Технологическая карта урока на тему Демократические выборы в Российской Федерации


План урока
Разработал - Зайцева Юлия Николаевна
Согласовано
Председатель ЦМК Зубарева Валентина Александровна
Дата 27.04. 2015. Подпись_______________
Место проведения – Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства
Участники - студенты гр. 25-13

Профессия – автомеханик
Учебная дисциплина – ОДБ. 05. Обществознание
Тема урока: Демократические выборы.






Регламент урока
45 минут

Вид урока

Лекция с элементами беседы

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии. (Словестные методы обучения, применение наглядности, беседа по актуальным вопросам).

Цели урока:


образовательные (обучающие)
Формирование у студентов представление о демократических выборах в Российской Федерации как основной форме волеизъявления граждан.\;
Изучение типов избирательных систем.
Изучение этапов и способов проведения предвыборной компании.


развивающие
Дальнейшее развитее навыков работы с текстом учебника.
Развитее навыка выделять главную информацию из текста учебники и Юридического документа – Конституции Российской Федерации.
Формирование навыков решения правовых задач, включающих анализ информации и сообщение собственного мнения.



воспитательные
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Воспитание чувство гражданской ответственности студентов, побуждающие занимать активную позицию, по поводу осуществления властных полномочий в стране.
ОК 2. Формировать готовность в перспективе выполнять роль избирателя.


Обеспечение учебного занятия
Техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование; персональный компьютер
Учебно-методическое обеспечение:
- презентация к учебному занятию по теме: «Демократические выборы»;
- раздаточный материал - кроссворд;
- учебники – Боголюбов Обществознание 11 класс. М., 2014;
-Конституция Российской Федерации;





Структурные элементы занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся

1. Организационная часть
3 минуты
Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия
Проверяют готовность к занятию.


2. Мотивация деятельности
3 минуты
Целью нашего занятия является рассмотрение системы выборов в Российской Федерации, а также рассмотрение типов существующих избирательных систем. Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе
Слушают преподавателя.
Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.


3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности
4 минуты
На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему про партийные системы. Основным понятие прошлой темы было определение – политическая партия. Давайте вспомним, что означает выражение политическая партия и каковы цели данной организации?



Верно, ребята, а как вы думаете, какой способ является основным, при стремлении политической партии к власти? Слайд 2.


Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей. Основная цель - завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении.

Основной способ прийти к власти - Участие в выборах.


4. Изучение нового материала
25 минут
Что же такое выборы и почему нам с вами как гражданам так важно принимать в них участие? Согласно конституции РФ выборы – есть прямое волеизъявление народа, с помощью которого возможно участвовать в управлении делами государства. Поэтому крайне важно заявлять о своей гражданской позиции. Обратите внимание на высказывание британского премьер-министра У. Черчиля «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы». Согласны вы или нет с высказыванием? Ответ поясните? Слайд 4.
Давайте рассмотрим с вами, что такое выборы. Слайд 6.
Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц посредством волеизъявления граждан. Т.К. согласно конституции Россия является правовым, федеративным, государством, это означает, что и процедура выборов должна соответствовать демократическому режиму, т.е. быть основанным на демократических принципах:
Всеобщие. Не могут голосовать лица отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду);
Прямое – избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно;
Тайное – исключается контроль за изъявлением воли граждан.
Участие в выборах свободное и добровольное;
Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.
Процедура выборов основана на избирательной системе.. Которая, включает в себя избирательное право и избирательный процесс. Слайд 7.
Избирательное право– право граждан избирать и быть избранными в представительные и законодательные органы государственной власти. Право может быть активным и пассивным. Слайд 8.
Откройте ст. 32 Конституции РФ и посмотрите что там говориться о выборах?








На предыдущих занятиях мы с вами уже говорили о том, кто из граждан может участвовать в выборах. Давайте вспомним с какого возраста граждане могут избираться в органы гос. Власти.


