Рабочая программа по географии к учебнику В.П.Максаковского (10 класс)



Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе
-примерной программы для среднего (полного) общего образования на базовом уровне по географии
Используемый УМК: учебник «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА» базовый уровень. Автор В. П. Максаковский М. «Просвещение» 2007г. атлас, карты, таблицы.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Содержание программы:
Раздел I. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практическая работа№1
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Раздел II. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа №2
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел II. Население мира (5 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов
мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практическая работа №3
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Раздел IV. НТР и мировое хозяйство (7 часов)
НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.
Раздел V. География мирового хозяйства (12 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие
фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа №4
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
КЛАСС
№ Тема Кол-во
часов Дата Практическая работа. Д/з ЕГЭ
Введение (1ч.)
1. Социально-экономическая география в системе географических наук. 1ч. С.5-7 1.1
РАЗДЕЛ . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33Ч)
1.Современная политическая карта мира (5ч.)
2. Политическая карта мира. 1ч. записи 6.2
3. Многообразие стран мира. 1ч. §1с.9 6.1
4. Влияние международных отношений на политическую карту мира.
1ч. Пр. раб №1 Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте. §2 с.12
ТВ.зад3 6.2
5. Государственный строй стран мира.
1ч. Пр.раб №2 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй мира» §3 с.14 6.1
6. Обобщение по теме «Политическая карта мира» 1ч. 6
2. география мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. (6ч.)
7. Взаимодействие общества и природы. 1ч. §1с.19 5.2
8. Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.
1ч. Пр.раб №3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира. §2 с.21 п1,2 5.1
9. Земельные и водные ресурсы стран мира.
1ч. Пр.раб №4 Составление картосхемы, размещение крупных месторождений полезных ископаемых и районов их выгодного территориального сочетания. §2 п.3,4 5.1
10. Биологические, климатические и рекреационные ресурсы. 1ч. §2 п.5-7 5.1
11. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.
1ч. Пр.раб №5 обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей её решения. §3 с.32 5.2
12. Обобщение по теме «География природных ресурсов» 1ч. 5
3. География населения мира (5ч.)
13. Численность и воспроизводство населения.
1ч. Пр.раб. №6 Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору) §1 с.43. 3.3
14. Состав (структура) населения.
1ч. Пр.раб. №7 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. §2 с.50 3.1, 3.2, 3.4
15. Размещение и миграции населения
1ч. Пр.раб №8 объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, северной Америки и европейского пространства. §3 с.54 3.1, 3.6
16. Городское и сельское население.
Население и окружающая среда.
1ч. Пр. раб. №9 Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.) §4 с.56 3.5
17. Обобщение по теме «Население мира» 1ч. С.61 п.6 3
4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4ч.)
18. Характеристика научно-технической революции.
1ч. Пр.раб. №10 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. §1 с.71 19. Мировое хозяйство.
1ч. Пр. рб. №11. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства §2 с.76 4.5
20. Воздействие НТР на мировое хозяйство.
1ч. Пр.раб №12 Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства, экономически развитой и развивающихся стран. §3 с.80 п1-4 4.5
21. Территориальная структура хозяйства и региональная политика. 1ч. §3 п.5-7 5. География отраслей мирового хозяйства (13ч.)
22. География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность.
1ч. Пр. раб. №13 Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира. §1 п1,2 4.1
23. Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. 1ч. §1 п.3-5 4.1
24. Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии. 1ч. §1 п.6,7 4.1
25. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда.
1ч. Пр. раб. №14 Составление характеристики (экономико-географической) одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (реферат, сочинение, картосхема)§1 п.8-12 4.1
26. Агропромышленный комплекс. Растениеводство. 1ч. §2 с.109 п.1-5 4.1
27. Животноводство и рыболовство. 1ч. §2 п.6-8 4.1
28. География транспорта мира. Сухопутный транспорт. 1ч. §3 с.119 п.1-3 4.4
29. Водный и воздушный транспорт.
1ч. Пр.раб. №15 определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем одного из регионов. §3 п.4 4.4
30. География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны. 1ч. §4 с.126 п.1 4.5
31. Международная торговля. 1ч. §4 п.2,3 4.5
32. Международный туризм. Непроизводственная сфера.
1ч. Пр. раб. №16 Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма. П.3 с.130-131 4.5
33. Годовая контрольная работа. 1ч. 34. Обобщение «География отраслей мирового хозяйства» 1ч.