Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Солнечные зайчики»


МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Воспитатель: Захарова Е.А.
Тема: «Солнечные зайчики»
 Задачи:
- закрепление представлений о весне и ее приметах;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие и  домашние животные», «Насекомые», «Деревья»;
- совершенствование навыка составления описательного рассказа;
- закрепление умения определять первый звук в слове;
- закрепление умения подбирать слова-родственники.
- развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;
- развитие общей и мелкой моторики.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- письмо, фонарик, картинки с изображением: сосулек, скворечника, насекомых, медведя, скворца;
- нарисованные изображения солнца, лучей; животных;  листьев дуба, берёзы, клёна и деревьев.
 Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:
 Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!         
Воспитатель: - Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите – письмецо.
       Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Письмо: Дорогие ребята! Я - весеннее солнце. Послало  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
Воспитатель: - Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
Воспитатель: - Вы хотите помочь солнцу?  
Дети:- Да.
Воспитатель: - Только сначала волшебный огонёк хочет с вами поиграть в прятки (Воспитатель направляет фонарик на разные предметы, а дети называют его расположение, используя предлоги: на, под, перед, за, около, между) Луч фонарика показывает на местоположение конвертика с лучиком, дети находят его.
-Первый луч мы нашли,  что же делать дальше. Наверное нам нужно отправляться в путешествие. Только на чём же мы поедем?
Дети называют виды транспорта.
Воспитатель: - А давайте поедем на поезде! Цепляйтесь скорее за Диму и …… поехали (запись поезда) Едут по группе змейкой, останавливаются.
-Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи!(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. (Дети подходят к этому месту.)
Воспитатель: - Ребята, угадайте,  что согрел солнечный луч?        
Висит за окошком кулек ледяной.  Он полон капели и пахнет весной.
Дети: - Сосульку.
Воспитатель: - А как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?
Дети: - Весенняя капель.
В: - Молодцы, ребята
Словесная игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась... (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада ЖулькаНа припеке, с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (капель)
Воспитатель: - О каком времени года загадки?
Дети: - о весне
Воспитатель: - Вот и ещё луч мы нашли,  едем дальше.
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи! (В. светит на волнистую дорожку, на полу)
Воспитатель:- Ребята, угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке. Бежит по дну овражка.
Дети:- ручей.
Воспитатель:- Назовите ласково наш ручей.
Дети:- Ручеек, ручеечек.
Воспитатель:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай, что делает весенний ручеек называй!
Дети:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, течёт, искрится.
Воспитатель:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.. Игра «Подбери слово»
Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:
- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)
- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)
- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)
- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)
Воспитатель: - Молодцы!
- Волшебный огонек, помоги,  Нам дорогу укажи.(В. светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
- Кого согрел луч?
Дети: - насекомых. Посмотрите, как много насекомых, возьмите себе по одному, и назовите их. Дети называют.
Игра со звуками
Воспитатель: - Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
Воспитатель:- Молодцы, вот и ещё один лучик нашёлся…
Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. (В. светит на картинку с изображением скворечника)
Воспитатель:- ребята, кого согрел луч в этом домике?
Дети:- скворца.
Воспитатель:- А как вы догадались?
Дети:- Потому что этот домик называется скворечник.
Воспитатель:- Расскажите, что вы знаете про эту птицу?
(Дети описывают птицу по картинке)
Воспитатель:- А каких  птиц вы еще знаете?
Дети:- грач, ласточка, воробей и т.д.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: - А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (лист-листочек, гриб-грибочек...)
Воспитатель:- Молодцы, еще один луч нашли.
- А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Солнечные зайчикиСолнечные зайчики играют на стене,Поманю их пальчиком,Пусть бегут ко мнеНу, лови, лови скорей!Вот, вот, вот — левей, левей!Убежал на потолок. (Дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)Воспитатель:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.  
Волшебный огонек, помоги, Нам дорогу укажи.
- Ребята если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу.
Дети:- Медведь.
Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.
Игра с мячом «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?».
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.
- Утро наступает, зверюшки гуляют.1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Дети: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса и т.д.)
Воспитатель:- Молодцы, вот и еще луч. Едем дальше…
 Воспитатель: - Волшебный огонек, помоги Нам дорогу укажи. (В. светит на плакат с изображением деревьев)
Воспитатель: - Что согрел этот луч?
Дети. - деревья.
Воспитатель: - А чего не хватает на деревьях?
Дети:- Не хватает листьев.
Воспитатель:- ребята, подарим  нашему дереву листочки.
Дидактическая игра «От какого дерева листочки». Дети вешают листочки берёзы дуба и клёна на соответствующее дерево, произнося слова – у меня дубовый (кленовый, берёзовый листочек).
Воспитатель:- Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, а как шумят деревья?
Дети: ш-ш-ш-ш-ш…
Воспитатель: - Молодцы, вот  и еще один луч нашелся.
-Дети, весной всем хорошо: и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку?
-Давайте сделаем солнышко. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Какое солнышко у нас получилось?(солнышко лучистое, яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое).
Воспитатель: - Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.
- О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?
- Солнышко благодарит всех нас и говорит «спасибо». За то, что нашли вы все лучики.
Воспитатель:- Итак, наше путешествие закончилось.
- В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
Круг расставания: (дети встают в круг)
Сегодня мы не ленились
Очень хорошо трудились .Будем помнить мы всегда,
Наши славные дела.