Патриотическое воспитание через реализацию портфолио — проектов


Секция №3.Междисциплинарная интеграция в образовательном процессе. Механизмы формирования гражданско – патриотических и духовно – нравственных ориентиров обучающихся во внеклассной работе.
Майорова Светлана Мефодьевна учитель истории, заместитель директора по УВР МБОУ Беркутовская ООШ Воткинского района.
«Патриотическое воспитание через реализацию портфолио – проектов.»Введение.
Очень большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Много сегодня и проблем в этом вопросе.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования вcтают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Важно отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение страны соприкасается с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не воспринимает прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, постановка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.Сменились идеологические ценности, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, сильно затронули национальный вопрос. В результате патриотические настроения порой превращаются в национализм, утрачивается истинное значение интернационализма.(1,с.3)Патриотическое воспитание предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её национальные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и, соответственно, государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.(1,с.5)Патриотизм выявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд проверок на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона этого чувства является определяющей, именно она способна преобразовать ростки ценного качества в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции своего народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, он отрицает национализм, сепаратизм и космополитизм. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; врожденная любовь к родной природе.Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой важную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.Наша задача - воспитание у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. (2,с.9)
Сегодня школа должна являться, и является одним из главных институтов воспитывающих патриотов. Большую часть времени подростки находятся в школе. Поэтому патриотическое направление должно осуществляться как на уроке, так и внеурочной деятельности. Оно должно являться главным направлением работы школы. Патриотические чувства легче воспитать с раннего возраста. К взрослой жизни, как правило, уже складываются какие-то сформировавшиеся для человека ценности.
        К сожалению, в настоящее время во многих регионах страны патриотическое воспитание практически сошло на «нет». Этому за последнее время способствовало немало фактов:
социальная нестабильность;
отсутствие действенных идеологических установок;
нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи: равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании и проституции, преступность.
     В этих условиях огромная роль отводится именно образовательным учреждениям по возрождению воспитания гражданина своей страны.
Каждое  образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды гражданского воспитания, исходя из накопившегося опыта, традиций и приоритетов.
Цель данной методической разработки это описание такой формы работы как создание проектов, используя накопительный портфолио.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств с раннего возраста;
- привлечение к деятельности различных категорий населения;
- создание на территории деревни общего Банка данных по истории деревни;
- создание условий для проявления патриотических чувств конкретными делами, поступками.
Результаты работы :Анализ изучения карты воспитанности учащихся показал, что уровень воспитанности, по данному направлению повышается у учащихся нашей школы и воспитанников детского сада.
Поэтому считаю, что такая форма работы может быть использована и в других образовательных организациях.
Патриотическое воспитание в отечественной педагогике.
В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого -  целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.
Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды  и целенаправленной педагогической деятельности.   
При этом воспитание в широком смысле –
представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Воспитание в узком смысле – целенаправленная  деятельность,  призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения. (3,с.12)  
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения  общегражданских ценностей.
Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.
В  образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется  комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
Описание методики при работе с проектами - портфолио.
Для нашей школы слово патриотизм не пустой звук. Вся работа школы выстроена в этом направлении. С нами тесно сотрудничают учреждения культуры (сельская библиотека и клуб), ветеранская организация. Наша школа малокомплектная и основная. Это значит, что плодотворно заниматься исследовательской деятельностью начинают с 7 класса, а после 9 класса дети уже уходят. Времени для серьезных проектов мало. Только дети научатся работать, уже заканчивают школу. Значит, заниматься необходимо с младшего возраста. Такая практика показала, что это чаще всего работы родителей, а не детей. Мы стали искать варианты, и перепробовав разные формы и методы, нашли более приемлемую для нас форму. Это накопительные портфолио – проекты. Сегодня дети имеют хорошее представление о том , что такое портфолио. Это накопительный материал, который показывает успешность ученика. Дети составляют портфолио по своим достижениям. В нашей работе это будут их небольшие материалы для использования в дальнейшей деятельности. И можно проследить, как из небольших отрывков появляется хорошая исследовательская работа. Это видит не только педагог, но и сам ребенок, и его родители.
Мы начинаем работать с детского сада. Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, деревни , где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства». Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Мы уже 2 года начинаем работу именно с детского сада. Главные наши помощники - родители. Родители сами выбирают тему проекта. Главная работа ребенка - накопить материал по данному вопросу. И не важно это будут его рисунки, фотографии или какие то другие творческие работы. Главное, что это его труд. Это небольшая частичка его поисковой деятельности. Используя эти накопления, в старшем звене он может создать работу, наиболее полно отражающую данную тему.
