Рабочая программа дополнительного образования Подвижные игры.



Рабочая программа
по реализации программы дополнительного образования
«Подвижные игры». Содержание
Пояснительная записка.
Личностные, метапредметные результаты освоения.
Организационные особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Материально-техническое и методическое обеспечение.
Характеристика группы.
Календарно-тематическое планирование.
Мониторинг освоения программы дополнительного образования.
Анализ работы по реализации дополнительного образования.

Пояснительная записка
Основанием для составления рабочей программы по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Подвижные игры» являются следующие нормативные документы:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
ФГОС;
Образовательная программа школы;
Положение по разработке и утверждению рабочих программ;
Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры», составитель О.С. Махмадалиева.
Наиболее важной проблемой коррекционной педагогики является создание благоприятных условий для привлечения детей с нарушениями интеллекта к занятиям физической культурой и спортом. При коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей, применим ведущий вид деятельности-игра.
Подвижные игры помогают восполнить недостаток двигательной активности, способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, закаливанию, развитию двигательных способностей. Кроме того, они повышают умственную активность и познавательную деятельность в целом, способствуют развитию восприятия, внимания, воображения, памяти, моторики, речи.
К выбору игр для детей с нарушением интеллекта следует подходить с особым вниманием. Так как, данная категория детей отличается сложной психологической организацией двигательного акта. Отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле. Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком с нарушением интеллекта знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В коррекционной педагогике подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Цель программы: создание условий для физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта, посредством подвижных игр.
Задачи:
развивать физические способности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии;
развивать внимание, память, воображение, моторику;
воспитать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Программа рассчитана на один год – 68 часов, занятия проходят 2 раза в неделю для обучающихся 7 - 12 лет.
Содержание программы.
1.Введение (2ч). Знакомство с программой «Подвижные игры». Проведение инструктажа по правилам безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Разучивание считалок.
2.Игры с бегом (11 часов). Правила безопасного поведения при проведении игр с бегом. Значение бега в жизни человека. Игры: «кошка-мышка», «белые медведи», «пустое место», «филин и пташка», «успей пробежать», «кружева», «караси и щука», «попробуй догони».
3.Игры с мячом (11 часов). Правила безопасного поведения при играх с мячом. История возникновения игр с мячом. Игры: «мяч к верху», «гонка мячей по кругу», «метко в цель», «кого назвали тот и ловит», «мяч среднему», «слушай сигнал», «охотники и утки», «стой», «попробуй, отними!».
4.Игра с прыжками (11 часов). Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой. Игры: «волк во рву», « удочка», «не оставайся на полу», «пастух и стадо», «кто скорее», «прыжки через веревку», «чехарда», «странствующая лягушка», «зайчики-прыгунчики». 5.Зимние забавы (10 часов). Правила техники безопасности зимой. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении. Загадки и пословицы о зиме. Игры: «бег по следам», «мороз-красный нос», «снежная карусель», «метелица», «лиса в курятнике», «затейники», «лепка снежков и бросание их вдаль», «нарисуй веер», «снежные ляпы». 6.Игры малой подвижности (11 часов). Правила по технике безопасности при проведении игр малой подвижности. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учебы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. Игры: «совушка», «у медведя во бору», «угадай чей голосок», «волшебный мешочек», «что изменилось», «фигуры», «у ребят порядок строгий», «игра светофор», «космонавты».
7.Эстафеты (11часов). Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. Способы деления на команды. Значение слова эстафета. Игры: веселая эстафета», «пройди на задень» «минеры», «скованные одной цепью», «быстрая лягушка», «передай палочку», «на одной ноге», «репка», гонка мячей над головами и под ногами», «кенгуру». 8.Проведение итогового мероприятия « Веселые старты».(1 час)
Воспитание ценностных ориентиров при изучении программы.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами содержания программы «Подвижные игры» являются следующие умения:
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.
