Конспект НОД по «художественно – эстетическому развитию» музыкальная деятельность детей группы старшего дошкольного возраста


Конспект непосредственной образовательной деятельности
по «художественно – эстетическому развитию» музыкальная деятельность детей группы старшего дошкольного возраста
(от 6 до 7 лет)
Тема: «Путешествие в мир музыки»
Автор разработки: музыкальный руководитель Благодатских Г.Р.
Доминирующая образовательная область: художественно - эстетическая.
Цель непосредственной образовательной деятельности: Содействовать развитию у детей творческих музыкальных способностей.
Задачи:
Научить детей навыкам ансамблевого исполнения.
Развивать чувство ритма у детей через восприятие музыки, элементарного музицирования и музыкально – ритмических движений.
Формировать певческие навыки детей.
Воспитывать музыкальную культуру: восприятие музыки, исполнительство. Способствовать музыкально-эстетическому развитию детей.
Образовательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Формировать интерес к различным видам музыкальной деятельности.
2. Содействовать развитию воображения и творческой активности.
3. Способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между ритмом, мелодией и исполнением, делать простейшие обобщения.
ОО «Социально – коммуникативные»
1.Содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
2. Формировать готовность детей к совместной деятельности.
3. Развивать социально - эмоциональный интеллект.
ОО «Речевое развитие»
1. Развивать компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связной речи — диалогической и монологической форм.
Развивающие:
ОО «Познавательное развитие»
1.Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.
ОО «Социально – коммуникативные»
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
ОО «Речевое развитие»
1.Развивать речь ребенка посредством музыкально – ритмической деятельности.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческие способности.
2. Способствовать удовлетворению потребности детей в самовыражении.
ОО «Физическое развитие»
Способствовать совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, развитию выразительности движений.
повышению умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления
Воспитательные:
ОО «Речевое развитие»
1.Воспитывать желание и умение дослушивать исполнение партнеров в музыкальной деятельности.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1.Воспитывать эстетическое отношение к музыке и окружающему миру.
Виды детской деятельности: Восприятие музыки, пение, элементарное музицирование, музыкально – ритмическая деятельность.
Материалы и оборудование:
ТСО: ноутбук, проектор, экран, компьютер, инструменты по количеству детей, портреты композиторов.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа):
Индивидуальная работа: Кирилл, Ульяна - помочь преодолеть застенчивость и вовлечь в коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность через музыкально - ритмическую деятельность при исполнении на музыкальных и шумовых инструментах. Камилла, Фатима, Салават - поощрять попытки высказывать своѐ мнение; упражнять в согласовании слов в предложении.
Методы
метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
Приёмы, используемые в работе:
- наглядный: просмотр мультимедийной презентации по теме:
- словесный: беседа, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос-ответ, поощрение;
- практический: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по музицированию в групповой форме работы).
игровой: игровая мотивация и упражнения, сюрпризный момент, использование воображаемой игровой ситуации
Словарная работа:
Пассивный словарь: Интонация, композиторы Брамс, Рахманинов, Прокофьев.
Активный словарь: музыка, ритм, игра, музицирование, композитор.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники проявляют любознательность и интереск интегрированной форме музыкальной деятельности.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал, встают, образуя круг.
Музыкальное приветствие по Д.Б.Кабалевскому «Здравствуйте!»
М.Р. Ребята как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети: Со знакомства, с подаренной игрушки, с дружбы, может начинаться с улыбки. (Добиваюсь от детей полных ответов).
М.Р. Конечно, дружба может начинаться со знакомства, с подаренной игрушки, и, конечно – же, дружба может начинаться с улыбки. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте мы сейчас улыбнемся им и весело поздороваемся.
М.Р.: (Предлагаю поздороваться иначе с гостями) «Таба – да – ба – даба, здравствуйте!» (Показываю: движения рук по коленям, хлопки. Дети выбирают себе гостя и выполняют движения вместе с детьми,
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
М.Р. Дети, мне очень понравилось, что вы все сегодня радостные. Веселые дружные. Пройдите ко мне и послушайте, о чем я хочу вам рассказать…
(Дети садятся на стульчики).

Тихо – тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.
Ребята, мир музыки интересный и разнообразный. А хотели бы вы стать настоящими музыкантами?
Дети: Да! (хоровой ответ)
М.Р.Тогда подскажите, пожалуйста, с чего начинается музыка!?!