Вся работа разделена на отдельные этапы:
1 этап – детский сад (подготовительная и старшие группы) – дети с удовольствием делают различные фотосъемки, учатся работать с диктофоном, и все это копится в отдельной папке. На каждую тему отводится отдельная папка с темой. В течении года у дошкольника может быть таких папок несколько. Главное для воспитателя и родителя , чтобы эта работа для него стала значима. Если пропадает интерес к данной работе, он с помощью взрослых выбирает другую тему. Идет индивидуальная работа с каждым ребенком, какая тема его может заинтересовать, что ближе ему. Порой дети сами предлагают интересные темы: мой танк, мои питомцы, самая старая книга в нашей семье, старая фотография. Конечно, дети еще не могут точно выразить свои мысли, здесь на помощь приходят воспитатели и родители. Так вся семья, начинает заниматься каким либо вопросом.
2 этап – начальное звено – дети уже могут набирать небольшие тексты, составляют презентации, выполняют творческие работы, проводят цифрование различных документов. Так же как и в детском саду либо им учитель предлагает на выбор темы, либо они продолжают работы начатые ранее. И снова каждая разработка складывается в отдельные темы. Как и дошкольники, учащиеся начальных классов часто меняют темы. Но самое ценное, что работы остаются и ими могут заняться далее их старшие товарищи. А ученик начального звена понимает, что он становится соавтором данной работы.
3 этап – 5- 7 классы – начинают систематизировать материал, проводят опрос населения по заранее составленным вопросам, изучают литературу по данному вопросу. Эти ребята, как правило, работают по запросу школы. Или с вопросом лично значимым для них. Не все дети могут довести работу до конца. У одних не хватает времени, у других пропадает интерес. Но накопленный ими материал не теряется и в любое время может понадобиться и другим детям.
4 этап -7-9 классы – работают над темой и пишут исследовательскую работу, работают в архиве. Как правило, это уже ученики, которые понимают значимость своей работы, и большинство из них доводят работу до конца. Такие работы мы стараемся отправлять на различные очные и заочные конкурсы. Главная ценность этих работ, что они практически бывают законченными и в дальнейшем с ними можно работать и педагогам и сами студенты часто обращаются к своим же работам. Таким образом, пополняется ежегодно и история нашей деревни.
Изучение одной темы в течении нескольких лет дает возможность более глубоко изучить вопрос, научиться правильно оформить свою работу. Не все дети могут работать только по одной теме, поэтому мы предусмотрели проекты долгосрочные и краткосрочные. Если пропал интерес, ребенок может передать накопленный материал другому. Можно объединить несколько вопросов и писать коллективную работу. Тогда такая сложная, порой кажущаяся неподъемная работа по написанию истории своей деревни, изучении своих родословных становится интересной, значимой для ребенка и не очень утомительной.
Примеры некоторых проектов – портфолио.
Проект детского сада «Азбука Победы» - долгосрочный проект.
1 этап – «Мои бабушка и дедушка».
Родителям и детям даются задания, но не все сразу. Выполнив одно задание они получают следующее и все результаты труда своего отражают в накопительном портфолио. Например, по данному проекту были следующие задания:
Родителям было предложено узнать биографию дедушки и бабушки, найти фотографию и оформить на формате А-3. Нам было неважно, воевали дед и бабушка или нет. Важно, чтобы работа была составлена совместно с детьми.
Рассказ о своих дедушке и бабушке ребятам.
Нарисовать деда и бабушку на формате А-4.
Оформить папку (т.е все материалы расположить в папке)
Из этой работы мы выяснили, что в основном дедушки наших детей были детьми в период Великой Отечественной войны. Работа была передана в старшие классы, которые как раз готовили тему «Дети войны». Учащиеся 8-9 классов получили материал, который могли использовать в своей работе. Учащиеся 9 класса создали презентацию и фильм по судьбам односельчан , чье детство выпало на годы войны. Финальным аккордом было мероприятие «Детство, опаленное войной», где были представлены все работы воспитанников детского сада и учащихся школы. На праздник были приглашены дедушки и бабушки, чьё детство выпало на тяжелые военные годы. Таким образом, проект, в котором приняли участие и дети и взрослые, получился полным и законченным.
