Анализ методической работы учреждения дополнительного образования детей за 2013/2014 учебный год


Анализ методической работы учреждения дополнительного образования детей за 2013/2014 учебный год
Куксин Андрей Викторович,
заместитель генерального директора
по научно-методической работе
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Введение: Актуальность организации и совершенствования методической работы
Уважаемые коллеги!
Актуальность организации методической работы в любом образовательном учреждении обусловлена, прежде всего, требованиями нормативных документов. Так, например, статья 28 нового закона «Об образовании в Российской Федерации», чётко указывает, что каждая образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций по организации научно-методической работы.
Конечно, дело не только в ответственности, которую на нас налагает закон, но и в целесообразности и жизненной необходимости совершенствования методической работы. Действительно, сам процесс модернизации дополнительного образования требует сегодня не только реконструкции содержания, обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в УДОД, вставших на путь внедрения инноваций.
Несомненно, что качественная организация методической деятельности содействует эффективной реализации миссии учреждения и созданию условий, в которых личность ребенка развивалась бы с наибольшим успехом. Целенаправленная работа по единой методической теме способствует сплоченности педагогического коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеет место энтузиазм, качество работы, результативность.
Поэтому в развитии и совершенствовании методической деятельности должны быть заинтересованы не только администрация Центра и руководители структурных подразделений, но и все педагогические работники.
При этом мы исходим из такого определения данного понятия «методическая работа»:
Методическая работа – это система взаимосвязанных компонентов, направленная на оказание помощи педагогическому коллективу в повышении качества образовательного процесса, в создании условий для профессионального роста, развития и саморазвития всех педагогических работников.
Поэтому мы видим основную цель методической деятельности в создании целостной системы методической работы, основанной на достижениях современной педагогической науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала каждого педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности всего учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости воспитанников.
Основные достижения методической деятельности
Итак, задача моего сегодняшнего выступления – всесторонне проанализировать состояние методической работы в Подростке, показать достижения, выявить проблемы, раскрыть причины имеющихся недостатков и наметить перспективные пути развития. Начнём с имеющихся достижений в данном аспекте.
В 2013/2014 учебном году продолжалась осуществляться системная деятельность педагогического коллектива, направленная на повышение конкурентоспособности Центра в муниципальной системе дополнительного образования за счёт эффективного использования потенциала учреждения и обеспечения доступности качественных образовательных услуг. С этой целью проводилась работа по обеспечению не только необходимых, но и максимально комфортных, благоприятных условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
Совершенствовалась и нормативно-правовая база деятельности Центра. Всего за год было разработано более 50 локальных нормативных документов, в соответствии с требованиями нового законодательства в образовании.
Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов социума была проведена определённая работа по повышению качества дополнительного образования детей за счёт постоянного совершенствования образовательного процесса и его существенного обновления в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием, с изменениями, происходящими в мире, а также развитием теории и практики дополнительного образования детей.
В данном направлении активизировалась деятельность структурных подразделений по разработке, апробации и внедрению новых образовательных и досуговых технологий и образовательных ресурсов. Продолжилась работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих, развивающих и информационных технологий, а также инновационных идей, направленных на развитие творческого потенциала воспитанников и индивидуализацию обучения. Педагогическими и методическими работниками было проведено системное обновление содержания дополнительных образовательных программ и программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Немаловажную роль в повышении результативности играет то, что в Центре сложился стабильный, творческий и высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный к решению задач инновационного развития и достижения нового качества дополнительного образования.
Достижению основных задач способствовала также целенаправленная методическая работа по единой теме: "Создание организационно-педагогических условий для развития педагогической компетентности и осуществление объективного мониторинга базовых компетенций педагогов в структурных подразделениях Центра".
Таким образом, на лицо значительные достижения творческой деятельности педагогического коллектива, которая была направлена на эффективное воспитание и социокультурное развитие подрастающего поколения, формирование патриотической, социально активной личности.
Программа развития Центра как стратегический документ
Особо следует отметить, что методическая работа требует не только целостной, целеустремленной обоснованности, не только определения и структурирования приоритетных проблем, но и разработки поэтапного плана действий по годам (на 5-7 лет).
