин щедро одаривает своих героев, которые сумели смирить в себе гордость и беспокоятся о своей душе.
Создавая образную систему повестей, А.С. Пушкин находит такие слова, которые наставляют читателя на путь правды, на путь постижения нравственных православных ценностей. Не проповедуя, он позволяет читателю самому почувствовать, что истинная цель жизни в любви, в смирении, что именно это фундамент жизни радостной и счастливой.












13PAGE 15


13PAGE 14115