Итоговое мероприятие имело огромный воспитательный эффект. Пожилые люди увидели, что их судьба нам не безразлична, дети могли по другому взглянуть на своих односельчан.
2 этап – «Победители»
Задания для семей:
Родителям было предложено узнать судьбу прадедушки и прабабушки ребенка, найти фотографию и оформить на формате А-3.
Рассказ о своих дедушке и бабушке ребятам.
Нарисовать каким были прадед и прабабушка на формате А-4.
Оформить папку.
Многие не справились с этой работой, так как сами родители не знают биографию дедушек и бабушек. Но 7 семей заинтересовались этой работой, начали искать материал и оформили папки. Так возникло желание самих родителей побольше узнать о своих предках. К этой работе затем привлекут и детей.
Когда на линейке в школе были показаны проекты дошкольников, учащиеся старших классов также заинтересовались этой работой. Две работы приняли участие в Фото – акции «Аллея памяти и благодарности», посвященную к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
3 этап – Акция «Сирень Победы».
Задания для семей при реализации этого проекта:
Узнать у родителей, в связи с чем были посажены березы возле остановки (березы были посажены к 50 – летию Победы)
Нарисовать рисунок, как сажали эти березы
Подписать фамилии тех, кто садил эти березы
Посадить аллею из кустов сирени.
Нарисовать, как вы садили аллею и подписать кто садил.
Оформить папку.
Дети детского сада вместе с родителями провели большую работу и итогом стала высадка сирени. Рисунки останутся в папке и информация с именами участников этой акции, возможно, пригодится для следующей работы. Посадка аллеи навела группу детей на мысль об описании памятных мест деревни, связанных с Победой. В этой работе дошкольникам помогли их старшие братья и сестры. Все вместе они приняли участие во Всероссийском школьном сетевом проекте «Карта Памяти», наши памятники теперь есть на карте России. При озвучивании этого результата, ученица 6 класса решила самостоятельно принять участие в этом проекте. И на сайте была размещена ее фотография с памятником её прадеду. То есть эта работа стала значима для неё лично. Все дети получили Почетные грамоты от издательства «Просвещение» при поддержке Министерства образования и науки РФ.
4 этап – «День Победы»
Задание для семей:
Приготовь подарок своими руками. (В нашей деревне уже нет участников ВОВ поэтому больше внимания мы уделяем уже тем людям, чьё детство выпало на военные годы)
9 мая подари свой подарок.
Сделай фотографию, и помести в папку.
Нарисуй рисунок, отражающий это поздравление
С родителями узнай о детстве этого человека.
Оформи папку
Итогом стало, что воспитанники детского сада вместе с родителями поздравили пожилых людей, узнали их нелегкую биографию. В этой работе роль ребенка невелика, но зато какой воспитательный эффект он получил! Он имел возможность вместе с родителями поздравить пожилых людей с праздником, послушать их рассказ о тяжелых военных годах, сравнить их детство со своим, понять, кому мы должны быть благодарны за сегодняшнее мирное небо.
5 этап – Литература и война
Задание для семей:
Найди песню или стих и выучи с родителями (совместная деятельность всегда сближает детей и родителей)
Нарисуй рисунок, почему ты выбрал именно это произведение (родители помогают ребенку понять значимость Победы)
Расскажи в группе своим товарищам
Оформи папку
Этот небольшой проект имел продолжение. Дети , воспитатели и родители подготовили небольшой концерт и показали в соседней деревне. Детей поразила реакция зала , когда их песни и стихи тронули взрослых до глубины души. После концерта ветераны подошли к детям и благодарили юных артистов. Многие из них пришли на мероприятие с орденами и медалями, полученными в честь Победы. На детей настоящие боевые награды произвели очень сильное впечатление. Дети постарше задались вопросом, какие награды есть у их родственников, и самостоятельно начали работать по выбранным темам. А это самый главный результат.
Ребята восьмого класса на этой волне решили продолжить работу девятиклассников по теме "Дети войны". Они, как эстафету, приняли все собранные документы и готовят продолжение данной темы.
Большинство детей в этом проекте учили небольшие стихи о ВОВ. Ежегодно в школе проходит конкурс чтецов, где воспитанники детского сада показали неплохие результаты. При работе с проектом они разбирали стихи дома , многие родители сами читали детям стихи, объясняли детям непонятные моменты. Была родителями и воспитателями проведена большая работа для эмоционального восприятия произведения. И это все дети смогли показать на конкурсе. По итогам конкурса детям было предложено поучаствовать во Всероссийском конкурсе поэтической декламации «Дети читают стихи». Участвовало в конкурсе 23 наших воспитанника. Все участники получили грамоты и поощрительные призы (книги).
