Сценарий ролевой игры на уроках производственного обучения «Приготовление изделий из песочного теста».

Сценарий ролевой игры на уроках производственного обучения «Приготовление изделий из песочного теста».

Разработала: Борцова Е.С.
Мастер производственного обучения
ОГБПОУ «Шарьинский политехнический
Техникум Костромской облости»





«Новое растёт на трёх корнях: голова, сердце, руки».
Н.В. Касаткин

Общая цель производственного обучения призвана пробудить мысль, взволновать душу учащегося, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех.

Цель ролевой игры:
Сформировать умения и навыки по приготовлению изделий из песочного теста.

Задачи мастера производственного обучения при проведении данной игры:
Систематизировать и совершенствовать знания учащихся, полученных на уроках «Технология приготовления мучных кондитерских изделий»
Учить учащихся применять полученные знания и умения в условиях учебного кондитерского цеха:
- рассчитывать сырьё по технологическим картам,
- замешивать тесто,
- выпекать песочный полуфабрикат,
- порционировать полуфабрикаты
- отделывать кондитерские изделия.
Воспитывать умение работать в коллективе сообща, дружно и ответственно.

Ход ролевой игры:
1этап. Знакомство с условиями игры.
Мастер п/о знакомит учащихся с методом ролевой игры.
Мастер п/о знакомит учащихся с правилами и задачами участников
(все учащиеся выбирают роль по желанию, предупреждают о выходе из игры и объясняют причину, играют роль по соответствующей должностной инструкции).
Мастер п/о знакомит учащихся с ролями.

2этап. Проведение игры.
Планирование наряд-заказа.

Наряд-заказ - это план работы на неделю и направлен на ожидаемую прибыль, повышение знаний, умений и навыков учащихся, имиджа и престижа профессии. Наряд-заказ представляет собой конкретный план, позволяющий достичь желаемой цели. На основании наряд-заказа составляется план выполнения технологических операций по приготовлению песочного теста.

Мастер п/о объясняет учащимся:
«Поступил наряд-заказ на изготовление изделия из песочного теста. Необходимо оформить наряд-заказ».
Учащимся даётся задание:
По конкретному рецепту песочного изделия составить наряд-заказ.
2.Распределение обязанностей и ролей.
Эта игра предполагает введение следующих профессий:
заведующий производством,
технолог,
техник по охране труда,
техник по санитарно- гигиеническим правилам,
кондитер,
пекарь.
Каждый учащийся «проживёт» каждую из этих ролей.

При проведении ролевой игры (кроме основных профессий: заведующий производством, технолог, кондитер, пекарь) я предлагаю введение новых профессий:
техник по охране труда (следит, акцентирует внимание и предупреждает о возможных нарушениях техники безопасности на каждом этапе приготовления изделий).
техник по санитарно- гигиеническим правилам (напоминает и контролирует правила санитарии).
Это позволяет технологический процесс приготовления кондитерских изделий рассмотреть более подробно и детально относительно санитарии и охраны труда.
«Проживание» ролей позволяет учащимся расширить кругозор и получить системный взгляд на профессию.

Роли могут распределяться двумя способами.
Первый способ, когда мастер производственного обучения распределяет роли в зависимости от способности учащихся, их уровня обученности и обучаемости.
Второй способ, когда роли распределяют самостоятельно сами учащиеся.

3. Проверка теоретических знаний по разработанным вопросникам для каждой роли и по должностным инструкциям.

4.Практическая деятельность.
Каждый учащийся выполняет свою роль, мастер п/о контролирует и корректирует деятельность учащихся; следит за соблюдением технологического процесса (расчёт сырья, замес теста, выпечка песочного полуфабриката, порционирование изделий, отделка, качественная оценка изделия).

