Особенности подготовки к ЕНТ по истории Казахстана учителя истории Березовского КШД Сугурбаевой И.Ж.


Бурлинский район
Березовская общеобразовательная средняя школа
Выступление на районном семинаре
«Особенности подготовки
к ЕНТ по истории Казахстана»
Подготовил: учитель истории
И.Ж.Сугурбаева19 октябрь,
2012 год
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и 
совершенствоваться –
вот единственный курс учительской жизни.Ушинский К.Д.
Особенности подготовки к ЕНТ по истории Казахстана (1 слайд)
Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь. 
(2 слайд)В одиннадцатом классе на первый план выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевают все остальное. 
(3 слайд)
Главная проблема при сдаче ЕНТ-как добиться того, чтобы каждый ученик в каждой школе получил хороший результат. 
(4, 5 слайд)
Существует три главных аспекта проблемы подготовки учащихся к ЕНТ: психологический, методический, контролирующий. 
Хочу остановиться на них поподробнее.
Психологический аспект исследуется психологами школы, но и каждый учитель должен обращать свое внимание на этот аспект.
ЕНТ- это прежде всего стресс. Опыт показал, что как это ни странно, стресс для учеников, которые знают материал. В прошлом году это было особо заметно.
У них больше сомнений, больше ответственности, больше волнения за результаты тестирования. Чтобы стрессы не мешали ученикам готовиться, нужно проводить психологические тренинги. Уже на первых занятиях уделять время психологическим моментам, как использовать свои ресурсы наиболее оптимально и с наименьшими трудностями. Для этого знакомлю учеников с памяткой «Как лучше подготовиться к ЕНТ».
Памятка «как готовится к ЕНТ»1.Начиная подготовку, помни, что накопление знаний идет постепенно, это долгий процесс, радуйся даже малым успехам, т.к именно с этого закладывается основа твоих будущих успехов. От ошибок никто не застрахован, по мере твоего продвижения по трудному пути накопления знаний их будет становиться все меньше и меньше.2.Начти с самого простого, подготовь литературу (учебники за курс средней школы по предмету и тестовые задания)3.Занимайся каждый день не менее 1 часа. 4.Сначала выучи теоретический материал по определенной теме, затем отработай материал на практике. Помни, что без контроля над усвоением знаний, твои попытки достичь успеха, тщетны5.Работая над текстом, обрати внимание на даты, понятия, имена, выводы, записанные специальным шрифтом в тексте учебника, составь краткий конспект6.Если встретились затруднения, не стесняйся получить консультацию учителя или более подготовленного ученика. Помни: «Стыдно не тогда, когда не знаешь, а когда не хочешь знать!»7. При подготовке ставь перед собой цели, устанавливай сроки работы над темами и помни, от того, как распределите работу, зависит твой успех.
Контролирующий аспект.
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ЕНТ.
Занятия проводятся в два этапа:А) лекции, где рассматриваются темы блоками. Материал лекций – это учебники по истории, которые рекомендованы Министерством Образования. Затем на их основе составляются тесты. В ходе лекции используются наглядно - иллюстративный метод, памятки по изучению восстаний, характеристики исторических деятелей… проводятся лекции в виде вопросов – ответов по именам, событиям датам, понятиям.Б) работа учеников с тестами. Эта работа осуществляется строго индивидуально и после того как ученик выучит тему. После ответов ученика, результаты проверяются по ключу. Определяются неверные ответы, на которые ученик должен найти правильный ответ в учебнике. Сам ученик устраняет ошибки и корректирует свои знания. Неправильные ответы обязательно вносятся в тетрадь по подготовке к ЕНТ.
Успешнее всего мы учителя реализуем методический аспект.
Мой опыт подготовки к ЕНТ небольшой. С 2009 года я начала свой трудовой путь в Березовской школе и 3 года подряд готовила выпускников к этому серьезному в жизни экзамену.
( 6 слайд)
За эти годы я накопила достаточное количество методических пособий, сборников тестов, выпущенных в разные годы, информацию о различных методических приемах подготовки к тестированию, которые использую в своей практике.
