Вода как среда жизни организмов

Урок биологии в 5 классе по теме:
«Вода как среда жизни организмов».
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Форма организации урока: групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
1.Личностные: развитие любознательности, формулирование интереса к изучению природы.
2.Метапредметные: овладения способами самоорганизации учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, развитие коммуникативных умений.
3.Предметные: называть основные абиотические факторы водной среды, выделять особенности строения организмов.
Оборудование: компьютер, проектор, рисунки организмов обитающих в воде.
Ход урока
1.Орг. момент. Подготовка к уроку.
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
2. Актуализация знаний учащихся. Тестирование.
(Что такое среда обитания? Назовите среды обитания. Что такое экологические факторы?)
Взаимопроверка (поменялись тетрадями).
3.Работа в группах «Кто лишний?» (2 конверта, в конвертах изображение живых организмов, которые относятся к разным царствам)
4. Изучение нового материала.(презентация)
«Чёрный ящик». (Здесь находится вещество)
Антуан де Сент-Экзюпери сказал о нём так:
«У тебя нет ни вкуса , ни цвета
Ни запаха , тебя невозможно описать :
Нельзя сказать , что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире.
(о каком веществе идёт речь?)
Это вещество – вода (стакан с водой на парте)
Тема урока «Вода как среда жизни живых организмов» (записывают в тетради)
5. Необходимо определить цель нашего урока .
(Вам даны предложения с представленными словами, расставив слова по порядку вы определите цель урока).
1.Среда обитания особенности водной изучить.
2. Среда обитания выяснить как организмы к данной приспособились.
3. Открытие новых знаний .
6. Вода- самое распространённое вещество на земле , почти ѕ поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки , и озёра(слайд)
Вся вода на земле образует – гидросферу (слайд).
(записываем слово в тетради)
Все живые организмы , живущие в воде называют гидробионты.(записывают в слово в тетради).
7. Ребята, давайте вспомним известные вам свойства воды.(составление схемы)
1) агрегатное состояние воды (жидкое , твёрдое, газообразное).
2) вода имеет цвет – прозрачна.
3) вода имеет запах – без запаха.
4) вода имеет вкус – без вкуса.
5) вода – растворитель.
6) вода подвижна – стр. учебника 21 (№2 лупа)
7) плотность ( плотность воды больше чем воздуха ).
8.Какими экологическими факторами характеризуется вода как среда жизни .
1) кислорода – не хватает (рассказ).
2) света – мало.
3) воды – достаточно.
4) температура – изменяется.
9. Мы выяснили особенность водной среды обитания? Переходим к вопросу – как приспособились живые организмы к жизни в водной среде?
Назовите организмы – живущие в воде .
Ответы учеников.
Рыбы, акулы, киты и т.д.
Рыбы. Форма тела рыб (слайд).
Вода плотнее воздуха и поэтому в ней не так легко пробить себе дорогу и передвигаться . Рыба легко плавает рассекая воду, благодаря тому, что тело её имеет форму веретена или сжатое с боков.
1.Признак обтекаемая форма тела.
2.Тело рыбы покрыто слизью, которая уменьшает трение при передвижении (легко удержать рыбу в руках? – трудно)
А чем дышат рыбы – (жабрами – поглощают кислород как и мы только растворённый в воде.
3. Рыбы двигаются вперёд – это работа хвостового плавника.
Рыбы не только плавают, но и летают. Рыбы тропической и субтропической воды Мирового океана. У них сильно разрослись грудные плавники. Полёт продолжается около 4 секунд, на расстоянии до сотни метров.
4. Следующее приспособление – плавники.
Акула – обтекаемая форма, боковая линия – воспринимающая движение воды.
Киты – обтекаемое, торпедовидное тело, слой жира защищает от переохлаждения и помогает удерживать воду в организме.
Самое большое животное на Земле – длинна -30 м. вес – 150 т. Сердце весит – 600-700 кг.,
печень – целую тонну. Это животное может жить только в воде.
Дельфины – обтекаемая форма, кожа смазывается жиром, для уменьшения трения.
Киты и дельфины – это млекопитающие, млеко – молоко, детёныши питаются молоком, дышат лёгкими, но воду не покидают, а вот моржи живут как на суше, так и в воде.
5. Приспособление – ласты (плавать в воде и передвигаться на суше).
6.Подкожный слой жира.
10. В зависимости от передвижения, пребывания в определённых слоях воды (морей, океанов), все живые организмы подразделяются на 3 экологические группы:
1.Планктон (слайд) (парящий в воде).
2. Нектон (блуждающий).
3.Бентос ( дно).
11.Растения – водоросли.
Закрепление (слайд).
12.Рефлексия (цветы на дереве).
13. Дом. Задание пар.6 подготовить сообщение о водных животных.








Тест
1.К экологическим факторам живой природы относятся
1) ветер;
2) дождь;
3) комар;
4) туман.
2. К экологическим факторам неживой природы относятся воздействие:
1) вирусов;
2) бактерий;
3) света;
4) простейших.
3. Лишний термин: свет, температура, влажность, ветер, давление, бактерии, дождь, буран.
4. Вспашка целинных степей сокращает численность:
1) тушканчиков;
2) выдр;
3) тетеревов;
4) осетров.
5. Совокупность условий в которых обитает живой организм называется:
1) средой обитаний;
2) экологическим фактором;
3) факторами живой природы;
4) факторами неживой природы.
6. Примером деятельности человека как экологического фактора является:
1) образование гор;
2) вырубка лесов;
3) испарение воды;
4) воздействие бактерий.


15