Курсовая работа на тему Адаптация детей к условиям жизни и воспитания в дошкольных учреждениях.


Байгильдина Филюза Ильдаровна
Курсовая работа
(Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта). Вопросы заданий: ПАР, ТАР. Вид практики: )
Адаптация детей к условиям жизни и воспитания в дошкольных учреждениях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
2 СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИИ…………………………………………………………………19
2.1 Помощь ребенку в период адаптации и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях…………………………………………………19
2.2 Игры адаптационного периода……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Первые годы жизни ребенка – это важный этап в его формировании. Именно от этого периода зависит, каким будет человек по физическим и умственным способностям.
Уникальность этого этапа в том, как стремительно развивается ребенок, а это требует внимания не только родителей, но и врачей и педагогов.
А самым главным ориентиром, для детей раннего возраста, является педагог. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы воспитание детей было ориентировано на личностные, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Значит, в процессе общения с ребенком взрослые должны обеспечивать: доверие к миру, эмоциональное благополучие, чувство защищенности, развитие его индивидуальности.
Детский сад, что это для детей раннего возраста? Конечно же – это трудная пора для детей этого возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям, с приходом в детский сад, как говорилось выше, у ребенка начинается новый этап в его жизни. Дети тяжело переносят разлуку с мамой, оказавшись в незнакомой обстановке, видя чужих людей. Но самое главное они чувствуют, когда самим родителям тяжело, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного ребенка. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Дети привыкают к домашнему режиму, кормлению или укладыванию. От этого зависит, как ребенок привыкнет к условиям детского сада, так и пойдет дальнейшее развитие ребенка, благополучное существование в детском саду и в семье. Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Воспитание детей в определенном коллективе очень важно, у ребенка вырабатывается самостоятельность, готовность в помощи, общительность с окружающими.
Из выше сказанного мы видим, что проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема адаптация, воспитание и обучение ребёнка к жизни в дошкольных учреждениях.
Цель курсовой работы : рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Объект исследования – дети раннего возраста.
Предмет исследования – адаптация и воспитание детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, посвященный изучению улучшению условий при адаптации детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать состояние проблемы и особенности адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
- выявить формы и способы адаптации детей раннего возраста.
- рассмотреть подходы и игры в период адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: игры, важное условие в адаптационный период детей.
Для того чтобы предотвратить заболеваемость в группе, чтобы лучше развивалось психическое и психическое состояние ребенка нужно улучшить условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад, который должен помочь в любых вопросах по развитию, обучению и воспитанию детей.
Актуальность темы курсовой работы в том, что с каждым годом увеличивается детей раннего возраста в дошкольных учреждениях и трудно к каждому найти подход, для того чтобы ребенок легче перенес адаптационный период, воспитание и обучение в дошкольных учреждения.
2 СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИИ
2.1 Помощь ребенку в период адаптации и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях
Из предыдущей главы, знаем, что для ребенка поступившего в детский садик – это очень тяжелый процесс не только для него самого, но и для его родителей. Значит, воспитатели и родители должны понимать, что поступление ребенка в детский сад это серьезный и важный момент.
Чтобы ребенок легче адаптировался к жизни дошкольного учреждения, необходимо решение проблемы адаптации.
Самое первое условие для безболезненного привыкания к детскому саду, это сотрудничество детского сада и родителей. И воспитатели, и родители должны сблизиться, подходить к индивидуальным особенностям ребенка в детском саду и в семье одинаково. Потому что изучения ребенка до поступления в дошкольное учреждение, знакомство с образом его жизни в семье позволяет облегчить адаптационный период.
С помощью анкетирования и беседы можно узнать привычки и особенности детей, каковы их интересы, склонности, готовы ли они к детскому саду.
Приведем несколько вопросов для приблизительного социального анкетирования семьи:
Сведения о родителях:
ФИО мамы, образование, место работы, телефон.
ФИО папы, образование, место работы, телефон.
Состав семьи, сколько в семье детей, какого возраста.
Домашний адрес
Сведения о ребенке:
ФИ, дата рождения
Имеет ли ребенок свою комнату, чем занимается ребенок
Привычки, традиции, особенности характера и поведение ребенка
Любимая игрушка, еда. [11,23]
Кроме социальной анкеты хорошо поможет и карта готовности ребенка к детскому саду, где фиксируются ответы родителей во время беседы. Ответы оцениваются в балльной системе, выводится средний балл и делается вывод адаптации ребенка.
