А.С. Пушкин.Капитанская дочка. 8 урок. Становление характера Петра Гринёва под влиянием благих потрясений.

УРОК 8
Становление характера Петра Гринёва под влиянием благих потрясений.
Самостоянье человека залог величия его.
А. С. Пушкин

Знания на уроке: обобщение, систематизация знаний, составление сложного плана.
Словарная работа: благое потрясение», иллюзия.
«Благой» церк., стар., а частью и ныне: добрый, хороший, полезный, добродетельный, доблестный.

ХОД УРОКА
Первая часть урока ответы на вопросы домашнего задания. Ответы учащихся мы обобщим, составив сложный план к поставленной теме урока. Пункты плана записываются учителем на доску, а учащиеся записывают их в рабочие тетради. Опыт показывает, что труднее всего формулируется первый пункт плана вступление. Поэтому подробно проговорим этот пункт, а запишем кратко.

ПЛАН
I. Характер человека, его личность формируются в тех испытаниях, которые выпадают на его долю. Задача человека достойно выдержать эти испытания. А мужество и благородство могут проявиться по-разному. (Запись в тетради: «Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях».)
II. Жизненный путь Гринева дорога чести.
1. Детские и юношеские годы. Жизнь в отцовской усадьбе. Мечты о службе в гвардии и веселой жизни в Петербурге, путаница в нравственных понятиях.
2. Самостоятельная жизнь Петра Гринева утрата многих иллюзий, становление души и характера.
а) проявление различных сторон характера Петруши в двух встречах: легкомыслие, своеволие, сменившиеся стыдом и раскаянием (встреча с Зуриным), сострадание, милосердие (встреча с вожатым);
б) взросление героя, укрепление лучших задатков его характера в Белогорской крепости симпатия к простым добрым людям, занятия литературой, любовь.
3. Гринев во время грозных исторических событий:
а) готовность на подвиг или на смерть вслед за комендантом и неожиданное спасение;
б) столкновение с нерешительностью, равнодушием оренбургского командования и необходимость самому ехать в осажденную крепость;
в) соприкосновение с личностью вождя народного восстания, невольная симпатия к широте и обаянию его души («Изверг, злодей для всех, кроме одного меня».)
4. Сила характера, нравственная стойкость Гринева, умение не терять ни бодрости, ни надежды во время драматических событий окончания войны, ареста и помилования.
5. Невольное сочувствие, сострадание Пугачеву, смысл последней (четвертой) встречи на казни, последний взгляд в глаза не преступнику, а человеку.
6. Особенность отношения Гринева к людям умение любить, помогать, прощать.
7. Тема чести, связанная со смыслом жизни, с выбором своего пути. Вывод, к которому приходит Гринев: во всех тяжелых жизненных испытаниях нужно сохранять доброту и благородство.

Домашнее задание.
1. Какое впечатление произвела на вас Маша Миронова?
2. Как раскрывается характер Маши в любви к Гриневу?
3. Какие качества характера проявила Маша в тяжелых обстоятельствах после смерти отца и матери?
4. Как Маша борется за спасение чести и доброго имени своего жениха?
5. Как проявила свою милость императрица?
6. Используя план, подготовиться к сочинению о П.А. Гриневе.

По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.



 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1994. С. 222
 Иллюзия 1. Обман чувств, нечто кажущееся. 2. (Перен.) Нечто несбыточное, мечта (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. С. 212.)