·Позиция мастера производственного обучения в игре:

·Сотрудничество (ненавязчивое),

·Сотворчество (идей, передача опыта, знаний, умений),

·Поощрение инициативы,

·Поддержка в развитии творческих способностей,

·Помощь в подведении итогов ролевой игры.
3этап. Подведение итогов.
После проведения игры мастер п/о организует круглый стол, где заслушивается отчёт каждого «специалиста», обсуждается качество исполнения должностных обязанностей в коллективе, разбираются типичные ошибки при приготовлении кондитерских изделий и способы их устранения.
Роль мастера во время диалога заключается в том, чтобы наблюдать работу круглого стола и по высказыванию учащихся определять уровень овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками.
Также во время круглого стола мастер п/о анализирует ролевую игру, который включает в себя самоанализ учащихся и обратную связь(оценивают работу друг друга).

Приложение:
Должностные инструкции
Вопросники по профессиям
Наблюдательные (оценочные) листы












Карта оценок по ролям.
Тема: Приготовление изделий из песочного теста.

Наименование ролей
Дата:
Ф.и.о.
оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка

Зав. Производством








Технолог








Кондитер








Пекарь








Техник по охране труда








Техник по санитарно-гигиеническим правилам










Профессия «Кондитер»
Почему муку необходимо просеивать?
Как правильно подготавливать яйца перед вводом в тесто?
Как правильно подготовить маргарин, необходимый для замешивания теста?
Какой способ разрыхления используется для приготовления дрожжевого теста?
Влияет ли длительность замешивания теста на его качество?
6. Как надо подготовить дрожжи для замешивания теста?
Профессия «Пекарь»
1. При какой температуре производится выпечка дрожжевых изделий?
2. По каким признакам определяется готовность выпеченных изделий из дрожжевого теста?
3. Какие виды брака Вы знаете и как его устранить?
4. Как влияет режим выпечки на качество изделий?
5. Сколько времени необходимо для выпечки мелкоштучных изделий из дрожжевого теста?
Профессия «Технолог»
Для чего служат технологические карты?
2. Назовите, какое сырьё используется для приготовления дрожжевого теста?
3. Рассказать технологию приготовления дрожжевого теста?
4. Какие требования предъявляются к качеству выпускаемой продукции?
5. Назовите четыре признака готовности дрожжевого теста?
Профессия «Техник по охране труда»
Расскажите о правилах эксплуатации электромеханического оборудования.
Расскажите о правилах регулировки электромеханического оборудования.
Расскажите о правилах безопасности труда.
Расскажите о правилах внутреннего распорядка.
Расскажите о правилах противопожарных мероприятий.
Профессия «Техник по санитарно-гигиеническим правилам»
1. По каким признакам определяется доброкачественность сырья?
2. Назовите сроки хранения продуктов, используемых для приготовления дрожжевого теста.
3. Назовите условия хранения продуктов, используемых для приготовления дрожжевого теста.
4. Рассказать о правилах санитарии и гигиены в кондитерском цехе.
Профессия «Заведующий производством»
Что такое наряд-заказ?
Как правильно рассчитать необходимое количество сырья?
Какие признаки доброкачественных продуктов и органолептические методы их определения Вы знаете?
Какие предъявляются требования к качеству дрожжевого теста?
Какова последовательность закладки сырья при приготовлении дрожжевого теста?

Итоговая оценка по ролям.

Ф.и.о.
вопросники
Должностные инструкции
Итоговая оценка
































Карта оценок по навыкам.
Тема: Приготовление изделий из песочного теста.(1 курс, 1 полугодие)

Навыки
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка

Расчёт сырья








Замес сырья








Выпечка полуфабрикатов








Отделка полуфабрикатов








Порционирование








Качественная оценка









Тема: Приготовление изделий из песочного теста.(1 курс , 2 полугодие)

Навыки
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка
Дата:
Ф.и.о. оценка

Расчёт сырья








Замес сырья








Выпечка полуфабрикатов








Отделка полуфабрикатов








Порционирование








Качественная оценка











15