РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения самостоятельных (внеаудиторных) работ МДК.01.01 Технология слесарных и слесарно-сборочных работ Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике


212725-323850Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения самостоятельных(внеаудиторных) работ
МДК.01.01
Технология слесарных и слесарно-сборочных работ
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Выполнил студент:
____________________________________
группа № 11
Проверил преподаватель:
Кравцов А.М.
Ютановка 2016
00Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения самостоятельных(внеаудиторных) работ
МДК.01.01
Технология слесарных и слесарно-сборочных работ
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Выполнил студент:
____________________________________
группа № 11
Проверил преподаватель:
Кравцов А.М.
Ютановка 2016


ВВЕДЕНИЕ
Профессия слесаря на современном предприятии является одной изнаиболее распространенных профессий, и ее значение с ростом механизации производственных процессов возрастает. Так как в значительной мере качество изготовляемой продукции и бесперебойная работа, например, автоматических линий и устройств зависят от слесарей.
Слесарные работы встречаются во всех отраслях промышленности. Круг работ настолько разнообразен, что слесари, как правило, специализируются по одному из видов работ: лекально-инструментальным, механосборочным, ремонтным, монтажным и др. Но основным для слесаря является выполнение операций: разметки, рубки, правки, гибки, резки, опиливания, сверления, зенкерования и развертывания отверстий, нарезания резьбы, шабрения, притирки и доводки, клепки и паяния.Правила содержания рабочего места
В связи с тем, что рациональная организация рабочего места и правильное размещение инструментов и материалов в процессе работы играют существенную роль в обеспечении ее качества, следует
соблюдать перечисленные ниже правила.
До начала работы необходимо:
проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе;
ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе;
отрегулировать высоту тисков по своему росту;
проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе;
расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.
Во время работы необходимо:
иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент (все остальное должно находиться в ящиках верстака);
возвращать использованный инструмент на исходное место;
постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
По окончании работы необходимо:
очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака;
очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски;
убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали;
выключить индивидуальное освещение.
Задачей техники безопасности является предупреждение несчастных случаев, создание таких условий, которые обеспечивали бы полную безопасность труда работающих и его производительность.
Для обеспечения безопасного выполнения работ следует соблюдать ряд правил:
работать только исправным и заточенным инструментом;
при работе на заточных станках обязательно пользоваться защитными очками или защитным экраном с блокировкой. Не допускать биения заточных кругов. Следить за исправностью вытяжных устройств;
рубку в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;
работать в головном уборе и спецодежде;
тяжелые детали поднимать только вдвоем. Не класть тяжелые детали на край верстака;
не сдувать опилки, не смахивать стружку рукой, а использовать для этого щетку-сметку;
перед началом работы на станках и механизированным инструментом проверять их на холостом ходу и только после этого закреплять инструмент;
работать только при хорошем освещении;
при работе электрифицированными инструментами от сети напряжением свыше 36 В обязательно использовать резиновые перчатки и резиновый коврик;
работать на станках только при наличии исправных ограждений движущихся частей;
после работы с применением масел, смазывающе-охлаждающих жидкостей, кислот, щелочей, соды, флюсов, клеев и т. п. обязательно мыть руки горячей водой с мылом;
при получении мелких травм обязательно обрабатывать ранку йодом и накладывать бинт;
работы с применением кислот, щелочей, флюсов и т.п., а также работы, связанные с выделением пыли, дыма, газов, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжным колпаком;
не выходить на сквозняк в разгоряченном после работы состоянии;
соблюдать при выполнении работы все правила безопасности труда, указанные в инструкциях и технологических картах.
СОДЕРЖАНИЕ
1Общие сведения о слесарных работах …………4
2. Плоскостная разметка……………………….......5
3. Рубка металла…………………………………....7
4. Гибка, правка металла…………………………..9
5. Резка металла…………………………………...11
6. Опиливание металла…………………………..13
7. Сверление, развёртывание, зенкерование…….15
8. Нарезание резьбы……………………………….17
9 Шабрение…………………………………………19
10. Клёпка…………………………………………..20
11. Пайка……………………………………………22
1.Общие сведения о слесарных работах Цель:_______________________________________________________
____________________________________________________________
1.Определите тип и размеры вашего верстака. Соответствуют ли они нормальным размером?
2. Как регулируется высота тисков по росту для параллельных и для стуловых тисков?
3. Описать преимущества и недостатки стуловых тисков?
4. Какие тиски вы знаете?
5. Как устроены неповоротные параллельные тиски?
3501390425451.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Рис. 1. Неповоротные параллельные тиски.
6. Составьте памятку по технике безопасности рабочего
места слесаря.
Оценка:_________
Подпись преподавателя / ___________/
2.Плоскостная разметка
Цель: ___________________________________________________________
________________________________________________________________
Каково назначение разметки?
2. Какие инструменты и приспособления применяют для плоскостной разметки?
3.В каких случаях применяют разметочный циркуль?
4.Почему в процессе заточки нельзя сильно прижимать инструмент
к заточному кругу?
5.Какие из разметочных инструментов:
а) чертилка, б) кернер, в) измерительная линейка, г) циркуль разметочный, д) угольник, е) штангенциркуль разметочный, необходимо выбрать для выполнения следующих видов работ:
1) нанесения разметочных рисок -
2) построение узлов-
3) разметки окружности диаметром более 250 мм -
4) разметки окружностей и перенесения размеров -
6. Из каких основных деталей состоит разметочный циркуль?
457200167640
Рис. 2. Разметочный циркуль
1.
2.
3.
4.
7. Почему для окрашивания деталей из меди и её сплавов
не пользуются медным купоросом?
8. Построить при помощи линейки и циркуля угол 60 и разделить
его пополам.
9. Для чего перед разметкой окрашивают поверхность?
10. Каковы особенности нанесения разметочных рисок назаготовках из алюминия и его сплавов?
Оценка: _________
Подпись преподавателя / ___________/
3. Рубка металла
Цель: _____________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение слесарной рубки?
2. Какие углы заточки зубила выбирают зависимости от твёрдости
обрабатываемого металла?
а)
б)
в)
г)
3. Из каких металлов изготовляют слесарные зубила?
4. Какой слой можно снимать при рубке?
5. Какая точность достигается при рубке металла?
6. Из каких металлов изготовляют слесарные молотки?
7. Какие инструменты использует для механизации рубки?
8. Назовите виды слесарных молотков показанных на рисунке 3 а-г,
их характеристики и назначение.
342900106680
Рис.3. Слесарные молотки.
а)-

