Справка ВШК по иогам посещения уроков технологии по вопросу Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии

Справка
Внутришкольного контроля по итогам посещения уроков технологии по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии».
Сроки: декабрь 2015 г
Форма контроля: посещение уроков технологиис последующим анализом.

С 15.12 – 27.12.15 г. была проведена проверка уроков технологии в 5 – 11 классах по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии». С этой целью была проведена следующая работа:
1.Посещены уроки технологии в 5 – 11 классах.
2. Проведена «неделя» технологии
3. Проверены рабочие программы учителей.
Анализ посещённых уроков показал, что учителя Сабельникова Т.И. и Ефименко Н.А. имеют рабочие программы по технологии. Структура программ соответствует принятому школой локальному акту. Поурочные планы подробные, технологические карты в 5 классе учителя имеют к каждому уроку.
Уроки Сабельниковой Т.И. хорошо продуманы, начинаются организованно, четко поставлены цели и задачи. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. Учащиеся хорошо владеют терминологией предмета, активны, инициативны. На уроках удачно организована самостоятельная работа по изготовлению изделий из ткани, во время которой используются технологические карты. Уроки Сабельниковой Т.И. построены на основе государственных стандартов и программ. В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. Свою педагогическую деятельность Тамара Ивановна планирует так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. На уроках Сабельникова Т.И. реализует эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств. В процессе преподавания предмета учитель решает следующие задачи:
- привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства
- формирование политехнических знаний и экологической культуры
- развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи
- обеспечение учащихся возможностями профессионального самоопределения
- воспитание трудолюбия и культуры труда
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
На своих уроках Сабельникова Т.И. формирует творчески активную личность.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» учащиеся сами выбирают тему проекта и выполняют его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Учитель считает, что проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта Сабельникова Т.И. предлагает учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
При выполнении проектов учащиеся выполняют практическую работу. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание Тамара Ивановна уделяет оформлению проектов. На уроках использует различный уровень обучения, применяет дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагает учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
Особое внимание уделяет Сабельникова Т.И. самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве. При объяснении теоретического материала учитель использует различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто дает задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использует проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема и ученики самостоятельно исследуют пути решения.
Тамара Ивановна практикует работу учеников в парах и группах. Учитель применят личностно ориентированные технологии, которые обеспечивают комфортные бесконфликтные условия обучения и здоровьясбережения. На уроках Тамары Ивановны царит атмосфера сотрудничества, гуманно-личностный подход к каждой ученицы. Учитель на уроках использует современные педагогические технологии в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе Повышается ответственность за результат коллективной работы; Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
На своих уроках Тамара Ивановна раскрывает индивидуальность учащихся , помогает им развиться, помогает обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Учитель готовит девочек к самостоятельной жизни.
Уроки технологии у мальчиков преподает учитель Ефименко Н.А. Содержание уроков соответствует изучаемой программе. Уроки построены логически верно, этапы уроков четко прослеживаются, структура уроков соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. В ходе уроков прослеживается система работы учителя: у учащихся сформированы специальные знания, умения и навыки по изучаемому предмету; учащиеся понимают и выполняют инструкции учителя. На этапе повторения учащиеся показывают хорошие знания инструментов, необходимых в работе слесаря, объясняют их предназначение и правила работы с данными инструментами. Объяснение нового материала педагог выстраивает в форме беседы, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания, практический опыт. Большое внимание в ходе уроков педагог уделяет расширению активного словарного запаса учащихся. При переходе к практической части урока учащиеся, совместно с учителем вспоминают общие правила техники безопасности при работе со слесарными инструментами, педагог знакомит учащихся с правилами по технике безопасности, относящимися непосредственно к теме урока. В ходе выполнения практической работы учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, обращает внимание учеников на типичные ошибки в работе. Учитель использует директивно- понимающий стиль общения. Учащиеся на уроке активны, проявляют интерес к изучаемому предмету. Уровень достижения поставленных целей на уроках – оптимальный. Преподавание уроков технологии у мальчиков направлено на освоение технологических знаний. Открытые уроки Никиты Андреевича отличаются новыми технологиями, новыми подходами мышления, мультимедийными презентациями. А вот рабочие уроки Ефименко Н.А. продуманы недостаточно чётко, учитель может работать долго с одним учеником, а классу в это время нечего делать. Учитель периодически адресует вопросы классу, но дети их не слышат, переспрашивают, отвечают, читая по учебнику. На протяжении всего урока в классе стоит гул. У учителя не всегда получается найти способы и средства для активизации внимания учащихся на уроке. Ефименко Н.А. не до конца продумывает этапы урока, учитель не разнообразит формы и методы работы с учащимися, хотя сам прекрасно владеет ТСО.
Рекомендации:
Учителю Ефименко Н.А.:
1. Больше внимания уделять организационному моменту на уроках в средних и
старших классах.
2. Продолжить практику преподавания нетрадиционных уроков с использованием
метода проектов с целью развития интереса к предмету, общеучебных навыков.
3. Требовать от учащихся постоянного выполнения домашнего задания.
4. Более чётко продумывать каждый этап урока.
5. Избавляться от хоровых ответов.
6. Включать инструктаж на рабочем месте при проведении практических занятий как этап урока.
Учителю Сабельниковой Т.И.:
1.Шире внедрять в учебный процесс ИКТ.
2. Включать инструктаж на рабочем месте при проведении практических занятий как этап урока.

Заместитель директора по УВР Л.А.Войнова

Со справкой ознакомлены:

- Сабельникова Т.И.
- Ефименко Н.А.

Справка рассмотрена на совещании при директоре 2015г