Организационные особенности реализации программы.
Оцениваются:
знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими,нарушениевторостепенных правил игры. Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание или нарушение основных правил.
Ожидаемый результат.
укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
развитие умений работать в коллективе;
формирование у детей уверенности в своих силах;
умение применять игры самостоятельно.
Методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение нового материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования.
Организация работы групповая. При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.
Виды деятельности:
игровая;
практическая.
Формы проведения занятий:
беседы;
подвижные игры;
эстафеты.
Алгоритм работы с играми.
знакомство с содержанием игры;
объяснение содержания игры;
объяснение правил игры;
разучивание игр;
проведение игр.
Формы представления итогов деятельности:
Организация соревновательного мероприятия « Веселые старты».
Материально-техническое и методическое обеспечение программы.
Литература.
1.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту – М., 1985 г.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе (Под ред. Воронковой В.В.) – М., 1994 г.
3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании – М., 2002 г.
4.Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
5.Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А. Подвижные игры для малыша. - М., «Просвещение», 1965 г.
6.Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы». Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
7.Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
8.Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
9. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе – М., 1997.
10.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. - М.: Советский спорт, 2002.
11..«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
Оборудование и инвентарь: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, веревки.
Методическое обеспечение: игры, эстафеты, беседы, считалки.
Календарно-тематическое планирование.
Дата № урока Раздел программы.
Тема занятия. Цель занятия. Оборудование и инвентарь.
Введение (2часа).
1 Знакомство с программой «Подвижные игры». Проведение инструктажа по правилам безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Рассказать о целях и задачах, формах и методах проведения подвижных игр.
Раскрыть понятие термина подвижные игры.
Провести инструктаж по правилам безопасного поведения в местах проведения игр.
2 Значение подвижных игр для здорового образа жизни человека. Разучивание считалок.
Рассказать о видах подвижных игр.
Раскрыть значение подвижных игр для здорового образа жизни человека.
Разучить считалки.
Игры с бегом (11 часов).
3 Правила безопасного поведения при проведении игр с бегом. Значение бега в жизни человека. Рассказать о правилах поведения при проведении игр с бегом.
Раскрыть понятие «Бег», виды бега.
Разъяснить значение бега в жизни человека.
4 Игра «кошка-мышка». Развивать внимание, ловкость.
Упражнять в ходьбе по кругу, беге, ловле.
5 Игра « белые медведи». Развивать скоростно-силовые качества, пространственную ориентацию и ловкость увертывания.
Закрепить навыки совместных действий в решении задач.
2 маски белых медведей. Мел или веревка.
6 Игра «пустое место». Развивать скоростно-силовые качества, пространственную ориентацию. 7 Игра «филин и пташка». Развивать ловкость, быстроту реакции, творческое воображение. Маска филина.
8 Игра «гуси-лебеди». Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.
Упражнять в беге с увертыванием. 9 Игра «успей пробежать». Развивать у детей координацию движений.
Упражнять в беге. 10 Игра «кружева». Развивать ловкость, координацию движений. 11 Игра «караси и щука». Развивать пространственную ориентацию.
Координацию движений. 12 Игра «попробуй догони». Развивать ловкость, умение быстро ориентироваться в поставленной задаче. 13 Закрепление игр . Выбор игр по желанию детей. Закрепить разученные игры.
Игры с мячом (11 часов).
14 Правила безопасного поведения при играх с мячом. История возникновения игр с мячом Проведение инструктажа по правилам безопасного проведения при играх с мячом.
Познакомить с историей возникновения игр с мячем.
15 Игра «мяч к верху». Развивать быстроту реакций, пространственной ориентации и точности ловли мяча.
Развивать память, концентрацию внимания.
Закрепить знания по социально-бытовой ориентировке. мяч
16 Игра «гонка мячей по кругу». Развивать умение дифференцировать усилия при передаче мячей разного веса и обьема.
