ФОС по дисциплине Основы программирования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛИВЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУНИВЕРСИТЕТА - УНПК
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Кафедра естественнонаучных дисциплин




ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
по дисциплине
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

основной профессиональной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах









2015
Автор: преподаватель Шатохина Е.Н.____________



Настоящий фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах по программе подготовки специалистов среднего звена и предназначен для контроля формирования составных частей компетенций, формируемых дисциплиной «Основы программирования» у студентов, обучающихся по очной форме.


Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен:

на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин
Протокол № _____ от «___» ______________ 20__ г.

Зав. кафедрой, канд.тех.наук., доц. Брусова В.И. _____________


на заседании НМС Ливенского филиала Госуниверситета-УНПК
Протокол № _____ от «___» ______________ 20__ г.

Председатель НМС канд.соц.наук. Колякина Е.А._____________






1 ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Таблица 1 – Соотношение контролируемых модулей дисциплины с компетенциями и оценочными средствами
Наименование раздела
Формируемые компетенции
Текущий контроль
Промежуточная аттестация



Форма контроля
Наименование КОС
Форма контроля
Наименование КОС

Раздел № 1 «Основные принципы алгоритмизации и программирования»
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1.6
Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Экзамен
Вопросы для подготовки к экзамену
Билеты



Тестирование
Система тестовых заданий



Раздел № 2 «Составление программ на языке Pascal»
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6
Практические работы
Методические указания по выполнению практических работ





Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ





Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования



Раздел № 3 "Объектно-ориентированная модель программирования"
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-1.6
Практические работы
Методические указания по выполнению практических работ
Экзамен
Вопросы для подготовки к экзамену
Билеты



Лабораторные работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ





Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования






Таблица 2 – Перечень оценочных средств

Форма контроля
Наименование КОС
Краткая характеристика оценочного средства
Критерии оценки

Устный опрос-собеседование
Перечень вопросов для обсуждения
Беседа преподавателя со студентов на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, с целью оценки знаний и умений по определенному модулю
студент демонстрирует:
- непонимание проблемы, на большинство вопросов нет ответа – «неудовлетворительно»
- частичное понимание проблемы, получены положительные ответы на 60 % заданных вопросов – «удовлетворительно»;
- значительное понимание проблемы – «хорошо»;
- полное понимание проблемы, на все вопросы дает краткие и четкие ответы – «отлично»

Разноуровневые задания и задачи
Перечень задач
Задания, позволяющие оценивать и диагностировать знания фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия
- выполнено менее 60% задания – «неудовлетворительно»
- выполнено 60-70 % задания - «удовлетворительно»
- выполнено 71-85 % задания - «хорошо»
- выполнено 86-100 % задания - «отлично»

Лабораторные работы
Практические работы
Методические указания по выполнению лабораторных работ

Методические указания по выполнению практических работ
Средство проверки способности составлять блок-схемы алгоритмов; проводить анализ и разработку программного кода продукта, выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
- работа выполнена в полном объеме, студент может пояснить выполнение любого этапа работы, отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы, студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
- зачет по выполнению лабораторных и практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ с отчетами по всем работам

Тестирование
Банк заданий для компьютерного тестирования
или
Система тестовых заданий
Контрольное мероприятие по учебному материалу каждого раздела дисциплины, состоящее в выполнении обучающимися системы стандартизированных заданий, которые позволяют оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося.
- выполнено менее 60% задания – «неудовлетворительно»
- выполнено 60-70 % задания - «удовлетворительно»
- выполнено 71-85 % задания - «хорошо»
- выполнено 86-100 % задания - «отлично»

Экзамен
Билеты
Экзамен по дисциплине служит для оценки работы обучающегося в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Студент демонстрирует:
- непонимание проблемы. На большинство вопросов нет ответа – «неудовлетворительно»
- частичное понимание проблемы. Получены положительные ответы на 60 % заданных вопросов – «удовлетворительно»;
- значительное понимание проблемы – «хорошо»;
- полное понимание проблемы. На все вопросы дает краткие и четкие ответы – «отлично»


Вопросы для подготовки к экзамену






2 Фонд оценочных средств

2.1 Комплект тестовых разноуровневых заданий по вариантам

Вариант I Высокий уровень сложности (максимально возможная оценка – 5).
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program Умножение;
var A, B, C: boolean;
begin
read (A, B)
C = A * B
writeln (Произведение введенных Вами чисел равно , C)
end.
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
2chisla
kalkulator_dohodov
сумма
xc55po
nAMB3
program
_123
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:

Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Определите, что будет выведено на экран после выполнения следующего алгоритма:
var s:integer; k:real;
begin
s := 25;
if s mod 2 <> 0 then
begin
s := s – 1;
k := s / 2;
end
else k:= s;
writeln (k)
end.
Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма при имеющихся исходных данных (3, -2, 9, 7, -1, 6, 1):
program Example;
var a: array [1..7] of real; S: real; i: integer;
begin
for i := 1 to 7 do
read (a[i]);
S := 0;
for i := 1 to 7 do
S := S + a[i];
writeln (S)
end.
Начертите в тетради и заполните таблицу:
i
1
2
3
4
5
6
7

a[i]
3
-2
9
7
-1
6
1

S








Напишите программу, которая находит сумму четных чисел, больших пяти, в последовательности целых чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 100. Введенные числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: сумму четных чисел, больших пяти.
Пример работы программы:
Входные данные
Выходные данные

12
15
30
4
2
0
42



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов

Задания 1 – 4
3

Задание 5 – 6
4

Задания 7
5

Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка

21-25
5

16-20
4

12-15
3


Вариант II Средний уровень сложности (максимально возможная оценка – 4).
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program exmpl
var C: char
begin
write (Введите длины трех сторон треугольника: ’)
read (A, B, C)
write (Треугольник со сторонами ’, a, b, c)
if a + b > c and b + c > a and a + c > b
then write (существует.’)
else write (не существует.’)
end.
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
Математика
_semenova
сумма
xc55po
inform_урок
begin
_123
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:

Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Определите значение переменной c после выполнения алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 100;
b := 30;
a := a – b * 3;
if a > b
then
c := a – b
else
c:= b – a
Напишите программу. Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те их них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень – отрицательные. Результат вывести на экран.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов

Задания 1 – 4
3

Задание 5 – 6
4

Задания 7
5

Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка

21-25
4

16-20
3




Вариант III Низкий уровень сложности (максимально возможная оценка – 3).
Найдите ошибки в записи программы. Перепишите программу в исправленном виде.
program произведение
A, B, C: real
begin
readln (A, B)
C = A * B
writeln (Произведение введенных Вами чисел равно , C)
end.
Укажите недопустимые имена программ на Паскале:
chisla
(hit)
сумма
666
NYPL
readln
Запишите на Паскале следующее арифметическое выражение:

Установите соответствия между типами данных и типами переменных в Паскале:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В алгоритме, записанном ниже, используются целочисленные переменные a и b. Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 7;
b := a – 8;
a := -3 * b + 3;
b := a / 2 * b
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Напишите программу для вычисления периметра и площади прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов a и b.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Система оценивания работы
Оценивание выполненных заданий
Задания
Кол-во баллов

Задания 1 – 4
3

Задание 5 – 6
4

Задания 7
5

Оценка по итогам проверки работы
Кол-во баллов
Оценка

20-25
3

2.2 Тестовые задания для компьютерного тестирования

Тема : «Строки»
1. Определите значение переменной k, после выполнения фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=length(n);
write(k);
Ответ: ________________________________

2.Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
delete(n,10,8);
write(n);
Ответ: ________________________________

3. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
insert('оч',n,8);
write(n);
Ответ: ________________________________

4. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=copy(n,19,7);
write(k);
Ответ: ________________________________

5. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
k:=copy(n,1,1);
delete(n,1,20);
insert(k,n,0);
delete(n,6,1);
write(n);
Ответ: ________________________________

6. Определите значение переменной k, если
n:='Обработка строк в Паскаль';
for i:=1 to length(n) do
if n[i]='а' then inc(k);
write(k);
Ответ: ________________________________

7. Определите результат работы следующего фрагмента программы:
n:='Обработка строк в Паскаль';
for i:=1 to length(n) do
if n[i]='о' then n[i]:=' ';
write(n);
Ответ: ________________________________

8. Определите начальные значения переменных a и b, если поле выполнения фрагмента программы программа вывела на экран “Привет! Как дела?” (без кавычек)?
c:=b+a;
insert(' Как ',c,8);
write(c);
Ответ: ________________________________

9. Какую фразу можно записать в переменную x, чтобы после выполнения фрагмента программы переменная k приняла значение 6? Можно написать пример.
k:=10;
for i:=1 to length(x) do
if x[i]=' ' then dec(k);
write(k);
Ответ: ________________________________

10. Что будет выведено на экран после выполнения программы?
var
s:string;
i:integer;
begin
s:='S';
for i:=1 to 3 do
s:=s+'о';
write(s+'S');
end.
Ответ: ________________________________