Проект «Часы»
На одном из занятий в детском саду речь шла о часах. Ребятам предложили дома посмотреть, какие у них есть редкие, необычные или старинные часы. В результате родился новый проект. Он возник в ходе учебной деятельности. Просто детям стало интересно, ведь часы есть в каждом доме.
Задания для родителей и детей:
Сделать фото часов, которые есть у вас.
Написать с родителями историю появления этих часов
Оформить папку.
Проект имел продолжение в начальных классах. Оказалось, что в семьях есть часы 19 века, часы подаренные Президентом УР Волковым А.А., командирские часы. Этой работой сегодня занимаются учащиеся 3 класса. Все что сделали дошкольники, они передали свои старшим товарищам. И теперь наши дошкольники будкт считаться соавторами этих работ.
Проект «Солдат в моей семье».
Этот проект возник в связи с Юбилеем нашего района и проведением месячника гражданско – патриотической работы.
Родителям и детям было дано задание:
Узнать, где служил папа.
Оформить в виде кластера на формате А-3.
Сделать фотографии (в военной форме, награды, военный билет и др.)
Можно продолжить не только про папу, но и про деда, про прадедушку. А может и бабушка была солдатом.
Оформить папку.
Проекты получились очень разнообразными и интересными. Выяснилось, что наши папы и деды служили не только в СССР и РФ, но и в Монголии, ГДР, Афганистане, Чечне. Старшим классам тоже стало интересно, и эту идею подхватила вся школа. Итоговым мероприятием стала встреча разных поколений «Солдат в моей семье». Учащиеся 4 класса взялись подготовить работу "Война в мирное время» об участниках войн в Афганистане и Чечне.
Здесь описаны только некоторые проекты. Самое главное, что все население включается в эту работу. Дети проявляют инициативу и работают дальше по этой теме, либо рождаются новые проекты. В итоге это все накапливается в общую папку "История моей деревни". Такие формы работы имеют огромный воспитательный эффект. Решается и другая проблема - умение родителей работать с детьми. Дети заняты полезным делом. Так с самого раннего возраста прививаются любовь к своей семье, к своей деревне, к своей стране. Эта работа даёт заметные результаты по патриотическому воспитанию детей; в нашей школе она по содержанию и по методам усложняется от класса к классу. Дети на делах показывают проявление патриотических чувств. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Диагностика.
1. По каким объектам мы оценивали результаты своей работы?
—       наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие проекты, приносят дополнительный материал, предлагают свои темы - такие наблюдения свидетельствуют о повышении их патриотических чувств);
—       продукты творческой деятельности детей (дети участвуют в различных акциях, конкурсах, количество участвующих растет с каждым годом);
—       анализ уровня воспитанности в школе (% по патриотическому воспитанию растет ежегодно)
Вывод.
В школе проводится множество различных мероприятий по патриотическому воспитанию. Используются различные формы работы:
- Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение ребенком знаний о расположении, климате родного города, деревни, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Мой родной край»
- Знакомство ребенка с культурой и традициями родного края, с обрядами народа проживающего на территории поселения, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
- Воспитание в ребенке любви и бережного отношения к природе, формирование у него чувства ответственности перед природой.
- Знакомство ребенка с героическим прошлым Отечества. Донесение до него мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей , защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий  «Герои войны», «Дети-герои», а также «Уроков мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена.
- Проведение «Вахты памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями .-Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Среди множества форм которые мы используем, мы решили что работа через проекты – портфолио наиболее удачная попытка воспитания патриотизма в наших детях и взрослых. Именно, такая форма работы дала большой толчок и в работе семьи.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но даже если в результате этой работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если он запомнил кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к получаемой информации, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.Возможно, что благодаря мероприятиям, проводимым в школе, мальчишки и девчонки, ставшими взрослыми, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Наша страна богата чудесами – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то можно надеяться, что он станет патриотом своей страны.Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Таким образом получается что, образовательной организации необходимо продумывать более результативные формы работы для воспитания гражданина и патриота.
 Источники и литература
Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2011.
Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы  по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий  в воинских коллективах,  учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2011.  
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2010. № 4.