б)-

в)-
г)-
9. Назовите части слесарных молотков, показанных на рисунке 3, а-г.
1)-
2)-
3)-
4)-
10. От каких факторов зависит сила удара молотка?
1)-
2)-
3)-
11. Подобрать молоток для рубки:
зубилом шириной 15 мм-
крейсмейселем -5 мм-
12. Меры по предупреждение брака. Техника безопасности.
13. Какие удары вы знаете?
Рис. 4. Удары молотком
127635034290
а)-
б)-
в)-
14. Какие дефекты и по каким причинам могут возникнуть впроцессе рубки?
Оценка _________
Подпись преподавателя / ___________/
Гибка, правка металла
Цель:_____________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение гибки, правки?
2. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
3. Почему для правки тонколистового материала применяют не
молотки, а гладилки?
4. Как проверить качество правки полосы?
5. В каких случаях гибка труб производится в холодном и в
каких в горячем состоянии?
6. Какие дефекты возможны при гибке труб?
7. Опишите технологический процесс и применяемый инструмент для навивки пружин в холодном и в горячем состоянии
8. Определить длину заготовки из стальной полосы, толщиной 12 мм
для кольца с наружным диаметром 120 мм (рис.5, а)
334645158115
1938020-10160
Рис. 5. Определение длины заготовок.
8. Определите длину заготовки скобы с закруглениями. (рис.5, б).
Разбить скобы на участки, как показано на чертеже:
а- 80 мм; b-85 мм; с-120 мм; t-3,5 мм.
9. Определите длину заготовки из стальной полосы толщиной 2 мм
и шириной 10 мм для кольца с наружным диаметром
100 мм. (рис. 5,а).
Оценка: __________
Подпись преподавателя / ___________/

