Педагогический проект на тему:Мотивация учащихся к изучению математики в школе через применение активных методов обучения

Муниципальное образовательное учреждение Новоусадская основная общеобразовательная школа














ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мотивация учащихся к изучению математики
в школе через применение активных методов обучения»





Выполнила:
учитель математики второй
квалификационной категории
Скачкова Татьяна Геннадьевна









Новый Усад
2010
1.Аналитико прогностическое обоснование проекта

Описание ситуации, в которой возникла проблема.

В настоящее время содержательно изменились требования к образованию. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Парадигма трансляции истин «от учителя к ученику» стала основой кризиса традиционной школы, не способной решать образовательные задачи в обществе информационных технологий.
Современное обучение предполагает формирование у учащихся надпредметных умений, обеспечивающих решение множества частных задач. Они должны научиться создавать знания и уметь использовать их в конкретных ситуациях.
Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.
При таком подходе к обучению меняется представление об образовательной среде. Это не просто обучающая среда, а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм деятельности. Вследствие этого возникла необходимость в новых формах организации учебного процесса, внедрение современных технологий, в которых реализуются новые роли учителя и ученика: учителя как организатора познавательной деятельности, а ученика – как её субъекта.
Специфика нашей школы заставляет всерьез задуматься над проблемой мотивации школьников. Дети из неблагополучных семей и воспитанники детского дома нуждаются в нашем внимании и поддержке. Многие из них способные и талантливые учащиеся, но отсутствие контроля со стороны родителей приводит к безответственному отношению к учебе, невнимательности. Если не заинтересовать ребят предметом, не уделить нужного времени на мотивационную сферу, можно пополнить список неуспевающих. При отсутствии устойчивой мотивации изучения школьных дисциплин теряется интерес к учёбе в целом. Учащиеся становятся пассивными участниками образовательного процесса, снимая с себя ответственность за своё будущее.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.
Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования.
Имеющиеся в школе условия и оборудование, являются хорошей базой для реализации проекта. Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: высшее образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики в процессе самообразования ,в настоящее время самостоятельно осваиваю новые компьютерные программы и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций.

2. Концепция проекта

Цель проекта: формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях общеобразовательной школы. Для достижения цели необходимо было решить следующие
задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике.
Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики, обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.





Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности .
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.

Уровни учебной мотивации, установленные в психологических исследованиях
Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя - обнаружить ее и найти способы коррекции.

Ценностно-смысловая платформа проектных действий
Диагностика мотивации.
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Не рассматривая всех, остановимся только на тех из них, которые учитель может использовать для обнаружения первых двух уровней мотивации: а) отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей; б) нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения.
Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю.
Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.
Третий метод - создание ситуации выбора. Например, учитель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.
После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Как показали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге к низкой самооценке.
Пути коррекционной работы.
Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.
Используя изученные диагностические методики в своих классах, я заметила, что проблема мотивации довольно острая, имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся средний( 2-4 уровни). Результаты исследования представлены в приложении(4 )
Модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»
В результате реализации проекта у учащихся формируются:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
3. Стратегия и тактика проектных действий
Этапы
проектирования
Проектные
мероприятия
Срок
исполнения
Промежуточный результат

1)подготовительный
Изучение литературы
Исследование начального уровня мотивации
Подбор методов и приемов работы с учащимися направленных на улучшение мотивации.
2009г
Изучен уровень мотивации учащихся 7 и 6 классов, отобраны методы работы.

2)основной
Применение выбранных методов и приемов на уроках алгебры и геометрии в 7 и 8 классе
Январь -октябрь 2010г.
Наблюдается развитие интереса к предмету, улучшение качества знаний.

3)анализ проделанной работы
анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Ноябрь 2010г.
(приложение_)


Дидактические средства, методы и приемы, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Для того чтобы у учащихся выработалась содержательная мотивация учебной деятельности, ее саму нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. В начале каждой новой темы программы для меня важно заинтересовать детей (замотивировать) на ее изучение. Добиваюсь этого различными способами. Это могут быть интересные исторические сведения, беседа (рассказ) о теоретической и практической значимости предстоящей темы и многое другое. К приемам, которые наиболее часто использую, я отношу:
Связь изучаемого с жизнью
Зрительные ассоциации: (Например умножение одночлена на многочлен , рис 1.)