Про избирательную систему поговорим чуть позже, а сейчас давайте разберемся в типах избирательных систем. Всего их 3.
1 тип – Мажоритарная система. система выборов высших должностных лиц и органов представительной власти. Слайд 9.
Принципы:
- Для проведения выборов территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего один депутат.
- Избиратели голосуют за личность кандидата;
- Избранным считается тот кандидат, который набрал по данному округу большинство голосов.
- Может быть предусмотрен второй тур выборов.
Типы мажоритарной системы:
- Система абсолютного большинства - побеждает тот кто набрал 50%+1 голос.
- Система относительного большинства - побеждает тот, кто набрал большинство голосов.
На основе такой системы проходили выборы президента России 2012 года. Кто победил? посмотрите на Слайд № 10.
У этой системы есть как плюсы так и минусы давайте их рассмотрим.
Плюсы:
Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
Минусы:
Голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства.
(Кандидаты: А – 20; Б – 23; В – 27; Г – 30) . Победит Г, несмотря на то, что 70% голосов не за него) Слайд 11.
2. Тип – пропорциональная избирательная система Слайд 12. Пропорциональная избирательная система – используется при выборе нижних палат парламента, в том числе при формировании Гос. Думы в России. Принципы:
- Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом;
- Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков;
- Места в парламенте распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
- Почти во всех странах есть заградительный барьер – необходимый процент голосов для прохода в орган гос. власти. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%.Рассмотрим с вами итоги выборов в Гос. Думу 2011.
У этой системы тоже есть ряд плюсов и минусов. Слайд 13.
Плюсы:
Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей;
Голоса избирателей не пропадают. Кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер;
Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
Минусы:
Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
Избиратель голосует за абстрактного кандидата.
Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. Слайд 14.
3 тип избирательной системы – смешанная. Слайд 15.Смешанная избирательная система - основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. При смешанной часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 по пропорциональной избирательной системе.
Таким образом, мы рассмотрели типы избирательных систем. Нам необходимо знать и помнить, что участие в выборах это не обязанность граждан, а его право. Иногда избиратели могут этим правом пренебрегать. Ситуация, когда граждане осознанно байкотируют выборы называется – Абсентизм. Слайд 16.
Теперь давайте рассмотрим с вами этапы предвыборной компании. Избирательная компания – деятельность по подготовке и проведению выборов. Откройте ваши учебники на стр. 254 – 258. Найдите, какие этапы существуют в предвыборной кампании. Слайд 17
На этом мы закончили рассмотрение данной темы, теперь давайте закрепим изученное и порешаем правовые задачи.
Да, мы согласны с высказыванием У.Черчиля, т.к. если человека не устраивает власть, он должен отстаивать другого кандидата, а если он на выборы не пошел, то, значит дела государства и страны не сильно его интересуют.













Студенты переписывают определение выборы и основные их принципы.
























В конституции право граждан избирать и быть избраннми закреплено в ст.32 конституции России. «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Граждане имеют право с 21 года в Гос.Думу. С 30 лет на пост губернатора. С 35 на пост президента. При условии, что они более 10 лет живут в России, являются гражданами и не имеют судимости.



Переписывают информацию со слайда в тетрадь.














На выборах 2012 г. победил В.В.Путин.

Слушают преподавателя















































Согласно результатам в думу прошли 4 партии: ЕР, КПРФ,СР, ЛДПР, которые получили соответствующие количество мандатов в ГД.
Слушают преподавателя и по необходимости фиксируют информацию в тетради.

















Записывают определение – смешанная избирательная система.













Записывают определение – абсентизм.

Студенты самостоятельно работают с текстом учебника и выписывают основные этапы предвыборной кампании. Этапы предвыборной компании: - Назначение даты выборов; Организационный момент; - Выдвижение и регистрация кандидатов;
-Предвыборная агитация; - День тишины; -Подведение итогов.


5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала
7 минут
Решение проблемных ситуаций, представленных на слайде 21.
Задача №1. Гражданин А. пришел в день выборов на избирательный участок и потребовал выдать избирательный бюллетень, с гордостью заявив, что недавно ему исполнилось 16 лет и он получил паспорт. Член избирательной комиссии выдал ему бюллетень. Имел ли он на это право?
Задача 2. Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать. Являются ли действия члена участковой комиссии правомерными?
Задача 3. Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня. Кто нарушил правила голосования?





Нет не, имел, т.к. активное избирательное право у нас с 18 лет.



Нет, не являются, т.к. участие в выборах это право, а не обязанность граждан.




Действия не правомерны, т.к. выборы у нас является прямыми, то есть каждый голосует за себя.



6. Подведение итогов и рефлексия занятия
10 минут
Итак, ребята мы с вами рассмотрели тему – демократические выборы в России. Почему же так важно в них участвовать?
Какие термины вы сегодня узнали?
Верно ребята. Все кто со мной работал, получают положительные отметки. А теперь запишите домашнее задание – параграф 23. А также, вам необходимо решить дома тематический кроссворд, который находится у вас на столе.
Важно принимать участие в выборах, т.к. с помощь выборов мы проявляем свою гражданскую позицию и участвуем в делах государства.
Сегодня мы узнали виды избирательных систем, этапы предвыборной кампании, а также что такое абсентизм.
Записывают задание.










Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства







15