Рабочая программа по географии 10 класс по учебнику Максаковского


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол от 31.08.2015 № 1 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №22»
__________ Г.М. Губайдуллина
Приказ от 31.08.2015 №1
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 29.08.2015 №1
Руководитель ШМО
____________О.Д. Лебедева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Н.А. Михеева
31.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
для 10класса
уровень - среднее общее образование
профиль - общеобразовательный
Разработана Ф.А.РАХИМОВОЙ
учителем географии высшей категории
Октябрьский
2015

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
1.2 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»);
1.3 Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
1.4 Приказ МБОУ «СОШ №22» об учебниках, используемых в учебном процессе в 2015/2016 учебном году №219 от 15.05.2015.
1.5 Примерная программа среднего общего образования по географии для образовательных учреждений.
1.6 Авторская программа И.И.Бариновой и В.П.Дронова. География 6-11 классы.–М.: Дрофа. 2011
1.7 Учебный план МБОУ «СОШ №22».
1.8 Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №22».
2. Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.  Задачи:освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая
программа, используемый учебник
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; на основе Примерной программы основного общего образования по географии для образовательных учреждений и авторской программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы.
Учебно - методический комплект представлен:
1. Учебник - Максаковский В.П. География (базовый уровень, 19 издание) 10 класс. Москва  Просвещение. 2011.
2. Атлас. Экономическая и социальная география мира 10кл.  Москва, Дрофа.
3. Контурные карты  10 кл. Москва, Дрофа.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.
Данная программа для 10 класса рассчитана на 35 часов.
4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Курс «география» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

5.Сроки реализации рабочей программы
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 2015-2016 учебный год
6. Определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
7. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их
обоснование
Авторская программа использована без изменений
№ Тема Количество
часов по авторской программе Количество
часов
по рабочей
программе
1 Современные методы географических исследований 4 4
2 География мировых природных ресурсов 6 6
3 География населения мира 5 5
4 НТР и мировое хозяйство 5 5
5 География мирового хозяйства 10 10
6 Современная политическая карта мира 5 5
ИТОГО: 35 35
8. Учебно-тематический план:
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе:
теория практика
1 Современные методы географических исследований 4 4 0
2 География мировых природных ресурсов 6 5 1
3 География население мира 5 4 1
4 НТР и мировое хозяйство 5 4 1
5 География мирового хозяйства 10 9 1
6 Современная политическая карта мира 5 3 2
Итого: 35 29 6
9.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
Используемые технологии Цель Механизм
Проблемное обучение
Развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности.
Активное усвоение знаний Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач: использование подводящего диалога, постановка проблемы, поиск решения проблемы
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей.
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация
Дифференциро-ванное обучение Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) Использование разноуровневых заданий
Используемые формы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
урок применения знаний умений (УПЗУ);
10.Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды Формы
Текущий Фронтальный устный опрос (ФО), самостоятельная работа (СР), сообщение
Тематический Географический диктант (ГД), тест
Итоговый Контрольная работа (КР) в формате теста ЕГЭ
11.Виды и количество контрольных работ
№ п/п Виды контрольных работ Количество контрольных работ
1. Практические работы (ПР) 6
2 Географический диктант 2
3 Контрольных работ (в форме теста) 1
12.Критерии оценивания видов работ учащихся
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
«5» - 10-9 правильных ответов (100-90%)
«4» - 7-8 правильных ответов (70-80%)
«3» - 5-6 правильных ответов (50-60%)
«2» - менее 5 правильных ответов (45%).
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2. Время выполнения работы: 30-40 мин.
«5» - 18-20 правильных ответов (100-90%),
«4» - 14-17 правильных ответов (85-70%),
«3» - 10-13 правильных ответов (65-50%),
«2» - менее 10 правильных ответов (45%).