2.3 Вопросы к экзамену III семестра

Основные понятия алгоритмизации. Свойства алгоритмов.
Общие принципы построения алгоритмов.
Основные алгоритмические конструкции.
Логические основы алгоритмизации.
Языки программирования.
Эволюция языков программирования.
Классификация языков программирования.
Понятие системы программирования.
Методы программирования.
Язык программирования Pascal. Основные элементы языка.
Стандартные типы данных на Pascal. Пример.
Структура программы. Линейная программа на Pascal. Пример.
Управляющие структуры. Условный оператор на Pascal. Пример.
Управляющие структуры. Безусловный оператор на Pascal.
Управляющие структуры. Оператор цикла с предусловием на Pascal. Пример.
Управляющие структуры. Оператор цикла с постусловием на Pascal. Пример.
Управляющие структуры. Оператор цикла с параметром на Pascal. Пример.
. Основы алгебры логики. Законы логических операций.
Управляющие структуры. Программы с ветвлением.
Тенденции развития программного обеспечения и вычислительной техники.
Алгебра логики. Таблицы истинности.
Понятие системы программирования. Интегрированная среда программирования.
Методы программирования. Достоинства и недостатки.
Логические операции с высказываниями.
Методы программирования. Достоинства и недостатки.
Типы данных языка Pascal.
Управляющие структуры. Безусловный оператор на Pascal.
Жизненный цикл программного обеспечения.
Структурные схемы программ на алгоритмическом языке.
Общие принципы разработки программного обеспечения.
Синтаксис языка Pascal.
Операторы языка программирования Pascal.

2.4 Образец экзаменационного билета

1. Основы алгебры логики. Законы логических операций.

2. Управляющие структуры. Программы с ветвлением.

3. Составить блок-схему и написать программу на языке Pascal, используя оператор выбора: Вычислить площадь различных геометрических фигур:



2.4 Вопросы к экзамену IV семестра

Структуры данных. Одномерный массив на Pascal. Пример.
Структуры данных. Двумерный массив на Pascal. Пример.
Комбинированный тип в Pascal.
Множественный тип в Pascal.
Структуры данных. Записи на Pascal. Пример.
Структуры данных. Множества на Pascal. Пример.
Строки на Pascal. Работа со строками. Пример.
Модули на Pascal. Стандартные модули Паскаля. Пример.
Файлы на Pascal. Работа с файлами. Пример.
Процедуры и функции для работы с файлами на Pascal. Примеры.
Программирование рекурсивных алгоритмов на Pascal. Пример.
Классы памяти в Pascal.
Библиотеки подпрограмм в Pascal.
Основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка.
Объектно-ориентированный подход к программированию.
Основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка.
Понятие объекта.
Наследование.
Инкапсуляция.
Полиморфизм.
Переопределение.
Классы и объекты. Компоненты.
Общие принципы разработки программного обеспечения.
Общесистемные принципы.
Жизненный цикл программного обеспечения.
Интерфейс среды Delphi.
Характеристика проекта Delphi.
Компиляция и сборка проекта в Delphi.
Запуск проекта и отладка приложения в Delphi.
Разработка приложения Delphi.
Этапы разработки приложения Delphi.
Тестирование, отладка приложений в Delphi.
Создание документации в Delphi.
Иерархия классов в Delphi.
Перезагрузка методов в Delphi.
Визуальное событийно – управляемое программирование в Delphi.
Разработка оконного приложения в Delphi.
Объявление класса, создание экземпляров класса в Delphi.
Создание наследованного класса в Delphi.
Создание простейшего приложения в Delphi.


2.5 Образец экзаменационного билета

1. Объектно-ориентированный подход к программированию. Классы и объекты. Компоненты.

2. Процедуры для работы с файлами на Pascal. Примеры.

3. Составить программу, позволяющую сформировать массив из слов данного предложения. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы Т.


Рекомендуемая литература




Голицына, О.В. Основы алгоритмизации и программирования / О.В. Голицына, И.В. Попов: учб. Пособие – М. ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012 – с. 432
Росс, Г.В. Основы информатики / Г.В.Росс, В.Н.Дулькин, Л.А.Сысоева – М.: ПРИОР, 2011. – 160 с.
Фаронов, В.В. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс / В.В.Фаронов – М.: Нолидж, 2012. – 616 с.
Аляев Ю.А., Козлов О.А. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 320 с.
Сальников Ю.Н. Программирование. Базовый курс. – М.: Маркет ДС, 2011. – 336 с.
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник. – М.: Академия, 2012. – 400 с.














Integer

Byte

Boolean

Char

String

Целые числа

Логические значения

Символьный тип данных

Числа в диапазоне от 0 до 255

Строковый тип данных

Integer

Byte

Boolean

Char

Целые числа

Логические значения

Символьный тип данных

Числа в диапазоне от 0 до 255

b := 1; c := 2;

b = 4

c := b * c;
b := b + 1;

Да

Нет

Integer

Byte

Boolean

Char

Целые числа

Логические значения

Символьный тип данных

Числа в диапазоне от 0 до 255

b := 1; c := 2;

b = 4

c := b * c;
b := b + 1;

Да

Нет



!Логотип на методичкиРисунок 10Описание: !Логотип на методичкиMђ Заголовок 1 Заголовок 2}ђ Заголовок 4 Заголовок 615