5. Резка металла.
Цель: ________________________________________________________
________________________________________________________
1. Каково назначение резки?
2. Для чего применяют ручные ножницы?
3. Из каких основных деталей состоит ручная ножовка?
1. –
2. -
436245-635 3. -
4. -
5. -
6. -
7. -
8. -
Рис. 6. Ручная ножовка.
4.С какой целью гайка- барашек снабжена лопастями?
5. С какой целью разводят зубья ножовочного полотна?
6. На ножовочном полотне имеется маркировка: 250; 13; 1,6; Р9.
Расшифруйте её.
7. Как правильно установить ножовочного полотна?
502920159385
263969537465

Рис. 7. Установка ножовочного полотна.
а) - б) –
8. Какие меры безопасности следует соблюдать при разрезании металлов?
9. Когда производят резку металла с поворотом ножовочного полотна?
50419099695
Рис. 8. Резка металла с поворотом ножовочного полотна.
10. Объясните, почему при разрезании тонколистового материала
заготовку необходимо зажимать между деревянными брусьями?
Оценка ____________
Подпись преподавателя / ___________/
6. Опиливание металла.
Цель: ______________________________________________________
______________________________________________________
1. Каково назначение опиливания?
2. В каких случаях применяют опиливание?
342900243840 3. Какие типы насечек применяют при изготовлении напильников?
а) -
в) -
ж) -
з) -
Рис.9. Насечка напильников.
4. Какие материалы используют для изготовления напильников?
5. Какими инструментами можно обработать углы 450?
6. Как классифицируют напильники в зависимости от формы поперечного сечения?
1)- 5)-
2)- 6)-
3)- 7)-
4)- 8)-
7. Назовите основные части напильника?
67754517145
Рис.10. Основные части напильника.
8. С какой точностью можно опилить деталь напильником:
а) драчевым (№0 и 1)-
б) личным (№2 и 3)-
в) бархатным (№4 и 5)-
9. Почему при насаживании ручки на напильник удары наносят поручке, а не по напильнику?
10.Опишите технологический процесс определения твёрдости металла
тарированными напильниками

11. Правила техники безопасности при опиливании
Оценка ____________
Подпись преподавателя / ___________/
7. Сверления, зенкерование, развёртывание.
Цель: __________________________________________________________
__________________________________________________________
1. Что называется сверлением и рассверливанием?
2. Для чего применяется сверление?
3. По конструкции и назначению различают сверла:
а)-
б)-
4. Из каких частей состоят спиральные сверла?
Рис.11.Спиральное сверло

5. На шейке сверла имеется маркировка: 19,5; Р18. Расшифруйте её.
19,5 -
Р18 -
6. Как контролируется качество заточки?
7. Виды развёрток?

8. Под каким углом затачивается сверла для обработки:
а) стали средней твёрдости -
б) чугуна -
в) бронзы -
г) алюминиевых сплавов -
д) пластических масс -
9. Назвать основные части зенкера.
Рис. 13. Основные части зенкера.
37719064770
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
10. При работе на сверлильном станке ,следует соблюдать следующие
правила по технике безопасности:
11. Какие размеры маркируются на развёртках?
12. Какой зенкер обеспечивает большую точность- №1 или №2?
13. Из каких материалов изготовляют развёртки?
Оценка
Подпись преподавателя / ___________/
8. Нарезание резьбы.
Цель: __________________________________________________________
_________________________________________________________
1. Какие элементы характеризуют резьбу?
а -
б –
в –
г –
д –
е –
ж -
2. Как различить левую и правую резьбу, однозаходную и многозаходную?
3. На хвостовике метчика имеется маркировка М16, Р18, Н3.
Расшифруйте ее:
М16 –
Р18 –
Н3 -
4. Из каких материалов изготовляются инструменты для нарезания резьбы?
5. Как определить диаметр сверла для обработки отверстия под резьбу?
6. При нарезании внутренней резьбы используют комплект метчиков.
Объясните, чем отличается устройство каждого из метчиков в комплекте, в какой последовательности и почему их применяют?
35369597155
Рис. 16. Комплект слесарных метчиков.
7. Из каких частей состоит метчик?
23876092710
Рис. 17. Метчик.
8. Как выбирать диаметр стержня под нарезание резьбы?
9. Почему длина рукояток плашкодержателя должна быть одинакова?
10. Какие технические средства использует для контроля наружной резьбы?
11. Расшифровать маркировку плашки:
труб 3/4" -
ХВСГ -
Л -
12. Какие меры безопасности следует соблюдать при резьбонарезании?
Оценка _____________
Подпись преподавателя / ___________/

