Статья на тему Повышение социальной активности ГОУ, усиление влияния родительской общественности


Повышение социальной активности ГОУ, усиление влияния родительской общественности
С.Н. АверинаВысшая категория, учитель начальных классов МБОУ СОШ c углубленным изучением отдельных предметов №29 г. Георгиевска
Во всех последних документах в области образования определяющее место отводится государственно-общественному управлению, направленному на формирование социально-правовых компетенций всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим возрастает роль родительской общественности в жизни класса и школы в целом. Нормативно-правовая база родительского самоуправления: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Цель школы: создать единое образовательное пространство, в котором равноправными партнерами является школа, обучающиеся и родители.
Целью родительской общественности является активное участие в управлении образовательным учреждением, оказание помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени обучающихся и их социальной защиты.
Для того чтобы участие родительской общественности в образовательном пространстве школы приводило к повышению качества образования необходимо каждому классному руководителю вовлекать родителей во все сферы школьной жизни, сделать их не просто своими союзниками, но и активными помощниками и участниками процесса.
Хочу поделиться своим личным опытом работы с родителями в отдельно взятом классе. В настоящий момент я являюсь классным руководителем 1Г класса. Когда я набрала этот класс, на самом первом родительском собрании был избран родительский комитет. Родители пришли из разных детских садов и не все были знакомы, поэтому в выборе я опиралась на активных родителей, уже проявивших свои организаторские качества в детском саду. И конечно, соблюдала принципы добровольности и демократичности в выборе. В РК было избрано 5 человек. В состав вошли: председатель, который координирует и направляет работу отдельных секторов: санитарно - гигиенического, материально-технического, правового (он руководит комиссией по решению спорных вопросов) и культурно-массового. Я провожу разъяснительную и консультационную работу по всем направлениям. Высшим органом власти в классе является родительское собрание, которое, в дальнейшем, проводит уже РК. А между собраниями всеми вопросами занимается РК. В процессе работы у нас происходят перестановки. РК планирует работу, организовывает выполнение решений родительских собраний и вышестоящих органов самоуправления, организовывает обмен опытом семейного воспитания, помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д.
Первые собрания, конечно, были полностью на моих плечах. И организовывать их я старалась не просто в форме простой подачи информации, а используя различные приемы и форматы взаимодействия: круглый стол, деловая игра, конференция, доклад и т.д. К родительскому собранию, мы с ребятами готовим видео подарки родителям. (Сценарий такой деловой игры «Счастлив тот, кто счастлив дома» прилагается). Проводимые в такой форме собрания, позволяют сделать родителей своими союзниками и не только заставляют их задуматься о воспитании своих детей, но и проникнуться доверием к учителю, что очень важно для оказания консультативной помощи родителям в период адаптации первоклассников.
В этот период я создаю фотоальбом в социальной сети, где родители могут, просматривая фото, прочитать по лицам своих детей насколько им комфортно в школе, узнать, чем мы занимаемся на уроках и переменах. В альбоме фиксируются наши успехи и освещаются все проводимые мероприятия. Таким образом, процесс привыкания проходит не так болезненно. Родители успокаиваются, и это передается детям.
В нашей школе есть традиция встречать и провожать детей и оказывать им консультативную помощь. Это занимает 10-15 минут времени, но дает очень хороший результат. Так по итогам адаптации в этом году в моем классе не было детей с дезадаптацией, а результат анкетирования родителей на предмет желания посещать школу – 100%. По мнению родителей, только 2 человека в школу идут не всегда с охотой, остальные ребята идут с радостью. Это 28 человек. Детей, не желающих посещать школу, нет.
Совместно с родительским комитетом уже во втором полугодии мы планируем классно-семейную поездку на страусиную ферму в п. Ростовановский. Хочу отметить, что первую поездку организовать бывает довольно сложно, сложно собрать таких разных людей. К ней необходимо тщательно готовиться. Традиционно, мы с детьми готовим для родителей концерт, а родители, под моим руководством, ответное слово детям готовят уже на месте. Я продумываю игры, викторины, песни и «кричалки».
Из опыта работы с предыдущими классами, могу сказать, что такие поездки не только сплачивают детей и родителей, но и дают родителям уникальную возможность понаблюдать, как ведет себя ребенок в детском коллективе, как общается со сверстниками, какую нишу занимает в классе. Этот опыт помогает мне в воспитательном процессе. То, что видит родитель своими глазами, красноречивее всяких слов учителя! И еще один момент, после этих поездок, я начинаю слышать от родителей фразу «Наши дети…», а не «Мой ребенок…». Это очень важно и помогает мне в дальнейшей работе!
Трудно организовать первую поездку, но если уж она удалась, в следующую поездку, уговаривать не приходится! Родители сами спрашивают, когда поедем? И предлагают – куда. Родители принимают самое непосредственное участие в организации и проведении дальнейших мероприятий. А я – оставляю за собой направляющую и корректирующую роль.
С прошлым выпуском мы ездили в Дельфинарий и на гору Кольцо, где устроили семейный пикник. Мы посетили страусиную ферму, с последующим отдыхом в парке п. Ростовановский, конноспортивную школу г. Лермонтова, где кормили лошадей с последующим катанием детей и родителей. Больше восторгов, кстати, было у родителей! Поездка удалась! Посетили Чегемские водопады, где на привале мы варили уху в котелке, играли, пели песни, разгадывали викторины. А танцевальный батл между детьми и родителями оставил неизгладимое впечатление в памяти всех участников поездки, включая шофера автобуса! Ездили в театр г. Пятигорска, в парк г. Железноводска и т.д.
Для наших поездок мы даже купили переносную колонку, работающую на батарейках. А сколько невероятных экспромтов родилось в таких поездках! Один из наиболее удачных, театрализация сказки «Как Иван – царевич спасал Елену прекрасную». (Видеоролик прилагается). В этой театрализации участвовали учитель, родители и дети, причем все! Совместное творчество это бесценный опыт, позволяющий раскрыть способности и возможности каждого, показать значимость его в коллективе, раскрепостить и поднять самооценку каждого! Позднее, при подготовке выпускного праздника, у меня было столько видео и фото - материала, что хватило бы не на один вечер!
Свой родной край мы изучали не по учебникам и картинкам, а из окон автобуса, который вез нас снова и снова к новым впечатлениям и незабываемым приключениям! Это сплачивает не только класс, но и семьи! Хочется отметить, что активное участие во всех наших начинаниях принимают папы. А школа для моих учеников и их родителей не только источник знаний, но и место, где интересно и ярко проходит их детство, где всегда есть место для совместного творчества!
Мой девиз: не бывает не талантливых детей – бывают ленивые родители и учителя!