Дети: с ритма, мелодии и музыкальных инструментов. (Слежу за полными ответами детей) Салават, повтори, Ульяна, повтори! (активизирую несколько детей)
М.Р. Да, конечно, музыка начинается с ритма, мелодии и музыкальных инструментов. А какие вы знаете музыкальные инструменты?
Дети: фортепиано, дудочка, скрипка, и т.д. (перечисляют названия инструментов).
М.Р. А сейчас я прошу вас отгадать загадки про музыкальные инструменты
(Загадываю загадки про инструмент).
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)
(дети отгадывают загадки, затем показываю ответы на слайдах, звучание инструментов в записи, и так далее со всеми ответами загадок).
Тра-та-та, тра-та-та!
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота. (Барабан)
В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница ... ( Скрипка).
(Вдруг неожиданно в записи звучит оркестровый шум, на экране появляется смешная рожица – инопланетянина).
М.Р. Ребята, слышите какие – то странные звуки, что – то непонятное, вы можете сказать, какой это инструмент?
Дети: нет, не понятные звуки!
М.Р.: Да и я не могу ничего понять, неопределенные звуки!? Посмотрите, на экране появилось изображение, а под ним письмо! Давайте прочитаем его!
«Ребята, мы маленькие жители далекой сказочной планеты! Нас заколдовали пришельцы и уничтожили наш музыкальный мир. Мы не помним, какой интересной была наша жизнь до этого. Пожалуйста, помогите, покажите и расскажите нам, что такое музыка!»
М.Р.: Дети, как вы думаете сможем ли мы помочь инопланетянам:(Даю детям наводящие вопросы, с чего начинается музыка?)
Дети: Да, конечно!. М.Р.: И с чего мы начнем?
Дети: с ритма
М.Р А как вы думаете, где присутствует в нашей жизни ритм?
Дети: биение сердца, тиканье часов, шаги человека (у пожилого человека с тростью, у мамы на каблучках ) - Показывать движениями вместе с детьми во время перечисления давайте с вами прослушаем биение сердца, кто сможет ритмично простучать.(приглашаю ребенка для образца).
М.Р.: Я предлагаю вам сыграть в ритмическую игру: «Тюшки – тютюшки».
Я показываю детям образец ритма.
«Тюшки – тютюшки: делали хлопушки!»I I I / I I I / I I / I /- показ М.Р. с проговариванием «хлоп».
Дети - показывают ритм с проговариванием с М.Р.
Только дети - с проговариванием без М.Р.
Только дети – без слов.
«Тюшки – тютюшки: сделали шлепушки!»I I I I I I I I / I I I / - показ М.Р. с проговариванием «шлеп».
Дети - с проговариванием с М.Р.
Только дети - с проговариванием без М.Р.
Только дети – без слов.
Топают ногами - «Хорошо живет на свете Виннипух».
«Тюшки – тютюшки: хлопушки и щелкушки!»
I I / I I I / - показ М.Р. «щелк - щелк, шлеп – шлеп – шлеп».
Дети - с проговариванием с М.Р.
Только дети - с проговариванием без М.Р.
Только дети – без слов.
«Тюшки – тютюшки: бомбушки - топотушки!»
I I I I I I / I I I / - М.Р. бом, бом, бом…, топ – топ -топ
Дети - с проговариванием с М.Р.
Только дети - с проговариванием без М.Р.
Только дети – без слов.
М.Р. играет на инструменте:
дети импровизируют под музыку звучащими жестами,
дети импровизируют под музыку звучащими жестами с закрытыми глазами.
Далее предлагаю детям перейти к следующему заданию №2.
М.Р. Ребята, а сейчас переходим к следующему заданию - нужно показать звучащими жестами следующее сочетание названий фруктов (произношу текст упражнения с показом движений, на слова «Лимон – хлопают в ладоши четвертями, Апельсин – шлепаю по коленям восьмыми и четвертью, банан – топаю ногами, мандарин – щелкаю пальцами). Итак, приготовились выполнять упражнение!!!
1). ЛИМОН - АПЕЛЬСИН - БАНАН - МАНДАРИН
Хлоп - хлоп шлеп – шелеп - шлеп топ - топ щелк – щелк – щелк
2). Ритмизация без проговаривания.
3). Ритмизация под музыку с проговариванием.