3. Экскурсы в историю
(рефераты, сообщения, презентации на темы: «Из жизни замечательных людей»,«Разные способы доказательства одной теоремы »,«Исторические сведения»,«Значение терминов».)
4. Разминки.
Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и
конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети,
которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.
В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки
домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+». (Приложение 1)
5. Буквенный диктант
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель
называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово. При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.
Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в теории,так и в практике.
6. Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются
сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, я не просто даю возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
7. Цифровой диктант
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока). Подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Аналогичные задания можно дать на дом или на уроке.
8. Задания со сменой установки
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по
теме, но и развивать зритель
·ную память, быстроту реакции, внимание. Почему прием носит такое название? В этом случае я чуть-чуть «обманываю» детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение» и т. д. Я меняю формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяю качество усвоения программного материала.
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно в тетрадях.
Приемы повышения интереса учащихся к обучению, о которых было сказано, показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.
Становлению мотивации учебной деятельности, считаю, в значительной мере способствуют методы проблемно-развивающего обучения, в частности, постановка перед учащимися задач-проблем. Такие задачи возбуждают мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанные самими учащимися «открытия» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляются в памяти, чем знания, преподнесенные в «готовом» виде .
Одним из средств наглядности, несомненно, является рисунок, который должен ярко, емко и полно отражать изучаемое, помогая тем самым ученику в понимании рассматриваемого на уроке факта (см. приложение 3: Плакаты и слайды «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Сравнение дробей» и др.). Иллюстрация, сопровождающая объяснение нового материала и подготовленная в режиме компьютерной презентации, обеспечивает высокую степень мотивации к изучению нового материала и, следовательно, лучшее его усвоение.
В рамках урока важно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к формированию мотивации учащихся. Самым мощным современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения являются компьютерные средства обучения .
Для сильного ученика взаимодействие с компьютером целесообразно потому, что темп его работы превосходит темп работы на обычном уроке, где учитель ориентируется на среднего ученика. Для слабого – предоставляется индивидуальный замедленный темп. Кроме того, при взаимодействии с компьютером такой ученик проявляет большую инициативу, чем на традиционном уроке. Для него это компенсирующий фактор, ведь компьютерная программа немедленно выдает результат или подсказку. Для детей это очень важно.
Кроме того, включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует развитию мотивации учения.
( Приложение 2)
Опять же с помощью информационных технологий можно разнообразить домашнее задание для учащихся, причем распределять его дифференцировано. Ребята с удовольствием готовят презентации к урокам, способные учащиеся на сложные темы и разделы математики( приложение 5 презентация Афиногеновой Е. И Щетинкиной Н), слабые задания попроще, но с содержательными иллюстрациями (Приложение 6 презентация Прасова А. О симметрии). Иногда я доверяю ребятам проводить целый урок, являясь при этом пассивным наблюдателем. В результате ученик получает оценку за ведение урока и объяснение материала, да еще оценку , являющуюся средним арифметическим результатом проверочной работы, которую он же проводит в конце урока. Например сейчас учащийся 8 класса ( успеваемость которого удовлетворительная) готовит урок по алгебре с применением компьютера на тему: «Вычисления на микрокалькуляторе».
Описанные выше методы, я начала применять с прошлого года. Хочется заметить, что интерес к изучению математики сейчас уже явно проявляется в 8 классе ( второй год работаю с учащимися этого класса по названным методам),и начинает развиваться в 7 классе( применяю методы с сентября 2010). Это проявляется на факультативных занятиях: ребята стараются отыскать и решить интересные старинные задачи, задания на логику, смекалку. Активно включаются в работу на уроке, во время каникул изучают темы следующих параграфов, выполняют упражнения, дополнительные задания.
4. Ожидаемые результаты и способы их оценки
для учащихся:
1. Повышение качества школьного математического образования в результате внедрения активных форм и методов обучения, в результате которых обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
2. Повышение качества знаний учащихся по математике
3. Повышение конкурентоспособности выпускников в результате освоения
ключевыми и предметными компетенциями, позволяющими продолжить образование, трудоустроиться.
для ближайшего социального окружения:
Мониторинг уровня профессионализма учителя.
Представление материалов об опыте учителя на аттестацию.
Изучение и накопление материала, накопленного педагогами.
Создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.
  Способом оцени результатов проекта является мониторинг.