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
II. Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа)
Методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Практическая работа№1Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира по выбору
Раздел 3. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практическая работа№2 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Практическая работа№3 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
Раздел 5. География мирового хозяйства (10 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа№4 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору)
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел 6. Современная политическая карта мира (5часов)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Практическая работа№5 Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира», №6Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени
III. Календарно-тематический план

урока Тема
урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания
урока Вид контроля Дата проведения
План факт
1 полугодие – 17 недель
1 четверть – 9 часов
1 Положение географии в системе наук
1 УОНМ
Основные географические понятия и термины; ФО 1 неделя сентября 2 Статистический метод
1 УОНМ Традиционные и новые методы географических исследований. ФО 2 неделя сентября 3 Другие способы и формы получения географической информации
1 УОНМ ФО 3 неделя сентября 4
Геоинформационные системы 1 УОНМ Источники географической информации. ФО 4 неделя сентября Тема2.»География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды»-6 часов У
5 Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем 1 УОНМ Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов. 1 неделя октября. 6 Природные ресурсы Земли, их виды 1 УОНМ Главные месторождения и территориальные сочетания. СР 2 неделя октября 7 Ресурсообеспеченность. Пр.р.№1 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран 1 УПЗУ Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. ПР3 неделя октября 8 Территориальные сочетания природных ресурсов 1 УОНМ География природных ресурсов Земли. ФО 4 неделя октября. 9 Основные типы природопользования 1 УОНМ Источники загрязнения. СР 5 неделя октября 2 четверть – 8 часов
10 География мировых природных ресурсов 1 УОНМ Загрязнение и охрана окружающей среды. Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. ФО 1нед.нояб. Тема 3. «География населения мира»-5 часов 11 Численность и воспроизводство населения 1 УОНМ Знать: численность и динамику населения мира их этнографическую специфику. СР 2нед.нояб. 12 Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах 1 УОНМ Различия в уровне и качестве жизни населения. ПО 3нед.нояб. 13 Размещение и миграция населения. Пр. р. №2 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира 1 УПЗУ Основные направления миграций. ПР4нед.нояб. 14 Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений 1 УОНМ Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.Проблемы современной урбанизации. ФО 1нед.дек. 15 Обобщающее повторение по теме «География населения мира» 1 УОСЗ Уметь: Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. тесты 2нед.дек. Тема 4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» -5 часов 16 НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция 1 УОНМ Знать: Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. СР 3нед.дек. 17 Мировое хозяйство. Пр.р.№3Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил 1 УПЗУ Международная географическое разделение труда, международная экономическая интеграция ПР4 нед.дек2 полугодие- 18 часов
3 четверть – 10 часов
18 Международная специализация и кооперирование- интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) 1 УОНМ Знать становление мирового хозяйства, его особенности. Оценивать и объяснять  отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. СР 3 нед.янв. 19 Воздействие НТР на мировом хозяйстве 1 УОНМ Знать: Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства ФО 4 нед.янв. 20 Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономических развитых странах. Экономическое районирование 1 УОНМ Размещение основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально экономического развития. ГД 5 нед.янв. Тема 5. «География мирового хозяйства»- 10 часов
21 География промышленности. Топливо - энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.Пр.р.№4Составление экономико-географической характеристики одной из стран промышленности мира 1 УПЗУ Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; уметь проводить исследования по картам. ПР1 нед.фев. 22 Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии 1 УОНМ  Уметь давать ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: сочинение, картосхема) СР 2 нед.февр. 23 Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы 1 УОНМ  Уметь Создавать  картосхемы размещения основных промышленных районов мира ФО 3 нед.февр. 24 Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), зеленая революция 1 УОНМ  структура сельского хозяйства мира;  понятие «Зеленая революция», главные сельскохозяйственные районы мира, типы сельского хозяйства. СР 4 нед.февр. 25 Сельское хозяйство 1 УОНМ Выделять на карте основные сельскохозяйственные регионы мира.Сопоставлять объемы производства важнейших видов промышленной и с/хозяйственной продукции. ГД 1 нед.марта26 География транспорта. Мировая транспортная система 1 УОНМ Выявлять преобладающие  виды транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.
Наносить на к/к крупные порты, и важнейших направлений перевозок. СР 2 нед.марта27 Внешние экономические отношения. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли
1 УОНМ Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. ФО 3нед.марта 4 четверть – 8 часов
28 География мировых валютно - финансовых отношений 1 УОНМ статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернета. СР 1нед.апр. 29 Внешние экономические отношения 1 УОНМ Нахождение правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития. ФО 2нед.апр. 30 География мирового хозяйства 1 УОНМ Понятия: «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК;  причины  специализации стран мира. ПР3нед.апр. Тема 6. «Современная политическая карта мира» - 5 часов
31 Многообразие стран современного мира. Пр.р.№5Характеристика политико географического положения страны и измерений во времени 1 УПЗУ Уметь: Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели. ПР4нед.апр. 32 Государственный строй мир. Пр.р.№6 Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира» 1 УПЗУ основные формы  правления и основные формы административно – территориального устройства   стран мира. ПР5нед.апр. 33
Международные отношения. Политическая география 1 УОНМ  влияние международных отношений на политическую карту мира; оценка политико-географического положения страны. ФО. 1нед.мая 34 Обобщающее повторение по теме «Современная политическая карта мира». Контрольная работа 1 УОСЗ Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы Тесты 2нед.мая 35 Обобщающее повторение курса географии 10 класса
1 УОСЗ Модели отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. ФО 3нед.мая. IV. Требования к уровню подготовки учащихся
1.Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
– изменения  политической карты мира под влиянием международных отношений;
–ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов  суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;
– темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;
– темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной  структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
– причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
– закономерности размещения основных видов природных ресурсов;
– различия в естественном  приросте населения темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);
– различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;
– миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления  миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
–направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского языков, языка хинди;
– причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;
–особенности размещения основных отраслей хозяйства;
–особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
3. Описывать:
– одну из отраслей мирового хозяйства;
– один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.