Разного уровня пособия для подготовки учащихся позволяют четко и последовательно организовывать процесс подготовки к ЕНТ.  (7 слайд)
Тренинги по мнемотехнике – это знакомство учеников с приемами качественного и быстрого запоминания исторических фактов и дат. Для этого предлагаю использовать методы ассоциаций, сопоставления, составление логических цепочек… создание ситуаций для включения различных типов памяти- моторной, образной, словесно- логической, эмоциональной, использование занимательной информации и проблемных ситуаций. На дополнительных занятиях – работа в парах, введение эпизода из биографии исторического деятеля, зачитывается небольшой фрагмент из мемуаров, художественной литературы. Ученики знакомятся и заучивают вопросы с уже готовыми ответами по вопросам определенной темы. Правильные ответы фиксируются в памяти, а затем отвечают на тесты, вопросы в которых изменены и имеют несколько ответов.(8 слайд)Далее на примере изучения конкретной темы я покажу, как мною осуществляется подготовка к ЕНТ. В качестве примера я решила взять тему «Государства раннего и развитого средневековья на территории Казахстана», на мой взгляд - это одна из сложных тем, так как в истории каганатов много общего и учащиеся часто путаются в хронологии, территориях каганатов, исторических деятелях, военных столкновениях. Исходя из этого, при изучении каганатов необходимо обратить внимание на следующие моменты:  изучение хронологии (работа с датами, исторической последовательностью каганатов)  работа с картой  изучение истории каганатов по опорным конспектам  работа с терминами  составление сводной таблицы « Раннесредневековые государства на территории Казахстана»  тестирование по теме 
(9, 10 слайд )ИЗУЧЕНИЕ ХРОНОЛОГИИ Для лучшего запоминания дат рекомендую их ассоциировать, например, Тюркский каганат существовал 51 год, Тюргешский-52 года, Западно-Тюркский -101. Работа с материалом по хронологии требует умения определять век по дате, относить дату к началу века, первой или второй половине, устанавливать продолжительность события, связывать дату и событие со временем правления конкретных лиц: каганов, ханов. Соотносить дату и век учат еще в 5 классе, но, как показывает практика, некоторые ребята не умеют делать этого и в старших классах, а в ЕНТ много вопросов, в которых вариант ответа дается именно в веках. Например, когда образовалось Казахское ханство? (1465-1466гг-это вторая половина Х V века) Поэтому необходимо поработать и над этими навыками.
(11 слайд)РАБОТА С КАРТОЙ 
Изучение исторического пространства невозможно без карт. Сейчас школы обеспеченны картами практически по всем периодам истории Казахстана, что значительно облегчает работу. Исторические карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств друг от друга, районы населения народов, районы классовой борьбы, пути военных походов, места битв и сражений, данные экономического характера, маршруты путешественников и т.д. Работая с картой, учащиеся должны показать место нахождение каганата, его столицу, направление походов каганов, основные места сражений. По карте также можно проследить хронологическую последовательность каганатов. В результате развивается образное мышление, а возникший образ надолго остается в памяти учащегося, и когда попадается вопрос в ЕНТ связанный с территорий каганатов, у учащихся не возникает трудностей. 
(12 слайд)ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ПО ОПОРНЫМ КОНСПЕКТАМ 
Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. • Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала. Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект. Используя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал. Ученикам хорошо видно, что они должны усвоить по данной теме. Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усвоении знаний и при подготовке ЕНТ.
(13 слайд)РАБОТА С ТЕРМИНАМИ 
Урок истории не мыслим без исторических терминов, которые помогают показать эпические особенности эпохи, расширяют и активизируют словарный запас детей. При знакомстве с терминами обязательно стараюсь дать их этимологию. При закреплении использую работу с терминами. Например, соотнеси исторические термины и их определения, « термин по определению».
(14 слайд)СОСТАВЛЕНИЕ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы. Кроме того составленная таблица является хорошем подспорьем при подготовке к ЕНТ.
Подобные таблицы составляют учащиеся по многим темам, Эффективно если тетради ведутся с 6 класса, сохраняются, и к 11 классу основные темы систематизированы в таблицах. 
(15 слайд)ТЕСТИРОВАНИЕ 
Большую помощь оказывает тестовая система проверки знаний. Тестирование облегчает работу учителя и упрощает проверку знаний. Тестовые задания не только контролируют, но и способствуют усвоению новой информации, систематизации знаний. Тесты используются и как способ текущей проверки, и как контроль на уроках повторения. В качестве домашнего задания старшеклассникам уже знакомым с формой работы, можно предложить самостоятельно составить тест, используя материал учебной темы. Цель такой работы – не только проверить усвоение материала, но и оценить степень осмысления информации, создать условия для применения знаний. Использование тестов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений, повышению объективности оценивания, формированию внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности. Тесты использую и «открытые», и «закрытые». Необходимо отметить, что тесты конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют оценить весь спектр достижений школьников (например, тесты не позволяют проверить, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать). Иногда выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Однако, даже с учетом указанных недостатков тестировании сегодня остается мощным, оперативным, надежным и объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений в развитии учебно-интеллектуальных умений. Тем более что сдача ЕНТ происходит именно в форме тестов. Поэтому целесообразно проводить проверку знаний именно в форме тестирования.
Тестирование провожу с учащимися, учитывая их индивидуальные особенности. Еще подробнее расскажу позже при ознакомлении с рабочей папкой.
(16 слайд)
(17, 18 слайд)
МОНИТОРИНГ
Система подготовки к ЕНТ не будет завершенной, если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг просто необходим. 
(19 слайд)(20 слайд)
После каждого пробного ЕНТ прослеживается рост и понижение у учащихся.
(21, 22 слайд)Информация, полученная в результате такого мониторинга крайне важна и полезна для учителя, служит основанием для прогнозирования дальнейшего результата, для постановки новых ближних и дальних целей. 
Таким образом, комплексное использование всех форм работы, приведение их в систему, позволят добиваться неплохих результатов. В прошлом 2011-2012 учебном году средний балл по истории Казахстана- 18 баллов, из 7 учащихся сдававших ЕНТ на «5» сдали 2 учащихся, на «4»-4, и на «3»- 1 человек, претенденты на «Алтын белгі»- 2 подтвердили свои знания, а у Рыбинской А. не хватил один балл.
Все попытки учителя тщетны, если сам ученик не заинтересован в обучении и нет контроля со стороны родителей.