5. Ресурсная база проекта
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
имеется компьютер, мультимедийный проектор, принтер, экран;
имеется постоянный выход в Интернет ;
имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Кроме того, в школе имеется библиотека с выходом в Интернет.

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления
Реализация данного проекта потребует готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Негативные последствия возможны в том случае, если некоторые учащиеся не приемлют новые виды деятельности. Для минимизации данного риска необходимо грамотно мотивировать их, создавать психологически благоприятные условия, обеспечивать ситуации успеха.
7. Необходимая поддержка проекта
Реализация данного проекта требует компетентностного подхода самого автора. Поэтому возникает необходимость профессиональной консультации и оценки специалистов. Для минимизации данного риска автор предусматривает в рамках реализации данного проекта консультации с методистами РУО, Руководителем МО, а также заведующим кафедрой теории и методики обучения математике АГПИ, интернет.
Список литературы
Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2007.
Апиш Ф.Н.Психолого - дидактические основы развития учебной мотивации-Мю:МГОУ,2003 -180с.
А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990
А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983
А.К.Колечко, Энциклопедия педагогических технологий, С.-Петербург, 2002
Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994 .- №4 -С.45
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
«Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2005 – 160 с.: ил.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. Учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2005 – 160 с.: ил.
Мыльников Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование - 2002 -№9 -С123 -130
Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 1
Математическая разминка
Назовите наименьшее однозначное число.
Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
Если температура воздуха была – 8°, а потом потеплело на 6°, положительной
ли стала температура?
Сколько человек в трех квартетах?Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.
Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделаликвадрат. Чему равна его площадь?
Сколько лет было совершеннолетнему три года назад?
Сколько палочек в римском написании века гибели А.С. Пушкина?
Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в
9 утра?
Сколько ступенек у лестницы, где средняя – 8-я ступенька?
Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
Если бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, сколько бы ему осталось
искать?

Буквенный диктант
5 класс
Т – цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка);

Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка);

О – время года, когда листья становятся разноцветными, (осень);

З – свет мой... скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце);

Е – самая плохая оценка (7 букв), (единица);

К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, (Колобок);

О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово);

Из первых букв оставляем слово-анаграмму – ОТРЕЗОК.
7 класс – геометрия
О – видит... да зуб неймет, (око);

В – перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противоположную сторону треугольника, (высота);

С – вездеход Бабы Яги, (ступа);

Й – последняя буква в названии липкой жидкости, которой можно соединить бумагу, (клей);

Т – угол, градусная мера которого больше 90°, (тупой);

О – название второй координатной точки, (ордината);

В – город, в пригороде которого стоит храм Покрова на Нерли, (Владимир);

С – восточная точка Африки, (Сафун).

Получается слово – СВОЙСТВО.
9 класс – алгебра
О – суша посреди моря, (остров);

П – параллелограмм, у которого диагонали равны, (прямоугольник);

З – утренняя трапеза, (завтрак);

А – домашний бассейн для рыб, (аквариум);

Е – детский юмористический журнал, (Ералаш);

К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью
Маугли, (Киплинг);

А – математическое предложение, принимаемое без доказательств, (аксиома);

Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо, (угол – уголь);

Л – царствующая особа из земноводных, (лягушка);

Т – четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны, (трапеция).

Получаем слово – ПОКАЗАТЕЛЬ.

