Публикация Формирование элементов профессиональной культуры обучающихся через применение нетрадиционных форм урока и активных методов обучения


ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Е.В. ГетьманОбластное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический
техникум», г. Курск
Современные преподаватели и мастера производственного обучения сталкиваются с проблемой поиска новых форм и методов проведения уроков, которые будут способствовать активизации деятельности обучающихся, а также обеспечению понимания и усвоения учебного материала. Интерес к работе у студентов можно вызвать необычной методикой проведения учебного занятия.
Нетрадиционные уроки – это одна из форм организации учебного процесса, направленная на развитие творческой самостоятельности, познавательной активности и личных качеств обучающихся. Нетрадиционные уроки не имеют четкой структуры и сочетают в себе разнообразные методические приемы. Такие занятия строятся на совместном с преподавателем поиске решения поставленной задачи, на моделировании реальных производственных ситуаций, с целью повышения эффективности учебного процесса. 
Позиция многих педагогов в отношении нестандартных уроков неоднозначна: одни считают, что это правильный ход в развитии образования, а другие наоборот, говорят о нарушении преподавателями традиционных педагогических принципов. Опираясь на личный опыт, хочется отметить, что эффективность учебного процесса во многом зависит от способности педагога организовать учебное занятие и правильно выбрать ту или иную форму проведения урока.
Разумеется, что весь учебный процесс строить на проведении таких занятий не стоит, так как именно традиционный урок есть и остается основой для последующих типов уроков. Но внести разнообразие в учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, так как именно такие занятия способны повысить мотивацию к овладению учебным материалом.
При проведении занятий учебной практики (производственного обучения) по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» я использую такие нетрадиционные формы урока, как урок - деловая игра, урок-путешествие, круглый стол или конференция, урок-соревнование, урок-диалог, урок-викторина. Моя главная задача не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения поставленной задачи.
Что дает мне применение таких уроков? Как показывает практика, они обеспечивают повышение интереса к изучаемому курсу, к избранной профессии, активизацию деятельности обучающихся.
Чтобы подготовить человека к жизни, к его успешному участию в различных сферах деятельности, необходимо не только дать обучающемуся систему знаний, умений и навыков, но и научить применять ее в самостоятельной трудовой деятельности. Для достижения этой цели я практикую проведение уроков в игровой форме. В ходе игры я моделирую реальную производственную ситуацию, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант выполнения задания, имитируется его реализация в практической жизни.
Метод деловой игры позволяет мне более широко охватить и рассмотреть проблему. В деловой игре формируются установки на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся. Данная форма организации учебного занятия может использоваться для решения конкретных практических задач, для усвоения нового материала и закрепления изученного, для стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, для формирования общих и профессиональных компетенций.
Технология проведения деловой игры состоит из нескольких этапов. Этап подготовки начинается с планирования и разработки сценария урока. На данном этапе формулируются тема и учебные цели занятия, производится описание изучаемой проблемы, разрабатывается план деловой игры, общее описание хода занятия, содержания производственной ситуации и характеристик действующих лиц. 
Следующий этап – знакомство обучающихся со структурой урока, определение порядка работы, формулировка главной цели и постановка проблемной ситуации. Участникам деловой игры выдаются пакеты материалов, инструкций и правил для организации занятия.
Этап проведения – сам процесс игры. В зависимости от поставленных задач могут быть введены различные ролевые позиции участников: генеральный директор, разработчик, эксперт, инженер по охране труда, рекламный агент и др.
Этап анализа и оценки результатов игры – это обмен мнениями, обоснование обучающимися своих решений и выводов. На заключительном этапе оцениваются достигнутые результаты, обсуждаются ошибки, допущенные в ходе игры, подводится окончательный итог занятия. Обязательное условие проведения таких уроков - связь игры с содержанием учебного материала.
Для обучающихся нетрадиционный урок – это переход в другое состояние, другой образ мышления, ощущение себя в новой роли.
С целью повторения и обобщения изученного материала я нередко практикую уроки – соревнования.  Основным организационным моментом таких занятий является разделение группы на команды, которые, выполняя задания, соревнуются между собой. Наряду с серьёзными заданиями, я предлагаю командам и забавные вопросы, кроссворды, ребусы. В течение всего урока ведется подсчёт набранных очков. На заключительном этапе урока подводятся итоги соревнования, распределяются места, отмечаются наиболее активные игроки в каждой команде.
Урок – конференция организуется мной в том случае, если содержание проблемы рассчитано на множество различных точек зрения. Выступления студентов обсуждаются и дополняются. Участники конференции обмениваются мнениями, задают вопросы, спорят, отстаивают свою точку зрения. Для достижения наибольшей активности обучающиеся обращают внимание на наглядность своих выступлений (схемы, диаграммы, графики, мультимедийные презентации, фото и видеоматериалы). Учебная конференция даёт широкие возможности для самовыражения и самореализации студентов.
В целом хочется отметить, что проведение нетрадиционных уроков не просто помогает студентам усвоить учебный материал, но и приобрести определенный практический опыт. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут в скором времени стать традиционными, а это, в конечном счете, приведет к снижению интереса к обучению.
Библиографический список
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский.- М.: «Академия», 2005.- 128с.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
Педагогика: учеб. пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.