Закрепить представления о направлениях движения, способность быстро переключать внимание и направление движения.
Развивать точность движения кисти. 2-4 мяча разного диаметра (теннисный, резиновый,Волейбольный, баскетбольный).17 Игра «метко в цель». Развивать мелкую моторику и координацию движений.
Укрепить мышцы рук и плечевого пояса.
Дифференцировка усилий при метании. Маленькие теннисные мячи по кол-ву игроков,10 кегль, мел и веревка.
18 Игра «кого назвали тот и ловит». Развивать координацию и точность движений.
Уметь дифференцировать усилия при метании мяча.
Развивать быстроту реакций, внимания и слуха. Резиновый мяч
19 Игра «мяч среднему». Развивать зрительно-моторную координацию движений.
Уметь дифференцировать усилия при передаче мяча.
Развивать быстроту реакций.
мяч
20 Игра «слушай сигнал». Развивать быстроту реакций и навыки совместных коллективных действий. мяч
21 Игра «охотники и утки». Развивать глазомер и ловкость. мяч
22 Игра «стой». Развивать ловкость, умение координировать движения. 2 волейбольный меча.
23 Игра «попробуй, отними!». Развивать быстроту реакций, ловкость и глазомер. Волейбольный мяч
Резиновый мач.
24 Закрепление игр. Выбор игр по желанию детей. Закрепить разученные игры. Игра с прыжками (11 часов).
25 Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой. Проведение инструктажа по технике безопасности при проведении игр с прыжками.
Изучить причины и предотвращение детского травматизма.
Показать упражнения со скакалкой. Плакаты
скакалка
26 Игра «волк во рву». Развивать быстроту реакций, прыгучести и координации движений. 1-2 маски животных
Веревка или мел
27 Игра «удочка». Развивать быстроту реакцией, прыгучесть и координацию движений.
Развивать способность сохранять равновесие при вестибулярных раздражениях. Скакалка или веревка с мешочком на конце.
28 Игра «не оставайся на полу». Развивать ловкость, выдержку, упражнения в прыжках и беге. 29 Игра «пастух и стадо». Развивать у детей внимание, ловкость.
Упражнять в прыжках и ориентировании в пространстве.
30 Игра « кто скорее». Развивать координацию движений.
Упражнять в прыжках. 31 Игра «прыжки через веревку». Развивать внимание, ловкость.
Упражнять в прыжках на месте в высоту.
Веревка или скакалка.
32 Игра « чехарда». Развивать ловкость и способность высоко прыгать. 33 Игра «странствующая лягушка». Развивать ловкость.
Упражнять в прыжках на месте и в длину. 2 веревки
34 Игра «зайчики-прыгунчики». Развивать умение быстро прыгать.
Развивать ловкость и сноровку. 35 Закрепление игр. Выбор игр по желанию детей.
Закрепить разученные игры. Зимние забавы (10 часов).
36 Правила техники безопасности зимой. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении.
Загадки и пословицы о зиме. Провести инструктаж по технике безопасности зимой;
Рассказать о закаливании, его влияние на организм;
Рассказать об оказании первой помощи при обморожении,
Познакомиться с загадками и пословицами о зиме. 37 Игра «бег по следам». Развитие координации движений, ловкости 38 Игра «мороз-красный нос». Развивать ловкость;
Воспитать выдержку и терпение. 39 Игры «снежная карусель». Упражнять в ориентировке на местности. 40 Игра «метелица». Научиться бегать в паре. 41 Игра «лиса в курятнике». Развивать ориентировку на местности. 42 Игра «затейники». Развивать воображение, знание зимних видов спорта. 43 Игра «лепка снежков и бросание их вдаль». Развивать меткость и сноровку. 44 Игра «нарисуй веер». Развивать воображение, сообразительность.
45 Игра «снежные ляпы». Развитие координации движений, ловкости. Игры малой подвижности (11 часов).