Числовой диктант
7-й класс:
Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.
Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства.
К количеству букв в слове, которое обозначает немилость, наказание,
прибавьте 2% от 550 (опала – 5 букв; 5 + 11 = 16).
Количество материков умножьте на количество океанов (6*4 = 24).
Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер
ноты «ля» в октаве (3*6 = 18).
Из количества букв восьмого месяца в году вычтите количество букв в
названии корневой системы у семейства сложноцветных (август – 6 букв;
стержневая – 10; 6 – 10 = – 4).
Найдите сумму цифр года Полтавской битвы.
Данный прием фронтальной работы на уроке описан в «Математике», 1999, № 28
(приложение к газете «Первое сентября»).
Цифровой диктант
Тема «Решение уравнений» (5 класс)
1. Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1)

2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (0)
3. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет). (1)

4. 100 : 4 = 20. (0)

5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. (1)

6. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (1)
7. 120 больше 60 на 2. (0)1.010.110
Тема «Многочлены» (7 класс)
1. Марсианская впадина находится в Тихом океане. (1)

2. Ромб – это параллелограмм, у которого равны диагонали. (0)

3. Подобные слагаемые – это слагаемые с одинаковыми буквенными множителями.(1)

4. Сумма двух отрицательных чисел есть число положительное. (0)

5. Крайняя северная точка Африки – Альмади. (0)

6. Произведение двух отрицательных чисел есть число положительное. (1)

7. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. (1)

8. За нотой «фа» идет нота «ре». (0) 10.100.110
Задания со сменой установки
Задание 1 (5 класс)43 0 55 148 1812
1. Сколько всего чисел?
2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3. На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде
десятков?
4. Сложите 3-е и 5-е числа с конца.
5. Какое число стоит после нуля?
6. На каком месте стоит трехзначное число?
7. Какие цифры отсутствуют в ряду?
Назовите первое число.
9. Какому историческому событию соответствует последнее число?
Задание 2 (8 класс)
1. Сколько было четных чисел?
2. Сколько чисел делятся на 5 без остатка?
3. На каком месте стоит число, равное двум квартетам?
4. Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца августа в году?
5. Какой месяц соответствует предпоследнему числу?
6. Результат деления первого числа на четвертое?(25 : 10 = 2,5)
6. Порядковый номер какого дня недели получится при умножении второг числа на третье? (Четверг. 16 : = 4.)
8. В скольких числах есть буква «д»? (В трех: 25, 16, 10.)
9. В какую букву надо вписать число семь, чтобы получилось последнее число (В ** 7 – восемь.)
Приложение2
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавании естественных учебных дисциплин, в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо без использования различных методов и средств обучения. Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения способствует развитию самостоятельности.
Существуют различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Считаю, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства, а мультимедийные программы дают возможность учителю оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и и осознанному усвоению материала во время урока, насыщает его информацией. В преподавании математики отказываться от компьютера нельзя. Критерий полезности, на мой взгляд можно сформулировать так: та или иная технология обучения целесообразна, если она позволяет получать такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Например, если программа позволяет быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости – такая программа нужна. Без компьютера подобная работа будет перегружена массой дополнительных, рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке в компьютерном классе - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».
Таким образом, очевидны приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий по любому предмету:
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. А для этого возможностей использования компьютера и проектора уже недостаточно – необходимо в кабинете иметь интерактивные доски и достаточное программное обеспечение электронными ресурсами.
Приложение 3
Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями усваивается со значительным трудом, т. к. требуется выполнить непростую последовательность преобразований числовых выражений. Процесс восприятия школьниками этих преобразований значительно упрощается, если изобразить его при помощи
рисунка:














Приложение 4
Мониторинг мотивации и качества знаний учащихся
13 EMBED Диаграмма Microsoft Office Excel 141513 EMBED Диаграмма Microsoft Office Excel 1415


13 EMBED Диаграмма Microsoft Office Excel 1415

13 EMBED Диаграмма Microsoft Office Excel 1415









13 PAGE 143515




·Root Entry