9. Шабрение.
Цель: ____________________________________________________
____________________________________________________
1. Перечислите конструкции и виды шаберов?
а)-
б)-
в)-
г)-
д)-
е)-
ж)-
2. В каких случаях и для чего применяют шабрение?
3. Из каких материалов изготавливается шабера?
4. Виды шабрения.
5. Почему шабер после заточки необходимо доводить?
6. Как выбирать углы заточки шаберов (рис. 19, а-в) для обработки
391795155575 чугуна и бронзы, стали, мягких металлов.
Рис. 19. Углы заточки шаберов.
а)-
б)-
в)-
7. С какой целью производится окрашивание поверхности перед шабрением?
8. Для получения высокого качества шабрение необходимо проводить
в такой последовательности:
9. Правила безопасной работы при шабрении.
Оценка ________________
Подпись преподавателя / ___________/
10. Клёпка.
Цель______________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение клёпки, и в каких случаях она применяется?
2. Назовите виды заклепок, показанных на рис. 20, а - г.
408940115570

3. Как выбрать сверло для сверления отверстия под заклепку?
4. Какие материалы применяют для изготовления заклёпок?
5. Как определить длину стержня заклёпки?
6. Как различают заклепочные соединения по характеру расположения соединяемых деталей?
2813055016500
а)-
б)-
в)-
г)-
Рис. 21. Заклепочные соединения.
7. Какие инструменты применяют для клёпки?
8. Из каких материалов изготовляются инструменты для клёпки?
9. Какие инструменты потребуются для обработки отверстия под заклёпку
с потайной головкой диаметром 10 мм?
10. Определите диаметр заклёпки для склёпывания листов толщиной
3 и 5 мм.
11. Определите диаметр отверстия под стержень дюралюминиевых заклёпок диаметром от 4 до 40 мм?
12. Какое оборудование применяют для машинной клёпки?
13. Какие дефекты могут появиться в заклёпочном соединении и по каким причинам?
16. Правила безопасной работы при клёпке.
Оценка _______________
Подпись преподавателя / ___________/

11. Пайка
Цель: _______________________________________________________
_________________________________________________________
1. Для каких целей и при выполнении, каких сборочных работ
применяют паяние?
2. В каких случаях применяют паяние мягкими припоями?
3. В каких случаях применяют паяние твёрдыми припоями?
4. Как подготовить поверхность под паяние?
5. Почему не допускается перегрев паяльника?
6. Какие инструменты и приспособлении применяют при паянии?
Оценка _______________
Подпись преподавателя / ___________/

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Слесарно-сборочные работы Б.С.Покровский-М. ИЦ «Академия»,2013-352.
2. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении Зайцев С.А., Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Куранов А.Д. - М.: ИЦ Академия, 2014.-288 с.
3. Контрольно-измерительные приборы и инструменты Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н., Меркулов Р.В.- М.: ИЦ Академия , 2013.-464 с.
Н.И.Макиенко. Общий курс слесарного дела. М. Высшая школа. 2005.-334с.
4. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. С.АЗайцев, А.Д.Куранов, А.Н.Толстов.- М. Издательский центр. Академия, 2007.-240с.