4. Определять (измерять):
– принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;
–ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;
Особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;
– крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной  продукции крупнейших городов мира;
– условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
5. Называть и (или) показывать:
– крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
– мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные;– основные средства и методы получения географической информации;
– основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
– крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;
– примеры крупнейших старопромышленных районов мира;
– меры по охране вод Океана и суши;
– тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
– основные формы международных экономических  отношений;
– крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
Литература для учителя (основная и дополнительная)
1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.-М.: Дрофа, 2003.Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2009
2.Холина В.Н. География человеческой деятельности. – СПб.: Спец-Лит 2001
3.Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы.–М.: Дрофа, 2003
Литература для учащихся (основная и дополнительная)
Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. – М.: Дрофа, 2009
Атлас мира.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2009
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы
1. «География России. Хозяйство и регионы» - Образовательная коллекция 1С и РМЦ;
2. «Россия на рубеже третьего тысячелетия» – «Новый диск»;
3. «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»;
4. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Репетитор по географии, 2007,
5. «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 10 класс». – ООО «Кирилл и Мефодий;
6. «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», электронный атлас.
7. «География. Школьный курс. Тренажеры. Подготовка к экзаменам. Словарь терминов» - В помощь учащимся. Издательство «Учитель» и др.
Учебные пособия, информационно-техническая оснащенность кабинета
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебник - Максаковский В.П. География (базовый уровень, 19 издание) 10 класс. Москва  Просвещение. 2011. 30
Комплект учебных карт по географии 20
3 Технические средства обучения Медиа проектор 1
Персональный компьютер 1
Видеомагнитофон Daewoo 1
Телевизор Daewoo 1
4 Экранно-звуковые пособия Видеокассеты 15
5 Цифровые образовательные ресурсы Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1
6 Учебно-практическое оборудование Глобус Земли (физический) 5
7 Демонстрационные пособия Коллекция полезных ископаемых 4
Коллекция минералы и горные породы в 3-х частях 2
ГЕРБАРИЙ для курса географии средней школы 2
Макеты холма 4
5.Электронные образовательные ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/map.htmКартографический генератор DataGraf.Net. Уникальная он-лайновая картографическая система, позволяющая "на лету" строить карты по выбранному из баз данных показателю. Доступны административная и природная карты России, карта мира, имеется возможность первичного анализа, а также построения собственной карты по введённому ряду данных
-http://worlds.ru/На сайте "Миры" собраны сведения о всех странах мира.
- http://www.encarta.com/Большая энциклопедия по любой стране мира.
- http://www.countries.ru/Сайт "Cтраны мира". Здесь - каталог ссылок, электронная библиотека.
- http://www.auditorium.ru/aud/index.phpБиблиотека по географии. Библиография и полные тексты учебных, учебно-методических и научных книг и статей по географии.
- http://worlds.ru/Сайт “Весь мир". Сведения о странах мира, исторические события, персоналии
- http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=45&Itemid=57 
Дистанционная обучающая олимпиада по географии. Данный сайт посвящен проведению дистанционной обучающей олимпиады по географии для школьников 6-11 классов
- http://www.infa.ru/map/world/Информационная система Мира. Охватывает 210 стран. Содержит справочные и энциклопедические данные по большинству стран (свыше 180), много туристической информации, местная валюта, флаги почти всех стран на карте, карта часовых поясов
-http://wgeo.ru/Проект WWG - Всемирная География. На сайте имеется информация о странах, городах. Таблицы, справочные и статистические материалы, карты, символика государств и др. Существует возможность поиска по сайту
- http://geoportal.narod.ru/index1.htmГеографический сайт. Разделы: Новости; Все страны мира; Записки путешественника; Тесты по географии; Дополнительная информация. Информация о Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании
Приложение 1
Контрольная работа
Приложение №2
Лист корректировки рабочей программы
Учитель:
Предмет:
Класс:
Учебный год:
№ Предмет корректировки Обоснование
(причина)
корректировки Подпись учителя