С этой целью, в Подростке была разработана Программа развития на 2014-2020 годы, в которой определены стратегические цели развития учреждения, основные задачи и направления деятельности на долгосрочный период, а также комплекс необходимых для их реализации ресурсов и мероприятий.
Данная Программа была разработана в соответствии с "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы", Постановлением Правительства Оренбургской области № 348-п от 30.04.2013 - Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области" на 2013-2018 годы и Постановлением Правительства Оренбургской области № 553-пп от 28.06.2013 - Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 годы.
При этом в планировании учитывалось своевременность основных направлений развития Центра, не забыты были теоретические аспекты, методики эффективной реализации обучения и воспитания учащихся и научной организации педагогического труда.
В целом, данной Программой определены не только цели и задачи, но и основные принципы и ключевые идеи развития нашего учреждения, ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития Центра на ближайшие 7 лет.
Совершенствование программно-методического обеспечения
С точки зрения содержания методическая деятельность включала в себя, прежде всего, методическое обеспечение – т.е. разработку методистами и педагогами различных учебно-методических комплексов и образовательных программ.
В 2013/2014 учебном году образовательный процесс осуществлялся 135 программами по пяти направленностям деятельности: военно-патриотическая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, социально-педагогическая, культурологическая.
Регулярно проводилась внутренняя и внешняя экспертиза программно-методических материалов. За прошедший учебный год методической службой было проведено 60 консультаций по написанию дополнительных образовательных программ; проведено 70 консультаций по написанию методических рекомендаций и пособий.
Над созданием и модификацией программ работали практически все отделы Центра. В итоге, на сегодняшний день все программы были приведены в соответствие с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ, обозначенным в документе «Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
В 2013/2014 учебном году были разработаны и утверждены на Методическом совете 18 новых программ (в прошлом году – 35), из них 3 программы по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Конечно, методическое обеспечение, не ограничивается только созданием образовательной программы. Современные требования предполагают наличие у каждой программы методических рекомендаций по её реализации и комплекта диагностических методик по проведению мониторинга предполагаемых результатов, ко всем программам имеются и необходимые дидактические материалы.
Создание разнообразных видов методической продукции
Методическое обеспечение работы любого структурного подразделения включает в себя разработку целого комплекта учебно-методических комплексов, т.е. разнообразных методических средств, оснащающих и способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Поэтому методическая работа не заканчивается созданием программы, а продолжается при создании самых разнообразных видов методической продукции: учебных пособий; методических комплектов; дидактических материалов; стендов; альбомов; аудиоматериалов; видеоматериалов; фотоматериалов; материалов для обобщения педагогического опыта и публикаций.
К методическому обеспечению смело можно отнести и материалы, которые были разработаны в ходе подготовки к проведению педагогических советов и методических объединений, семинаров, открытых занятий, мастер-классов и творческих отчётов педагогов.
Наполнение официального сайта ЦВР «Подросток»
Согласно статьи 29 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Поэтому в этом учебном году значительно активизировалась работа по сбору и редактированию материалов на официальный сайт Центра «Подросток». За этот период было отредактировано и представлено на сайт более 60 материалов. В основном это были информация об участии в мероприятиях различного уровня наших педагогических работников и воспитанников, планы мероприятий, информация о наборе в детские объединения. Форма подачи материала была разнообразной: видеофильмы, фотоматериалы, текстовые документы. Например, в разделе «Документы» была обновлена имеющаяся информация и размещена новая – почти 50 различных документов - локальных актов, приказов, положений и пр.
Методические мероприятия
Теперь перейдём от методического обеспечения с точки зрения содержания, к анализу методического обеспечения с точки зрения вида деятельности
Методическое обеспечение с точки зрения содержания включает в себя разработку различных учебно-методических комплексов, разнообразных методических средств, оснащающих и способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников.
Методическое обеспечение как вид деятельности – это процесс, направленный не только на создание самых разнообразных видов методической продукции, но и на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Таким образом, мы вполне логично переходим к анализу диссеминационных процессов.