Медицинский работник, осмотрев карту ребенка, определяет проблемы, которые могут повлиять на адаптацию ребенка в дошкольном учреждении, дает некоторые советы родителям.
Карта готовности ребенка в детский сад
Фамилия, имя ребенка:
Возраст:
№ Вопросы для родителей параметры баллы
1 Какое настроение чаще у ребенка? Бодрое
Раздражительное
подавленное 3
1
1
2 Как засыпает ребенок? Быстро
Медленно
Спокойно
неспокойно 3
2
3
2
3 Продолжительность сна ребенка? Ночью – 10 ч., днем – 2ч 30 мин.
Не соответствует возрасту 3
1
4 Как кушает ребенок? Хорошо
Выборочно
плохо 3
3
1
5 Ходит ли ребенок на горшок? Да
нет 3
1
6 Как относится к игрушкам? С интересом
Без интереса 3
1
7 Может ли ребенок самостоятельно играть? Да
нет 3
1
8 Заинтересован ли ребенок в помощи взрослого? Да
нет 3
2
9 Как расстаётся ребенок с близкими? Легко
тяжело 3
2
С родителями нужно общаться, беседовать, но ни как не поучать. Нужно им рассказать о правилах в детском саду. Какую одежду одевать, какой сон, питание. Объяснить алгоритм адаптации ребенка к условиям в детском саду. Можно порекомендовать несколько памяток для родителей, чтобы они готовили ребенка уже дома к условиям жизни в детском саду.
Домашний режим должен соответствовать режиму ДОУ.
Поощрять игры с другими детьми, расширять круг общения с окружающими.
Создать для ребенка в семье благоприятную, спокойную атмосферу.
Приводя ребенка в ДОУ, так чтобы он не видел расставания других вновь прибывших детей с родителями и их плач. Желательно, ребенка накормить дома, потому что он может не притронуться к еде в чужой обстановке.
Первые дни можно маме, папе находиться в группе, чтобы он видел не только чужих людей, но и близкого человека.
Желательно приносить с собой любимую игрушку ребенка.
Очень хорошо если в группе имеется альбом с фотографиями родных. В группе важно сделать комфорт при помощи мини – уголков, мини- комнат. Возле уголка уединения расположить уголок – живой, потому что зеленый цвет благоприятно воздействует на эмоциональное состояние ребенка.
Так же важно не только для детей, но и для родителей постоянное общение, нужно обсуждать вопросы по проблемам детского сада, семьи, но это нужно делать без ребенка. Для родителей тоже трудно, когда ребенок привыкает к условиям ДОУ, для этого нужны индивидуальные консультации. Например, страх (это эмоциональное переживание, о котором говорилось), испуг который показывает родитель ребенку, будет усиливаться у малыша и он начнет всего бояться. А этого нежелательно, особенно во время адаптации ребенка в раннем возрасте.
Детей нельзя пугать Бабайкой, Дяденькой и т.п. ребенку и так тяжело, а здесь его еще и пугают.
Создание комфорта, уюта, любви, важно не только дома, но и в группе. Что способствует усилению адаптационных механизмов детей раннего возраста. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. [24,347]
Очень важно, что бы ребенок заслужил доверие воспитателя. А педагог в свою очередь должен любить детей, быть эмоциональным, искренним, добрым, отзывчивым, в настроение и все это передать другим.
Существуют множество приемов, которые подавляют отрицательные эмоции детей:
- игры с песком и водой
- игры для моторики рук: пирамидки, шарики с отверстием на шнур
- рисование: пальцами, фломастерами, красками
- слушание спокойной музыки
- смехотерапия и многое другое
- звучащие игры: "Шуршалки", «Звенелки", «Телефон".
- наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.)
Зная, что над ребенком воздействует эмоциональные реакции, нужно как можно ближе создать те условия, о которых говорилось.
Таким образом, можно выделить важные особенности и условия для адаптации детей раннего возраста:
• в этом возрасте складывается определенное отношение к окружающим его людям, явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение;
• детям раннего возраста не очень интересны обычные игры им, нужно новое, а это может предоставить педагог во время игр, слушание музыки и другой деятельности.
• поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
• в раннем возрасте ребенок очень эмоционален, поэтому в обучении и воспитании детей особую роль играют положительные эмоции.
В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в дошкольное учреждение, для него это сильное стрессовое переживание, в котором необходима помощь в преодоление этого стресса.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
2.2 Игры для успешного адаптационного периода в раннем возрасте.
Для успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении помогают игры, которые направлены на эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка, удовлетворяют любознательность.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которую использует педагог в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. [5,17-18]
Основная задача во время игр – наладить доверительные отношения с детьми, подарить радость, вызвать положительное отношение не только к детям, но и к детскому саду у адаптирующих детей.
Игры как мы знаем, бывают разные и нужно правильно уметь их преподнести для каждого ребенка. Бывают индивидуальные игры, и фронтальные, как и подход к каждому ребенку. Первые игры должны быть фронтальными, а действующим лицом должен быть взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
«Иди ко мне». Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется. [23,115]
Робкие и застенчивые дети нуждаются в индивидуальном подходе и с помощью пальчиковых игр можно поднять настроение, также обучаясь координации движений.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики – гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.

«Топ - топ»
Топ – топ, топотушки!
Пляшет зайка на опушке.
Пляшет ежик на пеньке.
Пляшет чижик на сучке.
Пляшет песик на крылечке.
Пляшет котик возле печки.
Пляшет мышка возле норки.
Пляшет козочка на горке
Пляшет утка на реке.
Черепаха – на песке.
Топ – топ, топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки.
Для того чтобы переключить внимание агрессивного ребенка подходят следующие игры:
«Подуй на вертушку, на шарик»
«В гости к мишке»
Для снятия напряжения и поднятия настроения помогают игры подвижные и упражнения двигательного характера. Такие игры нужно проводить с осторожностью и чаще. Дети, играя, отвлекаются от переживаний, даже если не участвуют, а просто наблюдают за играющими детьми.
«Надувайся пузырь»
«Мы топаем ногами»
Самый эффективный метод – это использование игрушки – забавы, настольный и кукольный театр. В игре формируется потребность в общение, контакт с окружающими. Нужно не забывать и про народные песни, потешки, прибаутки, что нравится детям, разрабатывая речь и показывая их в действии.
Итак, мы видим, что главный и действующий так же остается взрослый в момент адаптации в раннем возрасте. В момент эмоционального общения удовлетворяются потребности в ласке, внимании взрослого, а так же в сотрудничестве детей с взрослым, воспитателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как говорилось выше, сам процесс прихода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Потому что ребенок привык к условиям семейного характера, а во время перехода в другую обстановку нужно привыкать к новым условиям и без постоянных близких ему людей. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ.
Смена условий и обстановки для ребенка раннего возраста это очень серьезный шаг, этап, при котором должна присутствовать помощь взрослых. Поэтому на сегодняшний день данная тема актуальна для ее рассмотрения.
В данной курсовой работе были выявлены и рассмотрены множественные условия для формирования успешной адаптации ребенка в ДОУ. Самое главное это контакт семьи и детского сада.
В работе были рассмотрены некоторые правила, пожелания, памятки для родителей. А для воспитателя рекомендации, чтобы ребенок мог быстрее приблизиться к новой жизни. Потому что в своей семье у ребенка свои привычные условия, а при приходе в детский сад резко и все меняется, даже общение с взрослыми. Резкая смена, мы знаем, может привести к заболеванию ребенка.
При тяжелой адаптации ребенка, главное чтобы родители и воспитатели нашли общий язык, что дает свои положительные результаты для малыша.. Прежде всего, это:
1.Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
2.Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4.Максимальное приближение условий детского сада к домашним.
При привыкании ребенка к жизни ДОУ у ребенка появляется:
- отличный сон;
- хороший аппетит;
- бодрое настроение;
- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Педагоги должны информировать родителей об адаптации их чада.
Таким образом, совместная деятельность педагогов детского сада и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Цель курсовой работы достигнута.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается детей раннего возраста в дошкольных учреждениях и трудно к каждому найти подход, для того чтобы ребенок легче перенес адаптационный период и воспитание в дошкольных учреждения. Мы рассмотрели формы, способы адаптации детей, возрастные особенности детей раннего возраста, узнали с помощью каких условий можно помочь ребенку легче адаптироваться. А значит, актуальность темы данной курсовой была доказана.