4). Ритмизация под музыку без проговаривания.
5). Импровизация жестов на заданную музыку без проговаривания.
МР.: Молодцы, Ребята, как здорово, все у вас получилось. А как вы думаете, посмотрев на наши видео записи (обращаю внимание детей на видеозапись) друзья – инопланетяне поймут, как исполнять ритмическую музыку.
Дети: Мы думаем, что инопланетяне поймут как играть ритмическую музыку. Повтори, Ульяна, (активизирую несколько детей).
МР: Ребята, я предлагаю вам переместиться со стульев на середину зала. Пройдите пожалуйста, встаньте в круг, а теперь сядьте на пол. (Выставляю м/и на середину круга и провожу игру на развитие ритма с шумовыми инструментами - маракассы)
МР: Берем инструменты в правую руку, левую руку убираем назад. Ритмично передаем по кругу шумовой инструмент.
(Дети выполняют задание, затем предлагаю выполнить те же движения, но правой рукой).
Дети вместе с м.р. выполняют задание с проговариванием:
«У меня, у тебя» - левую руку убрали, работает правая.
«Взял – отдал» - правую руку убрали, работает левая рука.
Без слов – внутренний контроль.
Игра на музыку «Тумба – хей».
М.Р. Вы хорошо справились с заданием. Я предлагаю вам продолжить игру на инструментах с движением. Я прошу мальчиков взять в руки бубны и встать по кругу. На 1 часть музыки играют мальчики, на 2 часть девочки с переходами.
Р.Н.М. «Из под дуба» - с переходом.
М.Р. Мы действительно подтвердили, что музыка начинается с ритма, а потом на нее накладывается музыка. И опять же, обращаясь к нашей записи, как вы думаете нашим инопланетянам все будет понятно, для исполнения ими музыки с шумовыми инструментами?
Дети: я думаю, что понятно! (опросить 2 детей)
М.Р. А теперь мы попробуем на ритм наложить самый главный инструмент, который создала природа. Что это?
Дети отвечают: (голос!)
М.Р. Но мы будем не только ритмизировать и петь, но еще и играть на музыкальных инструментах одновременно. Ребята, встали все, и подошли к столам. Возьмите инструменты и приготовьтесь к исполнению.
(Работа в круге, сидя на полу, напоминаю детям об осанке).
М.Р. Ребята, послушайте. Я пропою вам мелодию новой попевки. А вы постарайтесь ее запомнить. (Пою и играю)
У кота – воркота колыбелька хороша!
А у Саши мово есть получше его.
Приди котик ночевать, мово Сашеньку качать.
Я тебе, коту, за работу заплачу.
Дам кусочек пирога и кувшинчик молока!
М.Р.: Молодцы, ребята! положите все инструменты и подойдите ко мне!
М.Р: (обращаю внимание на видеозапись). Ребята, давайте разберемся, смогут ли наши друзья сыграть и спеть так как мы с вами?
Дети: я думаю, что да!
М.Р. Ребята, когда мы с вами исполняем песню, играем в оркестре? Как называют нас?
Дети: Исполнители!
М.Р.: Но чтобы исполнить музыку для нас исполнителей, нужно чтобы ее написали. Кто пишет музыку?
Дети: Композиторы.
М.Р.: И мы с вами прослушаем сегодня… музыкальные произведения: «Колыбельная» - Иоганесс Брамс, «Полька» Рахманинов, «Марш» - Прокофьева.
Прозвучит три музыкальных произведения разных по жанру, я прошу изобразить характер каждого в движении и на окончании музыки замереть, создавая определенную фигуру.
Дети выполняют задание самостоятельно.
М.Р. Ребята, давайте вспомним и покажем нашим инопланетянам русский народный танец, который мы исполняем в тройках
(Дети выстраиваются по тройкам в центре зала, напоминаю им движения и затем под музыку исполняем танец)
М.Р. ребята, вы хорошо исполнили танец и я думаю, что нашим гостям он тоже понравился и они с удовольствием будут его танцевать.
Заключительная часть.
М.Р.: Ребята, наша встреча подходит к концу, давайте вспомним чему мы ее посвятили.
Что вам понравилось?
Дети: Мы посвятили наше занятие музыке, и выяснили из чего она состоит.
Музыка состоит из ритма, мелодии, пения, музыкальных инструментов
М.Р. Правильно, ребята!