Диссеминация передового педагогического опыта
Напоминаю, что в соответствии с региональной программой "Диссеминация инновационного опыта в системе образования Оренбургской области на 2010-2015 гг." технологический цикл этой работы включает модель освоения профессионально-педагогическим сообществом передового педагогического опыта через обобщение, внедрение, трансляцию и распространение идей, методов осуществления, продуктов и/или результатов опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Совершенствование работы по диссеминации передового педагогического опыта напрямую влияет на повышение качества и эффективности инновационной деятельности на всех её уровнях. Руководители структурных подразделений Центра в этом учебном году осознали данный факт и активизировали работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению позитивных образцов результатов инновационной деятельности педагогических работников. Всего за год был обобщён опыт работы 6 педагогов дополнительного образования Центра.
Активно велась работа и по распространению опыта на заседаниях методических объединений отделов и на заседании Методического Совета Центра. Педагоги в различных формах делились опытом своей работы. За год только на заседании Методического совета Центра широко было представлено 4 опыта работы педагогов. На заседаниях методических объединений отделов всего с обменом опыта своей работы выступили более 50 педагогов. Причем на заседаниях выступали не только педагоги, имеющие большой опыт работы, но и молодые специалисты.
Методические объединения являются одним из направлений методической работы и предназначены для педагогических работников, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию детей и подростков, объединяющих творческие инициативы, разрабатывающих современные требования к обучению и воспитанию детей и подростков.
В течение года в Центре работали 12 методических объединений по 10 направлениям деятельности. Всего в 2013/2014 учебном году было проведено 55 из 58 запланированных заседаний методических объединений, на которых присутствовало свыше 200 педагогов. Методические объединения проводились в форме семинаров, круглых столов, творческих отчетов.
На методических объединениях рассматривались вопросы: повышения профессиональной компетентности педагогических работников; диагностики воспитанников; улучшению учебно-воспитательного процесса; работа с одаренными детьми; изучение новых нормативно-правовых актов.
В работе методических объединений структурных подразделений Центра активное участие принимали педагоги-психологи методической службы. Они освещали психологические аспекты формирования компетентностей педагогических работников и учащихся ЦВР «Подросток».
Кроме того, педагоги и руководители нашего Центра принимали активное участие в работе городских методических объединений, где были рассмотрены теоретические вопросы, а также педагогические работники делились своим опытом работы, в том числе было дано 4 мастер-класса. Все присутствующие отметили высокий уровень проведения данных городских методических объединений и актуальность выбранной темы.
Особо стоит отметить методическую публикацию по теме «Патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного творчества», которая вошла в научно-методический сборник, изданный ОДТДМ им. Поляничко по проблеме «Декоративно-прикладное искусство как фактор формирования ценностных ориентиров и нравственных форм личности обучающихся». Помимо статьи в сборник вошли также методические разработки занятий трёх других педагогов, а также одно учебное пособие. Весь этот творческий коллектив был приглашен для участия в работе межрегионального практико-ориентированного семинара.
Большое значение в деле повышения профессионального мастерства и обмена опытом педагогов имеют открытые занятия и мастер-классы. В целях повышения уровня профессионального мастерства педагогическими работниками Центра была оказана помощь в проведении открытых занятий, мастер-классов, творческих отчетах. Всего педагогическими работниками было проведено 84 открытых занятий, дано 15 мастер-классов, 34 творческих отчета.
Необходимо отметить высокий уровень организации и проведения открытых занятий педагогов. При этом, посетившими эти занятия, отмечается:
хорошее владение педагогами программным материалом и методикой обучения различных категорий воспитанников; организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;
использование разнообразных структур занятий в соответствии с его целями и задачами;
работу над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на занятии.
Таким образом, можно констатировать, что в 2013/2014 учебном году, в целом, успешно осуществлялась инновационная деятельность по совершенствованию научно-методического, организационного, правового, кадрового и материально-технического обеспечения, в т.ч. и апробация вариативных моделей организации внеурочной деятельности для реализации ФГОС НОО в рамках интеграции общего и дополнительного образования.