46
Правила по технике безопасности при проведении игр малой подвижности. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учебы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. Проведение инструктажа при проведении игр малой подвижности.
Рассказать о правильной осанке, ее значение для здоровья, укрепление мышечного корсета. 47 Игра «совушка». Сформировать и раскрепить навыки правильной осанки.
Развивать связную устную речь, воображение.
48 Игра «у медведя во бору». Сформировать и раскрепить навыки правильной осанки.
Развивать связную устную речь, воображение Маска медведя.
49 Игра «угадай, чей голосок». Развивать пространственную ориентацию, внимание. 50 Игра «волшебный мешочек». Развивать тактильное восприятие.
Активизировать память.
Развивать мелкую моторику.
Закрепить порядок счета, запоминание названий предметов, сопоставление тактильных ощущений. Матерчатый мешок
10 разных небольших предметов
51 Игра «что изменилось?». Активизировать внимание, зрительную память, мыслительную (аналитическую) деятельность.
Развивать способность к воспроизведению положения предметов в пространстве.
Обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка, кегля.
52 Игра «фигуры». Развитие быстроты реакций, творческого воображения. 53 Игра «у ребят порядок строгий». Развивать пространственную ориентировку, связную устную речь, совместные коллективные действия. 54 Игра «светофор». Развивать мыслительную деятельность.
Формировать быстроту реакций. Цветные геометрические фигуры.
55
Игра «космонавты». Развивать координацию быстроты реакций, мыслительные процессы. 56 Закрепление игр. Выбор игр по желанию детей. Закрепить разученные игры. Эстафеты (11часов).
57 Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. Способы деления на команды. Значение слова эстафета. Познакомить с правилами проведения эстафет;
Рассказать о детском травматизме;
Раскрыть термин «эстафета», ее виды и формы проведения. 58 Игра «веселая эстафета». Развивать пространственную ориентацию, координацию движений;
Развивать дифференцировку пространственных и силовых характеристик движений, быстроту реакции, точность моторики и пальцев. Мяч, гимнастические палки, ленты розового цвета.
59 Игра «пройди не задень». Развивать координацию движений, ловкости, сноровки;
кегли
60 Игра «минеры». Развивать умение работать в группе. кегли
61 Игра «оковавнные одной цепью». Развивать координацию движений;
Развивать умение работать в группе. 2 веревки
62 Игра «Лягушка».
Развитие быстроты реакций;
Развитие ловкости. 63 Игра «передай палочку». Развивать умение работать в группе.
Развивать координацию движений, ловкости, сноровки. Палочка, кегля
64 Игры «на одной ноге». Развитие ловкости. 65 Игры «репка». Развивать умение работать в группе.
Развивать координацию движений, ловкости, сноровки;
стул
66 Игры «гонка мячей над головами и под ногами». Формировать быстроту реакций.
Развивать координацию движений, ловкости, сноровки. 67 Закрепление игр. Выбор игр по желанию детей. Закрепить разученные игры. 68 Проведение итогового мероприятия « Веселые старты».
Итого: 68 часов.
Общие требования безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий
по спортивным и подвижным играм
1. Общие требования охраны труда.
1.1.К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2.При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3.При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4.Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5.При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6.Руководитель занятий и обучающихся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7.О каждом несчастном случае с обучающимися руководитель занятий обязан немедленно сообщать администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8.В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9.Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом занятий.
2.1.Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2.Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3.Проверить состояние и отсутствие посторонних предмето на полу или спортивной площадке.
2.4.Провести разминку, тщательно проверить спортивный зал.
3. Требования охраны труда во время занятий.
3.1.Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде(сигналу) руководителя занятий.
3.2.Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3.Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4.При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5.Внимательно слушать и выполнять все команды(сигналы) руководителя занятий.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
4.1.при возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2.При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3.При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.
5. Требования охраны труда по окончании занятий.
5.1.Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2.Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3.Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мыло